Кафедра - два начало
Я, ПочтарЬ Андрей Георгиевич, по национальности…русский родился 19 ноября 194… года…в семье военнослужащего…
Тут я на минуту задумался и усмехнулся даже…мой отец - украинец, во всяком случае, во всех его послужных документах, а также и в паспорте так и записано… « национальность – украинец»…
Своих прародителей со стороны отца я совершенно не знаю – они умерли задолго до моего рождения, бабка – еще в 1919 году, кажется от голода,… дед же – в суровом 1933 году…А вот маминых родителей знаю довольно хорошо, они были моими добрыми няньками в мои детские годы…бабулька ( Евдокия Игнатьевна…было родом из Житомира…в её роду были белорусы, и даже её дед – молдаванин…), что касается моего деда ( Семен Григорьевич Односумов, вернее Односум, уже при советской власти он добавил две буквы к своей былой фамилии…, то и его крови есть, как говорится, и «хохольская кровь», родом он из Беявцев, что под Киевом…), так что вопрос о моей настоящей национальности под большим вопросом.
Так обычно я начинаю написание своей автобиографии, … но сегодня я, кажется, не в должной форме…если раньше, при поступлении в вуз, и даже учась в школе, когда я написал первый вариант своей автобиографии, то моя биография не умещалась на одном листе, требовалось более полутора страниц, то сегодня я не могу «выжать» из себя буквально и нескольких строк, …а дальше забыл, что и писать… Перед глазами нет образца или вопросника, на которые я привык обычно ориентироваться…
Хотя если поднапрячься, можно из себя что-то и «выдавить»…что ж нужно попробовать, мне сегодня уже далеко не 17 и даже не 23, …а… целых, а точнее сверх полных 60… И я как-то даже не заметил, что я достиг пенсионного возраста,… и как, обычно говорится, многое уже позади…
Настало время подводить и ИТОГИ… может быть, и не окончательные, а только предварительные.
В суете, беготне…в погоне за ТУМАНОМ… как-то незаметно прошла вся моя жизнь…вся? Может быть, половина…да, нет, до предсказываемого теорией, сколько может в среднем прожить человек, мне наверняка не дотянуть… мне бы хотя бы достичь 71летнего рубежа, а там посмотрим… Почему же именно 71 летнего возраста? Дело в том, что зарубежные психологи, кажется, из какого-то американского университета, доказали, что самый плодотворный возраст для преподавания это от 50-55 до 71 года. В этот период максимума достигают у человека многие психологические показатели: знания, опыт житейский и производственный…и еще есть силы усваивать новое, …но с 71-ти лет обычно у большинства людей наступает начинающийся маразм, у некоторых - относительно малый, а у кого-то и «едет крыша»… Так, что дальше не стоит продолжать карьеру…да и к этому моменту обычно наружу выползает большинство болячек, которые глубоко «прятались» в закоулках юного и молодого возраста.
И вот перед моими глазами в быстром темпе пробегают прожитые годы …и отдельные фрагменты моей производственной и «творческой» биографии.
Я всего-навсего старший преподаватель… - старший преп. кафедры Прикладной геофизики, далекого не периферийного вуза… но все же не флагмана… мирового образования… Наш институт не входит, наверно, и в тысячу лучших вузов мира…
До МГУ. МИНГа и даже МГРИ нам, кажется, далеко…наверно, никто по этому поводу не будет даже спорить.
А я сам лично даже не «тупой доцент»… Я, как многие из моих не остепененных коллег, всего лишь, - старший преподаватель, правда, с большим стажем работы - более 35 лет. Просто после окончания вуза я был оставлен на кафедре, как бы сказали раньше, для подготовки к профессорскому званию …
В моей первой послужной характеристике так и записано, оставлен на кафедре для ведения научно-исследовательской и педагогической работе…или наоборот, я уже толком и не знаю, забыл … Да, и столь это важно…?
Будучи молодым и наверно, все-таки амбициозным человеком …я думал, …что лет через 5 после защиты Дипломного проекта, я напишу диссертацию - стану кандидатом наук… Затем к годам этак 45-50 одолею и докторскую, а там можно и попытаться «подняться на более высокую ступень»…
Но сейчас моим планам не суждено сбыться и я всего лишь старший преподаватель, правда, с более чем с 30-летним пребыванием в этой должности…
Кажется, я не на последнем счету…у коллег…студентов…начальства… хотя не все меня и любят и главное, - жалуют… Да, это и не самое главное…
Стать ученым мирового уровня мне так и не удалось, да что там мирового уровня, до и всесоюзного я не дотянул…правда, на некоторые мои научные работы ссылались мои коллеги из других городов… мне даже поступали письма от коллег из отдельных учреждений страны, даже пришло письмо, кажется из Болгарии, с просьбой подъехать, чтобы ознакомиться с предложенной нами методикой исследований, моя фамилия (без соавторов) красуется и в таком престижном издании как Справочник геофизика, вместе с именами корифеев нашей науки…
Но все-таки это далеко не то, на что я рассчитывал тогда, когда мой будущий шеф, бывший в то время заведующим кафедрой «Геофизические методы исследований» уговаривая предлагал меня остаться на кафедре…
Я же вместе со своим другом Вовкой Шугаевым подписался на работу в знаменитую Краснохолмскую экспедицию…среди работников которой не один лауреат самых престижных премий…Ленинских, Государственных… Да и, она сама ГРЭ ( для тех кто не знаком со спецификой геослужбы) - геологоразведочная экспедиция, награждена орденом Трудового Красного знамени.
На счету этой экспедиции находки многих месторождений урана, как потом я узнал, из разговоров, из коего была сделана первая советская атомная бомба…
Попасть в эту организацию мечта многих студентов нашего факультета… Туда принимают далеко не всех, там жесткий отбор…большинство работников её составляют выпускники лучших геологических вузов СССР: ЛГИ…МГРИ… СГИ…
И вот мне и Вовке Шугаеву предлагают стать их сотрудниками, - о чем еще можно мечтать???… На комиссию по распределению меня вызывают одним из первых, как одного из лучших студентов факультета и специальности. Правда, у меня не красный…точнее не коричневый диплом, а обыкновенный синий… подвели две тройки, которые я получил из порядка 50 серьезнейших испытаний……Хотя я несколько семестров и получал повышенные стипендии…Но все же до Диплома с отличием не дотянул…
И вот на распределении мне предлагают остаться на родной кафедре для ведения научной и педагогической работы. Что делать,…как быть? Конечно, приятно, что выбрали именно тебя… говорю комиссии, точнее отвечаю на вопрос Председателя комиссии по распределению, что несколько раньше, на предварительном распределении, я подписался на работу в Краснохолмскую ГРЭ… и мне как-то неудобно сейчас менять свое первоначальное решение… Мне же говорят, что кафедра большинством голосов решила рекомендовать Вас на пед. Работу -это высокая оценка вашей прежней учебной деятельности…
Наш заведующий кафедрой, доцент Шульженко Николай Федотович, постарался в личной предкомиссионной беседе убедить меня в необходимости такого шага - он сказал, что в экспедицию ты можешь попасть практически в любое время, а вот на кафедре остается далеко не каждый… Сейчас мне предстоит сделать ответственный выбор…не просто сделать выбор, …а выбрать её величество - судьбу… предвосхитить свою будущую биографию.
Одной мною легко узнаваемых картин является полотно В.Васнецова « Витязь на распутье...». Ему былинному герою, как сегодня и мне, приходилось тоже решать далеко не простой ВОПРОС, куда направить свои «стопы», …ибо, как там написано: направо пойдешь - коня потеряешь…налево еще что-то… прямо - сложишь свою голову …
В последний момент я делаю выбор, чтобы приблизиться к своей МЕЧТЕ, …а мечта у меня - попасть на работу у Черного моря …
Я всю свою детскую и сознательную жизнь - мечтал о карьере военного… сначала хотел стать, как отец, - кавалеристом, … но к моменту учебы в школе кавалеристские войска были упразднены… в частности, и мой отец также переквалифицировался и стал общевойсковым офицером…
И вот учась, кажется, в 3-ем классе мой новый друг Ярик.. точнее Ярослав Нильсон уговорил нас стать военным моряком, точнее разбудил во мне страсть к морской профессии… На, что я «пошел » уже после того как с родителями съездил, как бы сказали сейчас дикарями, на Черное море… сначала это были Сочи, затем Ялта, Алушта… я очень захотел жить у моря. Я даже начал потихоньку уговаривать своих родителей поменять наше место жительства и переехать к самому «синему в мире..», как пелось в одной широко известной песне, которую так трогательно и задушевно пел Георг Отс, - к Черному морю…И вот Ярик, более точнее и официальнее Ярослав, носящий фамилию знаменитого флотоводца, подбил меня тоже стать не меньше, чем « адмиралом»… Эта «голубая» мечта преследовала меня вплоть до окончания школы… Осталось сделать последний шаг поступить в Военно-морское училище. Я для себя лично пока не решил, в какое ? Севастопольское или Ленинградское им. Ушакова, а может быть Ленинского комсомола, готовившего подводников …но этого шага сделать не мне так и не удалось… в «мечту» вкрались субъективные факторы… Я в процессе подготовки к морской профессии, зачитываясь книгами по морской и прочим тематикам… и в результате так облизарукавился (у меня, как говорится, сейчас минус 5)… довольно многовато для морской специальности…и если в школе не удосужился по своей, порою патологической, застенчивости носить очки, то потом я уже не мог без них обходиться…а потом еще, наверно самое фатальное, при интенсивных и неумеренных занятий спортом ( моряк ведь должен быть сильным и выносливым) приобрел и болезни сердца, среди которых гипертония была не самой главной… в результате чего, о военно-морской карьере пришлось напрочь забыть…
Мне на военной медкомиссии предложили отказаться от поступления в военное училище и порекомендовали поступать в гражданский вуз. Вот только какой?
А тут я узнаю, что сын близкой подруги моей матери… попал на море. Правда, не на Черное…а пока только на Каспийское…он стал морским геофизиком… и при этом он окончил наш местный вуз.
И тогда я понял, что, став геофизиком, я тоже могу стать представителем морской специальности, и таким образом могу осуществить свою голубую мечту… жить у самого «синего в мире моря».
И выбор тут был сделан сразу же и бесповоротно. В отличие от многих моих знакомых и друзей я сразу знал, на какую специальность стану поступать и поэтому решительно отнес свои документы на геологический политехнического….
Испытание прошел довольно легко… видно, сказалась общая подготовка, полученная в школе, …а может быть помогло мне и то обстоятельство что на геофак, так называли факультет, куда и я подал свои документы…был небольшой конкурс, …я окончил одиннадцати летку в 1963-ем…в тот момент был осуществлен в стране переход с 10-летнего обучения на 11-ти летнее, с политехническим обучением … Мы были первыми из кончавших тогда по новой программе, другие школы только переходили на эту форму, в результате чего образовался некоторый абитуриентский вакуум… В результате в тот год абитуриентам разрешали, получившим на экзаменах двойки, даже пересдавать экзамены, некоторые из «проваливших » ухитрялись сдавать повторно экзамены даже по два-три раза, в основном такие льготы предоставлялись тем, кто имел стаж работы или демобилизовался из Армии, но порою «хвостички» ( так в лексикон вошло это новое слово) давали и «школьникам», так именовали лиц поступавших в вуз сразу же после окончания школы…Кстати этим «правом» пришлось воспользоваться и моему однокласснику Витьке Шебадерову, который вместе со мной решил пойти в геологию, а чтобы весте сдавать экзамены, он также подал заявление на геофизику. .В последующие годы сей «безумный эксперимент» был прекращен, получившие «двойки», точнее «пару» (этот термин был более распространенным в нашей учащейся среде) сразу же выбывали из претендентов на зачисление в вузы. Мне кажется, что это был не совсем правильный подход, …нужно было бы молодым давать, как в спорте, по три попытки, для того, чтобы они могли показать наивысший для себя результат. Изрядное волнение на первых порах и другие субъективные факторы закрыли путь в приобретение специальности многим, не побоюсь этого слова способным и даже талантливым ребятам и девушкам. Это я хорошо знаю по своей многократной ( шесть раз за карьеру) работе в приемной комиссии. Тогда к этому виду деятельности я относился весьма и весьма серьезно. Ходил в школы, проводя там беседы, выезжал в другие города и населенные пункты для проведения работы по профориентированию молодежи, призывал наиболее подготовленных школьников поступать к нам на факультет, стать представителем одной из самых романтических профессий - геологом. А главное, работал постоянно и тщательно с абитуриентами. Знакомясь сначала с их документами, а потом и лично с ними призывал их поступать к нам на самую перспективную и наиболее прогрессивную специальность - разведочную геофизику, говорил им о больших потенциальностям этой науки, демонстрировал в кафедральном кинозале на встречах в кинозале фильмы о геофизических методах, показывал все достоинства, как науки так и специальности. При этом ( извините меня) в первую очередь думал и о себе лично - мне хотелось иметь дело в работе и учебе , прежде всего, с наиболее сильными и заинтересованными молодыми людьми, из коих и я мог подготовить себе помощников по научной работе, где они в свою очередь помогли бы и мне в проведении экспериментов, в выполнении различного рода вычислительных действиях … в написании статей и даже диссертации… Но , увы многим моим задумках так и не суждено было сбыться - многие из моих «выбранных» заранее абитуриентов срывались, …зарабатывали двойки и выбывали из дальнейших «состязаний» на право стать обладателем студенческого билета. Обидно было еще то, что они получали прекрасные оценки по первым экзаменам…математике (получая четыре и были случаи и пять), а по физике у них случался «обвал», они получали злополучные двойки, заставляющие их сразу же забирать свои документы. Да, и тут я внимательно просматривал их письменные работы и цеплялся за возможность пойти в апелляционную комиссию, чтобы повысить их балл, точнее исправить двойку на тройку. Там меня встречали без всякого удовольствия - во мне видели, если не скандалиста, то, наверно, преследующего свои личные «шкурнические» интересы. Отчасти они были и правы, но только я боролся не за личное обогащение, а чтобы достойный претендент не оказался на обочине жизни. Спустя некоторое время у меня появились неплохие знакомые среди преподавателей общеобразовательных кафедр, и я их просил во всю не ставить много двоек, а самое главное помогать абитуриентам на экзаменах, создавая доброжелательную атмосферу: пояснять неясные моменты, порою делать незначительные подсказки, заставляющие потом самим развивать мысль…и приходить к правильному решению или ответу. Словом, просил,… уговаривал не ставить двойки, убеждал - оставлять за мандатной комиссией право решать судьбу соискателей.
Попутно я наблюдал и негативную картину, когда откровенно слабые абитуриенты оказывались обладателем счастливых «лотерейных» билетов - простите, студенческих ( причем не заслуженных), просто у них оказались пробивные родители и хорошая, как оказывалось «волосатая рука». О действии таких механизмов мне рассказывали как сами молодые , так и отдельные преподаватели, принимающие экзамены…
Поэтому я двумя руками был за повторные процедуры, … т.е. дать возможность наиболее сильным испытуемым доказать случайность своей неудачной попытки.
Еще больше я за институт резервистов, когда бы на первые курсы зачислялось большее число, чем это положено по плану приема. Тогда бы в процессе учебы слабые индивиды сами бы свалились бы с «корабля учебы». А сильные продолжили бы свой ускоряющий бег по ступеням жизни. Руководящие работники вуза не боялись бы выговора за невыполнение плана выпуска, а преподаватели смело, без оглядки наверх, ставили бы оценки, не беспокоясь за свою профессиональную совесть, когда приходилось натягивать «неуды на тройки».
Прием в вузы и другие учебные заведения более высокого уровня - это тема особого разговора, к которому я еще вернусь.
А пока решаю свою личную производственную судьбу под грифом « ..Где работать мне тогда.. чем мне заниматься ?»
Правда, я мог изъявить желание и пойти в институт физкультуры, где мне также могла сопуствовать удача… тем более что я был лучшим… ну почти лучшим спортсменом школы, … а потом я входил и в сборные района, города и даже республики по легкой атлетике…
Но, в конце концов, МОРЕ « перевесило»… и я оказался на геолфаке,…незаметно пролетели мои студенческие годы…и вот я уже молодой специалист, в моем дипломе записано: присвоена квалификация горного инженера-геофизика…
Но вот сейчас я должен сказать комиссии последнее слово, …и я тихо, и не совсем уверенно, с некоторой хрипотцой в голосе, возможно от волнения, но мне казалось, что я спокоен, произношу - СОГЛАСЕН…
Так я неожиданно для себя, но не для других, стал преподавателем. Наоборот, мой выбор стать геологом был для многих неожидан и отчасти непонятен … многим из моих одноклассников и одношкольников… было непонятно, как это я серебряный медалист решился пойти на не совсем престижную специальность. Есть много специальностей…при получении коих можно жить и работать в городе…
И вот я сделал выбор в пользу города… и заодно возможности в будущем оказаться все же на Черном море,…но об этой моей мечте, кроме самых близких никто и не знает…
И вот я уже преподаватель… моя педагогическая карьера, началась как-то сразу и без особой раскачки… Вместе со своими бывшими наставниками, а сейчас уже коллегами, старшими по возрасту, я выехал на учебную геофизическую практику…в горы…
Там в одном из красивейших и живописных мест находится наш учебный полигон. Это место называется весьма красиво и емко …Бричмулла… раньше об этом месте знали далеко не все наши горожане… а вот благодаря песням Татьяны и Сергея Никитиных об этом местечке в «Чимганских» ( не совсем верное определение, правильнее написать – Чаткало- Кураминских…) горах узнала и вся страна…
Официально я нахожусь в послевузовском отпуске , так и хочется сострить и написать в «послеродовом»… Но мне моим шефом предложено уже сейчас начать свою педагогическую карьеру… вести занятия для третьекурсников…Сначала я должен быть педстажером, постепенно набираться опыта…но по при прибытии на полигон оказалось, что из-за болезни кого-то из преподавателей одно из направлений практики не имело руководителя… и мне, с определенной степенью боязни, пришлось согласиться проводить практику по «Радиоактивным методам поисков» …мне тогда казалось, что этот метод я знаю лучше остальных…
И вот я облачен преподавательскими полномочиями… .веду занятия со студентами, почти с ровесниками… и даже старшими по возрасту. Вожу их в походы, выдаю задания, и самое главное принимаю зачеты, выставляю первые в свое жизни отметки, причем не себе, а другим.
Естественно чувствую себя не совсем уютно, но мне на помощь приходят мои коллеги, вчерашние мои наставники…и, прежде всего, Афанасий Николаевич Кормильцев…
Не могу сказать, что мы в институте были восхищены его лекциями…были другие преподаватели намного златоустее…проводимые им занятия были несколько безэмоциональными… и даже казалось суховатыми, …но потом уже сблизившись с А.Н. которыми мы ласково называли Афоней..а кто-то и еще Афоней - пензенским…( была у нас такая в группе шутка хлопать себя по ушам выставляя вперед руку…и говорить указывая на ошибку товарища…товарищ лох.. или чаще всего - Афоня- пензенский …
Немного простоватый…одетый скромно…не модно, … но на поверку он оказался весьма очень добрым и доброжелательным человеком…и, что особенно было важным, весьма знающим специалистом…
У него были, если не золотые, то, по крайней мере, серебряные руки…и светлая, как я потом оценил, голова. Он мог починить практически любой прибор, ликвидировать любую неисправность в технике: телевизоре, радиоприемнике…, в утюге…лишь бы были запасные части… для него не было такого устройства, который бы он не мог бы починить…он прекрасно разбирался в электронных схемах…но «потрясением» для меня и Сереги Крылова было, то обстоятельство, что А.Н. не имея схемы прибора, сначала нарисовал его, глядя на оригинал (?!!), а затем брался чинить аппаратуру по всем правилам радиотехнической практики.
Уже много позже я узнал, что он был одним из первых Главных геофизиком Краснохолмской ГРЭ …прошел он там серьезную школу профессионализма, …где только он потом не работал: в Кызыл-кумах…в Карамазаре…Обошел почти весь Чаткало- Кураминский хребет…
Он оказался и причастным к открытию Учкудукского месторождения урана… но из-за интриг, он не получил в числе прочих и особенно «значимых» Ленинскую премию…
Просто его «отвели» от наградного пирога некоторые шустрые товарищи…они, просто- напросто, перекинули его на другой объект,… хотя А.Н. своими радиометрическими работами подсек ряд радио аномалий, приведших к появлению сначала рудника, а потом и города под звучным названием Учкудук…
С Афоней, вернее с Афанасием Николаевичем, меня долгие годы ( вплоть до его смерти) связывали самые добрые отношения…в совместной работе по научно-исследовательским работам…хобби…и вообще по всему…Он как добрый наставник сыграл огромную роль в моей начальной и последующей педагогической и, особенно, в научно- производственной деятельности…
Он был образцом порядочности…честности…доброты…работоспособности …желания, безвозмездно помочь во всем, не считаясь со своим временем…и прочими затратами…
Помогали мне и другие товарищи, но их помощь была скорее номинальной, чем существенной …так, например, шеф приезжал только на несколько дней со своей молодой женой, так что реальной помощи тогда он мне оказать и не мог…
Моим сотоварищем тогда на практике стал Стасик Кожемухин, ненамного старше меня, работавший лаборантом кафедры, а заодно он был студентом-заочником по специальности нашей кафедры…правда, институт он так и не окончил… Причина была не столько в его в способностях.. скорее, наоборот, был очень словоохотливым человеком и весьма эрудированным во многих вопросах « товарищем» …
В те годы я при Стасе был преимущественно слушающей стороной…он говорил, а выполнял роль беспроводного приемника любой информации, о коей всегда с упоением вещал Стас…Я сразу же принял его верховодство, …и не старался возвыситься над ним, хотя я был к тому времени уже инженером с Дипломом, а он только студентом второкурсником геолого-геофизической специальности.
Я больше слушал его, так как он имел к тому моменту большой производственный стаж…ему только не хватало Диплома, поэтому он в возрасте 27-28 лет решился на получение образования…Нет, пожалуй, ЗНАНИЙ и образованности я ему и хватало, он был намного начитаннее многих и мог самостоятельно выполнять многие производственные работы…просто у него не было Диплома, чтобы занять какую- то ответственную должность…и получать соответственно его квалификации денежное вознаграждение.
Диплома он так и не получил, потому, что вузовскую программу так и не одолел. И, следовательно, до Олимпа в избранной специальности и не «поднялся»…Хотя делал не одну попытку продолжить свое обучение.
Его подвели несколько строптивый характер и особенно женщины… Он был своеобразным Дон Жуаном и мечтал о том, чтобы превзойти Казанову…к моменту нашего знакомства у него было около ста интимных Побед…и он всеми силами стремился довести свой список до 100… Уже много лет спустя я поинтересовался у Стаса, как идут у него дела в этой «области»…сколько на его счету «разбитых сердец», на что Стас ответил, что достигнув цифры 100, он перестал считать, а стал жить, не фиксируя подробно события, а посему и сбился со счета…
Стасик был удивительно своеобразной личностью: он любил преимущественно некрасивых…девушек и зрелых дам объясняя это тем, что красивые девицы обойдутся без него, а вот внимание нужно уделять некрасивым, ибо они и так обижены судьбой… Поэтому он чаще всего соблазнял именно таких… по отношению к женщинам он потрясающе великодушен и любезен …он всегда говорил им ласковые слова и делал «залихватские» комплименты … я никогда не слышал от него грубых или сальных слов по отношению к женщинам…он всегда отзывался о них только хорошо…
Стасик помогал мне понемногу осваивать премудрости нашей специальности, он мне многое помог понять из того, чему меня не научили в вузе…особенно практической стороне вопроса.
Стас ремонтировал приборы, … мне же оставалось, в случае отказа техники только посылать к нему студентов для замены не работающих аппаратов на действующие, Мои проблемы в этом плане он свел к минимуму…
Так как я был новым товарищем на кафедре, , …я больше находился в положении слушающего, … и чтобы разговор не прекращался, то мне оставалось только успевать задавать вопросы… и мой имидж тогда не снижался до «опасной черты», в те годы я больше старался спрашивать,… хотя часто мне не хотелось задавать такие вопросы, по которым мои собеседники отнесли бы меня в разряд «некомпетентных»…я слушал и тогда, когда вопросы задавали и другие, … слушая многих, я постепенно рос… и сам.
Сейчас я достиг возраста…или состояния души, когда я больше говорю, чем слушаю…мне, часто делают замечания, что я не до конца дослушиваю собеседника и начинаю говорить. Мне же кажется, что я понял вопрос ... и не нужна мне дальнейшая расшифровка…растолковка, я знаю уже , что хочет узнать спрашивающий. Но такая манера общения порою вызывает неудовольствие моих визави-собеседников.
Стаса я слушал постоянно, внимая его рассказам и рассуждениям… Мы немного сблизились потом, когда у нас начались полевые работы по хоз.договору.. официально я был назначен начальником полевого отряда, Стасик был только исполнителем, который должен мне во всем подчиняться…
Но я решение многих вопросов в силу своей «неподготовленности» переправлял на Стаса…я всегда с ним советовался… Как сделать дело лучше разумнее…это ему льстило… много времени спустя он признался, что «хотел дать бой этому молодому начальнику, и показать ему на сколько тот некомпетентен…
Но я выбил из-под Стаса эту недоброжелательную по отношению к себе «карту»… Имея некоторую теоретическую подготовку, я все-таки не выглядел в глазах Стаса этаким лохом…Я даже подавал кое-какие советы, как следует это делать разумнее, оптимальнее, более здравее …
Некоторое уважение у него я завоевал тогда , когда показал, как нужно вести всю полевую документацию…как при топоразбивке профилей съемок, в частности вводил поправки за рельеф местности, так и при геологической зарисовке местности… В знании минералогии и петрографии я имел преимущества перед Стасом…я правильно называл названия тех или иных пород изучаемых участков…в коем он мог убедиться, когда подобные названия давали и опытные геологи, оказывающиеся в качестве гостей на наших стоянках…
Достаточной топографической и геологической моей подготовленности, в большой мере, способствовала моя преддипломная практика, где нам студентам-практикантам доверили выполнение самых ответственных производственных функций. Что мы там только не делали, чему только не научились …???
Вместе с моим другом Вовкой Шугаевым мы упросились поехать на практику в одно место… и тогда нас направили в Чадакскую геофизическую партию,…кстати, в том районе, где мы раньше работали, было найдено неплохое месторождение золота, второе по запасам, после знаменитого Мурунтау… но это случилось несколько позже и уже без нас.
Руководство партии нам так и сказало, что мы вас зачисляем на должность техников, …но вы будете выполнять любую срочную работу, в коей нуждается партия, словом вы будете на «подхвате»… и нам пришлось многое поделать…и многому научиться, поэтому … мы и делали топоразбивку профилей…мы и вели записи в журнале.. мы и выполняли измерения параметров магнитного поля новым тогда магнитометром М-18, мы и были старшими рабочими при выполнении работ методом ВП, мы и отбирали геохимические пробы ( в съемках по первичным ореолам и вторичным- ореолам рассеяния)… Я в последние месяцы практики даже выполнял обязанности геолога…при выполнении геохимических работ.. ввел полевой журнал …заполняя все его графы, включая и Примечание… Но самое главное фиксировал и описывал название пород, встречавшихся по профилю…Эта работа обычно поручается инженерам -геологам…а тут мы - «недоученные» кадры , еще пока студенты.
Все это так подняло нашу квалификацию, что потом вызывало зависть у многих, когда мне приходилось работать в других местах…
Так вот Стасик и оценил тогда мои возможности… и незаносчивое поведение…по отношению к нему… я был весьма ему признателен, что при нем произошло мое постепенное «втягивание» в рабочий коллектив кафедры…
А заодно и знакомство с кафедрой…многим он дал полновесные характеристики… некоторые из них оказались весьма точными, другие в силу его «неприязни» к определенным сотрудникам - приблизительными, а порою - и неточными…
Ведь для того, чтобы хорошо узнать человека нужно съесть с ним пуд соли, иногда этого количества оказывается явно недостаточно…
Спустя много лет, его значительно постаревшим, я встретил в одном из проектных институтов, он только что вернулся с полевых работ, вел там каротаж, привез ленты-диаграммы…отдал сотрудницам занимающихся обработкой материалов. А сам же получил какие-то деньги, кто-то из сотрудников получил его зарплату и передал ему. Он же быстро же сбегал в магазин, купил какие-то сладости для женщин и заурядную еду к двум-трем бутылкам портвейна…
И предложил разделить с ним трапезу… сладости женщины взяли, а вот от вина отказались,…пришлось мне случайно зашедшему в их Отдел, чтобы как-то не обидеть Стаса, выпить с ним это вино, …правда, основную долю я все же «предоставил» Стасу, порою «халтурил», чтобы выпить как можно меньше.
Я заметил Стасу, что в молодости он предпочитал сухое вино и меня на это всегда «подталкивал» … на что он заметил, что сухое вино нынче его не взбадривает…нужно ему что-то покрепче…
В многочисленных повествования, сначала в Отделе, а потом и за его пределами, на улице, он поведал о своей жизни…со своей Ольгой ( первой женой) он несмотря на все конфликтные ситуации продолжает жить…что где-то у него попутно родилась двойня, что он на должности инженера-геофизика без Диплома…молодые дипломированные не выдерживают испытаний ( во всех отношения) и руководство зная его компетентность зачислило на инженерную должность, но многочисленные комиссии, проверяющие учреждение смотрят на это косо, и отмечают сей факт в качестве основного замечания по работе…
Поэтому ему нужен Диплом…я рассказал ему историю, как мы ( я и Сережа Крылов) помогли «доучиться», а потом и «защититься» его «коллеге» по кафедре, бывшим в то время учебным мастером кафедры…Славику Бронскому… ( Стас тогда работал простым лаборантом за 72 рубля). «… А ты, «сраный гений», остался ни с чем», - не уставал говорить я. Впервые я за много лет знакомства, общения и отдельных наших встреч назвал я его «придурком»…
Назвал термином, ставшим моим личным постоянным «комплиментом» не только в адрес нерадивых студентов, но и руководящих работников разных учреждений и ведомств… но часто я отпускал его словечко и по поводу действий некоторых руководителей страны… особенно часто употреблял его по отношению двух правителей государства: Горбачева и Ельцина…
Но это так, к слову, …а после учебной практики, у меня были производственные -хоз.договорные работы в Северном Таджикистане… затем ,после возвращения с полевых работ, - привыкание к кафедре, установка приборов и вспомогательного оборудования после переезда лабораторий кафедры на новое место «дислокации».
А потом последовала моя первая самостоятельная командировка - в Новосибирск, в знаменитый Академ.городок на Оби , для знакомства с диссертациями и другими серьезными работами по тематике научно-исследовательских работ кафедры.
А несколько позже был первый «выход на сцену», точнее первые мои самостоятельные занятия со студентами…и реакция на это.
Но обо всем этом - в следующих главах.
( продолжение следует)
Свидетельство о публикации №215012700241