Под Октябрьским мостом тихо Волга течет

     Сербский писатель  Иво Андрич однажды написал о мостах: «Они важнее, чем дома, они более святы, чем церкви, потому что сильнее объединяют. Они принадлежат всем и всем в равной степени пользу; они возводятся именно в тех местах, где сходится множество  человеческих потребностей; они долговечнее других строений и никогда не служат какой-то скрытой или злой цели». Есть ли что важнее, чем сближение противоположных берегов и живущих на них людей? Эти сооружения  давно стали символом  единения. Мы говорим «наводить мосты», имея  в виду налаживание отношений, дружбы, или наоборот «сжечь мосты», исключив любую возможность отступить, изменить свое решение.

     Среди моих знакомых – главный инженер мостоотряда № 6 Вячеслав Ильич Прудников. На его счету  пять мостов через Волгу  и шестой, Толбухинский, через Которосль. А мостам через маленькие речки он давно потерял счет. Прудников, выпускник московского института, попал в 1960 году на Рыбинский мост, уже строившийся по проекту Е.С. Уланова, между прочим, родственника  великой балерины, а Октябрьский стал для него особой вехой. Здесь все при нем случилось – закладка, и испытания.

     Я помню, как закладывался  будущий мост через Волгу. Он начинался с левого берега. В редакции мне дали задание сделать репортаж об этом. К тому времени высоко над водой  уже были смонтированы  первые бетонные  балки. И молодой прораб радушно пригласил меня за собой  по этой узенькой  жердочке.  Наверное, я испугалась и даже несколько обиделась на прораба. А потом поняла, он вовсе не смеялся надо мной  и не испытывал  на смелость. У него, как у всех настоящих мостовиков, до автоматизма было развито профессиональное чувство равновесия, и он думал, что и все остальные могут спокойно балансировать между небом и водой.

     С Прудниковым разговаривать  очень интересно, потому что рассказывает он с огромным уважением и любовью к своей  работе. Так, как учил своих воспитанников  удивительный мостовик, профессор А.Ф. Смирнов: мост – венец инженерного искусства, он всегда уничтожает  препятствия, всегда встает там, где люди без него пройти не могут.

     Все «прудниковские» мосты имеют особые черты. Рыбинский  арочный мост не раз получал  международные архитектурные  премии. При строительстве Октябрьского  впервые применена  технология  навесного моста  из 60-тонных железобетонных  блоков  с клеевыми стыками. Второй путь железнодорожного моста через Волгу – впервые использована сборка  пролетных строений на  высокопрочных болтах…

     Три года работы  над сооружением  Октябрьского моста вошли в историю отряда № 6, а сам мост – в учебники мостостроения. Несмотря на уникальность каждого такого сооружения , наш рамно-консольный  Октябрьский стал старшим братом для двух подобных мостов  через Волгу – в Костроме и Кимрах. За все выстроенные мосты  и путепроводы  строители берут ответственность навсегда, внимательно за сооружением следят.

     Мост – как живое существо, он дышит и двигается, испытывает перегрузки и заболевает. Вот как получилось с Октябрьским. Он был «серьезно ранен», когда в Ярославле ожидали приезда будущего генсека  ЦК КПСС М.С. Горбачева. Предполагалось, что высокий гость совершит  поездку за Волгу. Руководство области и города решили срочно обновить асфальтовое покрытие на мосту. Без согласования со специалистами из мостоотряда  и автором этого  проекта на мост были направлены бульдозеры, которые  стали вспарывать асфальт и защитный слой  изоляции, сдирали  покрытие  до несущих конструкций. Прудников, не только как главный инженер, но и как депутат  областного совета, умолял: остановитесь!  Начальник отряда заготовил письма в пятнадцать инстанций, в министерства и институты, всем уровням местного руководства. В них говорилось о варварстве, творимом над  мостом. Но обком ошибку признать не захотел.

     Все последующие годы мост мучительно болел. Ремонт его  - не только неприятности  для жителей  и транспорта. Ремонтники, наверное,  совершали ежедневный трудовой подвиг. Вспомните  знойное лето 1999 года, когда все искали тень и прохладу. А на мосту, как на раскаленной сковороде, целыми днями работали люди. Они сменили всю изоляцию, применили новое решение  по защите  деформирующих швов. Дел хватило и  на 2000 год, так что горожанам придется потерпеть.

     Все мосты красивы и достойны уважения. На Западе их заботливо прибирают  и моют. А у нас под мостами нередко устраивают  свалки мусора. С Толбухинского моста коммунальщики не успевают стирать мерзкие надписи, которые въедаются в покрытие опор, что влечет коррозию арматуры. У железнодорожных мостов  с 1912 года  существует специальная охранная служба, но на охрану   автодорожных мостов не хватает средств. В городском бюджете, как сказали  нам в департаменте  городского хозяйства, на ремонтные мостовые работы выделяется  всего 10-15  % необходимой суммы. Где уж говорить о специальной охране.

     Сейчас в городе 33 мостовых сооружения, в том числе 13 мостов и 15 путепроводов. Это – крупные. Однажды департамент  городского хозяйства попросил глав  районных администраций  сообщить,  сколько у них небольших мостиков. Никто не потрудился подсчитать. На улице Гагарина в аварийном состоянии важный переезд – по нему ходит троллейбус № 6, много транспорта на кирпичный завод, НПЗ, ТЭЦ-3, строительные базы. Заботы о мосте никто не проявляет.

     А сколько копий ломалось из-за строительства моста через протоку Которосли на остров! Зря, мол, деньги тратили, можно и без этого. Кстати, мостоотряд строил его не за деньги, а за взаимозачеты. И когда начал работу, оказалось, что опоры старого моста так обветшали, что ходили мы по нему на свой страх и риск. Зато сейчас появился первый  в городе вантовый мост. Это изящное сооружение, состоящее из высоких пилонов и сильно натянутых веером тросов – вантов, к которым подвешены пролетные строения. А когда он сдавался и первые автомашины  пошли по полотну, автор проекта Г.М. Яновский плавал под ним на лодке. Так соблюдал он старую традицию – надежность моста своей жизнью гарантировал.

     Всякие аварии, нервные разборки  почему-то особенно часто происходят на мостах. Возможно, причина этого – пьянящее чувство взлета над привычным, ощущение высоты. Пожалуй, можно установить на подъеме  к мосту чугунные доски со словами «шагомъ», какие когда-то стояли с обоих концов бывшего «американского» моста 1862 года рождения на Которосли. Притормози и подумай, не создавай опасную вибрацию. Те доски сейчас в музейных хранилищах. А я помню, как перестраивался  «американский мост» и его опоры показывал мне инженер-испанец, когда-то вывезенный  из Испании ребенком и получивший образование  в Москве.

     Есть еще ярославские мосты в проектах и чертежах, в долгожданных планах. Главный из них – новый мост через Волгу. Он уже трижды менял точки на берегах, где перекинул бы свои консоли, пилоны и арки. Удачное место все-таки нашлось, у «Лакокраски». Есть заявка на небольшой  мост через реку Урочь, где когда-то  был построен временный  переезд, да так и стал долгожителем.

     Наверное, и на новых мостах, существующих пока только в планах, тоже поставит свою марку  мостоотряд № 6. Интересно, что  свое 50-летие он встретил на Московской кольцевой автодороге, выиграв право на строительство  виадуков великолепным качеством работы, сроками строительства -  лучше мировых стандартов. Ярославские  мостостроители свои «автографы» уже оставили на путепроводах  и мостах проспекта Мира, на Волоколамском шоссе, в Лефортове, у Павелецкого вокзала. Один из четырех виадуков МКАД украшен гербами Ярославля. На очереди – уникальные объекты  третьего транспортного кольца столицы.

     Новый волжский мост – грандиозное сооружение, один из самых красивых  и надежных из всех сегодняшних двадцати, соединивших ее берега.
     Северный край,  13 января 2000 г.

     Фото Л. Ватлиной


Рецензии