Дорога к Карлу Марксу
(Из книги «О людях и для людей»)
Чёрной лентой дорога убегает под колёса нашего «газона», наполовину крытой фанерной крышей грузовой бортовой машины. Вверху, над этой крышей, не очень бросающаяся в глаза, табличка с надписью: «Специальная». А в кузове под этой брезентовой лёгкой крышей, укрывшись в тулупы и в валенки, тесно сгрудились пять или шесть человек. Холодно, а так, вместе, вроде и теплее! Впереди – сигнальные огни ещё одной нашей машины. Но, в отличие от «газона», она уже полностью крыта металлическим верхом и внешне напоминает больше « чёрный воронок». Это ещё одна спецмашина и в ней размещена электролаборатория электротехнического цеха нашего завода. В кабине «газона» за рулём водитель Иван Сергеевич Глухов, а рядом с ним я, корреспондент нашей заводской газеты.
Чтобы скоротать дорогу, говорим с ним обо всём: о плохой погоде и о сегодняшней поездке, и о том, куда мы путь держим: «…Что мне нравится в этом колхозе имени Карла Маркса, – неторопливо и подробно вводит меня Иван Сергеевич в курс всех шефских дел в этом хозяйстве, – так это то, что здесь трудятся люди только из одной деревни. Когда в колхозе люди из разных деревень, то и интересы у всех там разные. Так было, например, в моей родной деревне, что в Липецкой области. В молодости я жил в самом ближнем к Тульской области районе, что граничит с Ефремовским районом – Елецком. В колхозе у нас потому и было несколько сельсоветов, что много деревень, а это значит, что было и несколько властей. Много хозяев и каждый из них в колхозе думал лишь о своей деревне. Вот и не было никакого порядка. А этот колхоз – очень крепкий! Ему надо лишь немного помочь, чуть-чуть подтолкнуть, и он будет надёжно стоять на ногах!..».
За окном машины на полях видны чёрные комья земли, вспаханной по осени, но не прикрытой до сих пор снегом. Беда, февраль, а снега пока нет! Заметив брошенный мною взгляд на поле, мой собеседник вздохнул и продолжил: «… Земля здесь богатая, от самого Щёкино до Орла – только чёрнозём! Плохо, конечно, что снега нет, зима подкачала, но и это нам на руку! – тут он дружески подмигнул мне, – ещё много нам дел в колхозе к весне выполнить нужно, а когда тепло, то и работать нам сподручнее. Да и такую сиротскую зиму скотине перезимовать легче…».
– И в кузове не так пока холодно в колхоз добираться, – добавляю я, указывая на заднее окошко кабины, где сгрудились в кучу рабочие электротехнического цеха. Шефы и в такую непогодь мчатся сегодня помогать подшефному колхозу, – часто вот так вы «путешествуете»?
– Бывает, что и с открытым кузовом приходится ездить. А ездим раз в неделю, каждый четверг, если в автотранспортном цехе не дают автобус, то добираемся на цеховых машинах, вот как, к примеру, сегодня. В кузове, конечно, ехать тоже не мёд, в кабину к нам и то ветерок задувает, а там, на улице-то, наверное, градусов около восьми мороза? А как там, в кузове? Вон в той, – он указывает на впереди нас идущую машину, – там, конечно же, теплее, крытая, но, думаю, и в ней холодно, хотя она полностью закрыта – без щелей и без окон. Но она ведь тоже совсем не оборудована для перевозки людей! Да и много в неё народа не войдёт. Большую часть кузова занимает специальное оборудование. Это же не автобус, а цеховая лаборатория на колёсах!..».
Сегодня, в сравнении с предыдущими днями, заметно и ощутимо похолодало, зябко даже в кабине, хоть зиму сегодня Иван Сергеевич называют «сиротской». И не прав мой водитель, что мало людей может влезть в спецмашину – сам видел – до пятнадцати человек набилось в эту лабораторию! Всё-таки, знают люди, что там ехать значительно теплее, чем в кузове нашего «газона». А ребята-то в кузове-то нашем, наверное, совсем закоченели? И мне представилось почему-то, как утром, всего час-два назад, те пятнадцать человек, что забились не в наш кузов, а в спецмашину, с шутками и прибаутками, с острыми, но добродушными подколками, тащили в неё лавки, стулья и попавшиеся под руки в цехе табуретки. Как же всё это там вместились? И что за смелый водитель, решившийся на столь опасную поездку в такую непогодь? Что за работа ожидает их в колхозе при таком вот ледяном ветре?
– Сварщик наш там за рулём сидит, – кивнув в сторону впереди идущей машины, словно догадавшись, о чём я думаю, поясняет мне Глухов. – Вот и представь: в дороге за баранкой он пробудет два часа, затем в колхозе до половины пятого варить он что-то будет, а потом опять за руль и два часа дороги до дома. Вот ведь сколько он в работе и за рулём, так что намотается за день?!..
И Иван Сергеевич начал мне тут рассказывать о том, что в кабине той машины рядом со сварщиком-водителем едет и сам начальник нашего электроремонтного участка Евгений Иванович Поляков. Он и есть вдохновитель и организатор всех вот таких «экспедиций по четвергам». Люди ему верят, он сумел убедить всех в цехе и на заводе, что это дело нужное, стоящее и необходимое и потому все члены «экспедиции» безропотно подчиняются ему. И в этих его словах зазвучала всё та же восхищённая интонация, которая слышалась мне утром, когда у ворот цеха его «экспедиция» ожидала подхода вот этих двух мчащихся сейчас в колхоз машин: « Молодец, Поляков! – слышалось вокруг, – хороший организатор, настойчивый! В том, что мы сегодня неплохо обеспечены и картошкой, и гречкой, и молоком и мясом – всё это рук его дело!..». Да, непросто в наши дни заслужить такое уважение людей. И вспомнив начало дня, я спросил:
– А что это сегодня утром Поляков был такой возбуждённым, громко командовал, метался без конца туда-сюда?
– А как же ему не метаться?! Бьётся человек, старается для нас, ему бы в помощь двух, трёх человек, таких, как он, вот тогда бы был толк! А то, что он ругался? Так это, потому что нервы не выдерживают – автобус нам не дали сегодня опять утром в автотранспортном цехе!.. Вот и приходится до колхоза на своих теперь цеховых машинах добираться!..
– Заказ-то на автобус был дан предварительно?
– А то, как же, заранее?! Да там и без заказа все отлично знают, что мы каждый четверг в колхоз ездим. И так это уже второй год! Беда в том, что водители в автотранспортном цехе ездить в этот колхоз не хотят, отказываются. Видишь ли, далеко! Сергей Клинников сослался, например, на то, что в машине масло потекло, а Перепёлкин условие поставил: в три часа домой отправляться! А у нас в колхозе в это время – самая работа? Чем Поляков его только ни соблазнял: и молоком, и мясом, и отгулами – не поехал!
Некоторое время ехали молча. Но вот Глухов вновь заговорил: « А вот, сейчас, будет и мост, там ещё километра два нам по просёлочной дороге и … приехали!». И опять: «Ничего, ничего, сейчас ещё ездить можно, ещё не очень холодно, летом, так вообще благодать!..»
Между тем машина нырнула под мост и выскочила на блестящую обледенелую просёлочную дорогу и помчалась к уже виднеющимся домам. И вот мы, наконец-то, въезжаем в колхоз имени Карла Маркса. Слева – крепкие дома из красного кирпича, под железными крышами, а справа – цистерны с горючим. Затем вижу хорошо крытые и тёплые механические мастерские, дальше ангары для техники, затем зернохранилище и магазин. И вот за домами, слева от дороги, как в сказке, показался очень красивый Дом культуры. Тут наша машина вновь ныряет под уклон и выскакивает из небольшого оврага, проезжает вдоль стены длинного помещения, видимо предназначенного для зимовки крупного рогатого скота, и, наконец-то, останавливается возле строящегося комплекса для откорма свиней. Рабочие посыпались как горох из передней машин.
От былого раздражения у Полякова не осталось и следа. Он здесь свой человек и прибыл делать нужное дело. Легко выпрыгнув из кабины, он тут же расставляет людей по рабочим местам, вот он уже здоровается с колхозным зоотехником, какими-то женщинами в рабочей одежде, с бригадиром.
– А это, – знакомит он с ними и меня, – председатель колхоза: Анатолий Николаевич Корсаков.
– Что могу я сказать о работниках электротехнического цеха с Косогорского металлургического завода? – переспросил мой первый же вопрос председатель и сразу же, дружески улыбнувшись, ответил: – Да, только одно хорошее! Работают они у нас с мая прошлого года. Любую нашу просьбу выполняют сразу же, с полуслова. И мы, в свою очередь, стараемся удовлетворить все их запросы. Сотрудничаем, как теперь говорят, «на взаимовыгодной основе». Я так думаю, пусть мы немного потеряем в цене при продаже мяса, молока, зато у нас будет хорошая свиноводческая база. Это же основа для производительной работы, молодцы ваши ребята! То, что они сделали, вы можете сейчас увидеть своими глазами!..
И мы входим внутрь строящегося комплекса. Он, действительно, выполнен очень большой объём работ. Это особенно ощущается, когда находишься внутри свиного комплекса. Сколько же здесь теперь разместится свиней?! Их и в только одной готовой половине предостаточно: хрюкают, дерутся, спят, едят, греются друг об друга, стремясь занять самые тёплые места. «Это ваших заводских ребят работа, – говорит председатель, я имею в виду прекрасное состояние и современное оборудование помещения маточника! Впечатляет? Чисто, тепло, светло!..».
Да, это помещение совсем и не напоминает свинарник: чисто, как в больнице, просто санаторий для свиней! У свиноматок очень довольный вид, они блаженствуют на тёплом, с электрическим подогревом бетонном и на совершенно чистом полу. Здесь полностью механизирована уборка навоза. Вот-вот завершатся работы по механизации раздачи корма. Однако, не будем вдаваться в подробности обустройства этого маточника, скажем только одно – всё здесь выполнено не только технически грамотно, но и эстетично, красиво, удобно и продуманно. Проще сказать – всё сделано «с головой и с душой»!
– А вот что было до этого! – и Корсаков провожает меня в совершенно иной маточник. Какой резкий контраст с только что мною увиденным, какое же неприглядное тут зрелище! Сплошное нагромождение клеток, железных заборов, труб и проводов. Тесно и неуютно. И я подумал: «Бедные животные!». А в новом свином маточнике для тех же свиней построен заводчанами просто рай! Для каждой свиноматки – отдельный и просторный загон. Каждый из них не продуваем ветром, и в них нет сквозняков, они с кирпичными надёжными перегородками. А здесь – теснота и грязь! Но и тут скоро всё станет иначе, за тем и приехали сюда сегодня ребята из электротехнического цеха. Вижу: одна половина и этого старого маточника демонтирована. Электрики, и часть людей из газового цеха, готовят здесь к укладке в полы трубы, в которых будет спираль электрического подогрева полов. Затем эти трубы будут залиты бетоном, и навсегда пол станет тёплым и сухим.
В течение всего рабочего дня заводчане упорно и ударно трудились: таскали носилки, варили трубы и арматуру, долбили ломами землю внутри и вне здания, ремонтировали системы уборки навоза и электропроводки. Никто не остался без дела, и домой возвращались не с пустыми руками – везли бидоны с молоком, мясо. А трое из рабочих «экспедиции» даже купили на выкорм по маленькому поросёночку.
– Хороший колхоз! – говорит удовлетворённо Поляков. – Всего около ста человек в нём работают, а сколько здесь всего есть! Потому, что здесь работают заботливые и хозяйственные люди и, прежде всего, заботливый и умный председатель, который прикладывает все силы к тому, чтобы колхоз выжил в наше трудное время. Здесь думают, – говорит Поляков, – и о том: как сделать так, чтобы людям было легче жить. Этот колхоз – очень надёжный партнёр и с ним нужно крепить с ним дружбу!
А я бы хотел добавить ещё к сказанному: замечательно здесь и то, что в этом хозяйстве хорошо понимают цену настоящей дружбы, точно так же, как это понимает в электротехническом цехе нашего завода Евгений Иванович Поляков.
А.Бочаров.
1993.
Свидетельство о публикации №215012702176