В. Поленов. Московский дворик. Бабушкин сад
Похожие дворянские дома городских усадеб, как напоминания времён ушедших, ещё можно увидеть в разных местах Москвы. И даже потрогать, рукою прикоснуться ко времени ушедшему. Вот, например, на Остоженке таких сохранившихся усадеб несколько. А от Арбата до Остоженки не более 15 минут ходьбы пешком. В одном из них жила матушка Тургенева. И сам он в ней же поведал нам историю про собачку Му-Му.
Слава тебе, Господи, таких обителей дворянских в Москве осталось ещё не мало. Иные просто роскошные. Без этих сколков прошлого город наш сильно обеднел бы. А вот дом, что мы видим на картине, давно уже почил. Как и многих других двориков похожих мы больше не увидим никогда. А если и увидим, то только на живописных полотнах замечательных художников. Они спасли для нас эти чудные видения нашей старины, наших корней. Да и как им было уцелеть, этим дворикам. Они ведь не входили в реестр памятников культуры и истории под охраной государства
В роскошно-запущенном саду по дорожке, осторожно ступая и кряхтя, идет бабушка в темно-коричневом салопе и белом нарядном чепце. Вышла она подышать воздухом из затхлых покоев столь же старого, как и она сама, дома, в котором прошла вся её жизнь. А теперь дом опустел, и вместе со своей хозяйкой доживает он свой век. Она только что с немалым трудом спустилась по стертым мраморным осыпающимся ступеням лестницы. А ведь когда-то… Много-много лет назад в детские и юные годы в несколько мгновений она сбегала по тем же ступеням навстречу, как ей казалось, бесконечно долгой жизни. Жизни, которая была еще наполненной радостными ожиданиями и открытиями.
А теперь все прошло. Всё позади. Длинная дорога жизни почти уже и пройдена. Осталось всего ничего. Может месяцы, а, может быть, и дни пребывания в земном нашем существовании. Но остались ещё и воспоминания. Вот ими и полна душа. Только тем и жива. А сил физических осталось только вот чтобы дотащиться до беседки в саду. Да и то с помощью услужливой внучки.
Бабуля могла бы рассказать многое. Вот, например, как в юные свои годы видела она приход иноверцев-супостатов в Москву. Они продвигались к Кремлю по опустевшему городу как раз вдоль старого Арбата. А эта неширокая и сегодня улица находится всего-то ничего, в ста метрах от дома. Могла бы она видеть и то, как эти «просвещенные» иностранцы подвергали разору ту самую церковь, которую мы видим на поленовском пейзаже.
Да, всё осталось в прошлом. И доживает она свой долгий век в доме, с колонн которого и фасада сыплется штукатурка. Идет она, с трудом ступая по песку в саду запущенном, заброшенном и прекрасном во всей своей природной красоте, не тронутой уже как давно рукой человека. Её согбенная спина несёт, кажется, весь груз прожитых лет. Она в мыслях своих уже не в этой жизни. Жизнь состоялась. Ждать от неё уже ничего больше не приходится. И мысли её все либо о прошлом, либо о жизни вечной. Вот о ней, о жизни вечной, время от времени напоминает вечерний звон всё той же, рядом стоящей церкви.
А справа бабушку бережно поддерживает внучка. Она одета в розовое платье, сшитое по последней моде. Вот для неё все ещё впереди. Вся жизнь впереди. Сегодня внучка, по всей видимости, единственная духовная опора бабушки на склоне её долго-долгих лет. Вспоминается невольно известное «Тебе я место уступаю. Мне время тлеть. Тебе – цвести». Закон продолжения жизни. Суровый закон, но на нам зиждется все наше бытиё. Время идет. Река жизни уносит всё, что отцвело, отжило и стало ненужным для продолжения жизни. И чему пришел срок существования на земле. И унесет она вскоре и эту бабушку в салопе, да и дом её тоже. И унесла бы бесследно. И кто бы знал о их существовании, если бы не добрый и талантливый художник.
А внучка…. Вот смотрю я на неё. Она – всё очарование юности и само цветение. И кто скажет, что творится в душе у этого юного создания, бережно поддерживающего под локоток старость и немощность.
Стройный стан. Легкая поступь. Да, и то, правда, что тут заглядеться на такую красоту совсем не диво, и полюбить её тоже всякий не прочь. А тут что же получается у юной девы? Вместо волнующего променада по Арбату с галантным корнетом под ручку, прогуливай эту немощную старуху по запущенному саду. А что если и она тоже, как скучающий денди в дорожной кибитке, думает про себя, «когда же черт возьмет тебя», бабка. Таскайся тут с тобой, с некогда властной помещицей, вроде мамаши Тургенева.
А может всё совсем и не так. Внучка любит безмерно свою бабушку. Она помнит, как приросла она всею душою с самых первых своих лет к этому бесконечно дорогому существу. Она помнит теплоту руки, глядящую её по русой головке в не так уж и далёком детстве. Помнит она бабушкины сказки, приобщавшие её к русскому миру её души. Как помнит она и то, что только вот все понимающей бабушке они и могла доверять самые сокровенные мысли, радости и горести её детского и девичьего существования.
И идет она рядом с любимой милой бабушкой в полном осознании того, что идти так вот им вместе осталось совсем недолго. Кавалер, ради которого она так приоделась, никуда не уйдет. Весьма вероятно ждёт он её в нетерпении где-то рядом на Арбате. А вот бабуля… Сердце щемит от этого безжалостного и неотвратимого закона жизни. Всему есть начало, и всему есть конец. Кому отдать драгоценные мгновения жизни? Душа разрывается между благодарным движением сердца к бабуле, дни которой сочтены и движением к неведомым ощущениям, которые властно требует вся её девичья природа.
В таких роскошных одеяниях не выходят погулять по заброшенному саду даже и с любимой бабулей. Шелка и кринолин. Так одеваются во всем природном желании понравиться на прогулке с услужливым кавалером. Может быть, художник так нарочито одел свои персонажи, но мы их воспринимаем такими, какими их видим. А видим мы жизнь, которая вот-вот превратится в тлен и прах. А рядом .. А рядом очарование весны нашего земного существования. И все это – старческая немощь и цветение юности - идет рука об руку по дорожке «Бабушкиного сада».
Свидетельство о публикации №215012702276
Полотна Третьяковки - это вместилище труда гениев. Поразительно, сколько на её квадратных метрах размещено шедевров собранных со всей бескрайней России.
Удивительно и то, что, кто-то из многих тысяч их отобрал.
Картины Третьяковки, репродукции которых мы помним из учебников, стали нашей сутью.
После них начинаешь задумываться, а нужно ли современное искусство.
Владимир Иноземцев 28.01.2020 16:56 Заявить о нарушении