Кафедра - два начало

    Начало...  вместо  вступления

Я,  ПочтарЬ Андрей  Георгиевич,    по национальности…русский  родился   19 ноября 194… года…в  семье военнослужащего…
Тут  я на минуту задумался  и  усмехнулся даже…мой  отец  - украинец, во всяком случае,  во всех его послужных документах, а также и в паспорте так   и   записано…                « национальность  – украинец»…
Своих прародителей со стороны отца  я  совершенно не знаю – они умерли  задолго до моего рождения, бабка – еще в 1919 году, кажется от голода,… дед  же – в  суровом 1933 году…А вот   маминых родителей  знаю довольно хорошо,  они были моими добрыми няньками в мои  детские годы…бабулька ( Евдокия Игнатьевна…было родом  из Житомира…в её роду были белорусы, и даже её  дед – молдаванин…), что  касается  моего деда ( Семен Григорьевич Односумов, вернее Односум, уже при советской власти он добавил две буквы к своей былой фамилии…, то и его крови есть, как говорится, и  «хохольская кровь», родом он из Беявцев, что под Киевом…), так что вопрос  о моей настоящей национальности под большим вопросом.
Так  обычно я  начинаю написание своей    автобиографии, … но сегодня я, кажется, не  в должной форме…если раньше, при поступлении в  вуз,   и даже учась в школе, когда я  написал первый вариант своей автобиографии,   то  моя биография  не умещалась на одном  листе, требовалось более полутора страниц, то сегодня я  не могу  «выжать»  из себя буквально и   нескольких строк, …а дальше забыл, что и  писать… Перед глазами нет образца или вопросника,   на которые я привык обычно ориентироваться…
Хотя если поднапрячься, можно  из себя что-то  и «выдавить»…что ж нужно попробовать, мне сегодня   уже  далеко  не 17 и даже не 23, …а… целых, а точнее                сверх полных  60…   И   я    как-то даже  не заметил, что  я достиг пенсионного возраста,… и как,  обычно говорится,   многое  уже  позади…
  Настало время подводить  и  ИТОГИ… может быть, и не окончательные, а только предварительные.
В суете, беготне…в погоне  за  ТУМАНОМ…  как-то  незаметно прошла вся моя  жизнь…вся?  Может быть,  половина…да, нет, до предсказываемого теорией, сколько может в среднем прожить человек, мне наверняка не дотянуть…  мне бы хотя бы достичь   71летнего рубежа, а там   посмотрим… Почему  же  именно 71 летнего возраста? Дело в том, что зарубежные  психологи, кажется,  из какого-то американского университета,   доказали, что  самый плодотворный  возраст для преподавания  это  от  50-55  до  71 года. В этот период максимума достигают у человека  многие  психологические показатели:  знания,  опыт  житейский и производственный…и еще  есть силы усваивать новое, …но   с  71-ти лет обычно  у большинства людей  наступает начинающийся маразм, у некоторых  -  относительно малый, а у кого-то  и «едет крыша»… Так, что   дальше  не стоит продолжать карьеру…да и к этому моменту  обычно  наружу выползает большинство болячек, которые  глубоко «прятались»   в  закоулках юного и молодого возраста.
И вот  перед моими глазами  в быстром темпе  пробегают прожитые годы …и отдельные фрагменты  моей   производственной и «творческой»    биографии.
Я всего-навсего   старший преподаватель… - старший  преп.  кафедры  Прикладной  геофизики,   далекого не периферийного вуза… но все же не флагмана… мирового образования…   Наш институт  не входит, наверно,  и в  тысячу лучших вузов  мира…
До МГУ.   МИНГа и даже МГРИ    нам,  кажется,  далеко…наверно,  никто по этому поводу не будет даже  спорить.
А я  сам  лично    даже не «тупой доцент»…  Я, как  многие из моих не остепененных коллег, всего лишь,  - старший преподаватель, правда,   с  большим стажем работы  -    более   35 лет.  Просто  после окончания  вуза я был оставлен  на кафедре, как бы   сказали раньше,  для подготовки к  профессорскому званию …
В моей   первой послужной характеристике  так и  записано, оставлен на кафедре   для ведения  научно-исследовательской и педагогической  работе…или наоборот, я  уже толком  и не знаю, забыл … Да, и  столь это важно…?
Будучи молодым  и наверно, все-таки  амбициозным человеком …я думал, …что лет через 5  после  защиты Дипломного проекта, я  напишу  диссертацию  - стану кандидатом наук… Затем к  годам  этак 45-50 одолею    и докторскую, а там можно  и попытаться   «подняться на более высокую ступень»…
Но сейчас   моим планам  не суждено    сбыться  и я  всего лишь старший преподаватель,   правда, с более чем  с   30-летним пребыванием  в  этой должности…
Кажется, я  не  на  последнем счету…у   коллег…студентов…начальства… хотя  не все меня  и  любят и главное, - жалуют… Да, это и  не самое главное…
Стать   ученым мирового уровня  мне так  и не удалось,  да что там мирового  уровня, до  и всесоюзного я не дотянул…правда, на некоторые   мои научные  работы   ссылались   мои коллеги из других  городов…  мне  даже  поступали письма от коллег из отдельных учреждений  страны,  даже пришло письмо, кажется из Болгарии, с просьбой подъехать,  чтобы ознакомиться с предложенной нами  методикой   исследований,  моя фамилия  (без соавторов)     красуется  и в таком престижном издании как Справочник геофизика,  вместе с  именами   корифеев   нашей науки…
Но все-таки  это  далеко  не то, на что   я рассчитывал тогда,  когда  мой  будущий шеф, бывший в то время заведующим кафедрой «Геофизические методы исследований» уговаривая предлагал   меня остаться  на кафедре…
Я же вместе  со своим  другом  Вовкой Шугаевым  подписался  на работу  в знаменитую  Краснохолмскую экспедицию…среди  работников  которой  не один лауреат самых престижных премий…Ленинских, Государственных… Да и,  она  сама  ГРЭ ( для тех кто не знаком со спецификой геослужбы)     - геологоразведочная экспедиция,   награждена орденом Трудового Красного знамени.
На счету  этой  экспедиции   находки многих  месторождений  урана, как потом я  узнал,  из разговоров,  из коего   была сделана первая советская атомная бомба…
Попасть в  эту  организацию   мечта  многих  студентов  нашего факультета…   Туда принимают далеко  не всех, там жесткий отбор…большинство   работников  её составляют выпускники лучших геологических  вузов  СССР: ЛГИ…МГРИ… СГИ…   
             И вот  мне  и Вовке Шугаеву  предлагают стать  их сотрудниками, -   о чем еще можно мечтать???… На комиссию  по распределению меня  вызывают  одним из первых, как  одного из лучших студентов факультета и  специальности. Правда, у  меня   не красный…точнее  не коричневый диплом, а обыкновенный   синий…  подвели   две тройки, которые я  получил    из порядка   50  серьезнейших испытаний……Хотя  я несколько семестров  и получал  повышенные стипендии…Но все же   до Диплома с  отличием не дотянул…
И вот     на распределении   мне предлагают  остаться  на родной  кафедре для ведения  научной и  педагогической работы. Что делать,…как быть?   Конечно, приятно, что  выбрали именно тебя… говорю комиссии, точнее отвечаю на вопрос Председателя комиссии по распределению,  что  несколько раньше,   на предварительном  распределении,  я  подписался на работу  в Краснохолмскую ГРЭ…   и мне как-то неудобно сейчас менять свое первоначальное решение… Мне же  говорят, что кафедра  большинством голосов решила    рекомендовать Вас  на   пед. Работу -это высокая  оценка  вашей прежней  учебной деятельности…
Наш  заведующий  кафедрой,    доцент   Шульженко Николай  Федотович,   постарался  в личной предкомиссионной беседе    убедить  меня  в  необходимости такого шага  - он сказал, что в  экспедицию ты  можешь попасть практически в  любое время, а  вот   на кафедре остается далеко не каждый… Сейчас мне предстоит  сделать   ответственный  выбор…не просто сделать  выбор, …а выбрать  её величество - судьбу…  предвосхитить свою будущую биографию.
    Одной  мною легко узнаваемых  картин   является   полотно  В.Васнецова   « Витязь на распутье...». Ему    былинному герою, как сегодня и мне,  приходилось  тоже решать далеко  не простой   ВОПРОС, куда направить свои «стопы», …ибо, как там написано:  направо пойдешь   - коня потеряешь…налево еще что-то…  прямо  -   сложишь свою голову …
В последний момент  я  делаю выбор,   чтобы  приблизиться  к  своей   МЕЧТЕ, …а мечта  у меня   -   попасть    на  работу  у  Черного моря …
Я всю свою  детскую и сознательную жизнь -  мечтал о карьере  военного… сначала хотел стать,  как отец,  -  кавалеристом, … но к  моменту   учебы в  школе  кавалеристские войска были упразднены…  в частности,   и мой отец также переквалифицировался  и  стал общевойсковым офицером…
И вот  учась, кажется,   в  3-ем   классе  мой  новый друг   Ярик.. точнее  Ярослав   Нильсон  уговорил  нас  стать военным  моряком, точнее  разбудил во мне страсть  к  морской профессии… На,  что я  «пошел »  уже  после того как с  родителями  съездил, как бы сказали сейчас дикарями,   на Черное море… сначала это были  Сочи, затем Ялта, Алушта…  я  очень захотел  жить   у моря. Я даже начал потихоньку уговаривать своих   родителей поменять  наше  место жительства  и переехать к самому «синему в мире..», как пелось в одной широко  известной песне, которую так трогательно и задушевно пел Георг Отс,  - к Черному морю…И вот   Ярик, более точнее и  официальнее  Ярослав,  носящий  фамилию знаменитого   флотоводца, подбил меня тоже стать  не меньше, чем                « адмиралом»…  Эта «голубая»  мечта преследовала меня  вплоть до окончания школы… Осталось сделать  последний шаг поступить   в Военно-морское училище. Я для себя лично пока не решил, в какое ? Севастопольское или Ленинградское  им. Ушакова, а может быть  Ленинского комсомола, готовившего подводников …но этого  шага  сделать   не  мне так и не удалось… в  «мечту»  вкрались  субъективные факторы… Я   в процессе подготовки  к морской профессии, зачитываясь   книгами по морской и прочим  тематикам… и в  результате так  облизарукавился  (у  меня, как говорится,  сейчас   минус 5)… довольно многовато для морской специальности…и если в школе  не  удосужился по  своей, порою патологической,  застенчивости     носить очки, то  потом  я  уже не мог без них обходиться…а потом еще, наверно самое фатальное,  при интенсивных и неумеренных занятий спортом   ( моряк ведь  должен быть сильным  и  выносливым)    приобрел и болезни сердца, среди которых гипертония была  не самой главной… в результате чего,     о   военно-морской карьере  пришлось напрочь   забыть…
Мне на  военной медкомиссии предложили отказаться от поступления в военное училище и порекомендовали поступать в  гражданский вуз.    Вот только какой?
А тут я  узнаю, что  сын   близкой подруги моей  матери… попал на   море. Правда, не  на Черное…а пока  только на  Каспийское…он стал   морским геофизиком… и при этом он окончил наш местный вуз.
И тогда  я понял, что,  став  геофизиком,   я тоже могу   стать  представителем морской специальности, и таким образом  могу осуществить свою голубую мечту… жить у самого «синего в мире  моря».
И выбор тут  был сделан сразу же и бесповоротно. В  отличие от  многих моих   знакомых и друзей  я  сразу  знал, на какую специальность стану поступать и поэтому решительно отнес свои документы   на геологический  политехнического….
Испытание  прошел довольно легко… видно, сказалась общая подготовка, полученная в школе, …а может быть помогло мне и то обстоятельство что на  геофак,  так называли  факультет, куда  и  я   подал свои документы…был небольшой конкурс, …я  окончил одиннадцати летку в  1963-ем…в тот момент был осуществлен в стране переход с 10-летнего обучения на 11-ти летнее, с  политехническим обучением … Мы были первыми из кончавших  тогда по новой программе, другие школы только переходили на эту форму, в результате чего   образовался некоторый  абитуриентский  вакуум…   В результате в тот год  абитуриентам      разрешали, получившим на экзаменах двойки,  даже  пересдавать экзамены, некоторые из «проваливших »  ухитрялись сдавать повторно экзамены  даже  по два-три раза, в основном такие льготы предоставлялись тем, кто имел стаж работы или демобилизовался  из Армии, но порою «хвостички» ( так в лексикон вошло это новое слово) давали и «школьникам», так  именовали лиц поступавших   в вуз сразу же  после окончания школы…Кстати этим «правом» пришлось воспользоваться  и моему однокласснику Витьке Шебадерову, который вместе со мной решил пойти в геологию, а чтобы весте сдавать экзамены, он также подал  заявление на   геофизику. .В последующие годы сей «безумный эксперимент» был  прекращен,  получившие «двойки», точнее «пару»  (этот термин был более распространенным в нашей  учащейся среде) сразу же  выбывали из претендентов  на зачисление в  вузы.  Мне кажется, что это был не совсем правильный  подход, …нужно  было бы  молодым  давать, как в спорте,  по три попытки, для того, чтобы они могли показать  наивысший для себя результат. Изрядное волнение на первых порах  и другие  субъективные  факторы  закрыли  путь  в приобретение   специальности  многим, не побоюсь этого слова способным и  даже талантливым  ребятам  и девушкам.  Это я  хорошо знаю по своей   многократной ( шесть раз за карьеру)    работе  в  приемной комиссии. Тогда  к этому  виду деятельности  я  относился весьма и весьма серьезно. Ходил  в школы, проводя  там беседы, выезжал в другие   города и населенные пункты  для  проведения  работы по                профориентированию молодежи, призывал  наиболее подготовленных  школьников  поступать к нам на факультет, стать  представителем одной  из самых романтических профессий -  геологом.  А главное, работал  постоянно  и тщательно  с  абитуриентами. Знакомясь сначала с  их   документами, а потом  и лично  с ними  призывал их   поступать к нам  на   самую перспективную и   наиболее прогрессивную   специальность  - разведочную геофизику, говорил им о больших потенциальностям  этой науки, демонстрировал в кафедральном кинозале  на встречах  в кинозале   фильмы   о  геофизических  методах, показывал все достоинства, как   науки  так  и специальности.  При этом  ( извините меня)   в первую очередь думал  и о себе лично   - мне хотелось иметь дело в работе и учебе , прежде всего, с наиболее сильными  и заинтересованными  молодыми людьми, из коих и  я  мог подготовить  себе   помощников  по научной   работе, где они в свою очередь  помогли бы  и мне  в  проведении экспериментов, в выполнении  различного рода  вычислительных   действиях … в  написании  статей  и даже диссертации…  Но , увы   многим моим задумках так и не суждено было сбыться  - многие   из  моих  «выбранных»  заранее  абитуриентов   срывались, …зарабатывали двойки  и выбывали  из   дальнейших «состязаний»   на право  стать   обладателем студенческого  билета.  Обидно было еще то, что  они получали  прекрасные оценки  по первым экзаменам…математике (получая   четыре  и были случаи и пять), а   по физике      у них   случался   «обвал», они получали злополучные  двойки, заставляющие их сразу же забирать свои документы.  Да, и тут  я  внимательно  просматривал  их   письменные работы   и  цеплялся  за возможность  пойти  в  апелляционную комиссию, чтобы  повысить их балл, точнее исправить двойку на тройку.  Там  меня  встречали без всякого удовольствия  - во мне  видели, если не скандалиста, то, наверно, преследующего свои  личные  «шкурнические»  интересы. Отчасти  они были и правы, но  только я боролся не за личное  обогащение, а чтобы  достойный претендент  не оказался на обочине жизни.  Спустя  некоторое время  у меня  появились  неплохие знакомые среди преподавателей   общеобразовательных  кафедр,   и  я  их просил во всю  не  ставить много двоек, а самое  главное   помогать  абитуриентам на экзаменах, создавая  доброжелательную атмосферу: пояснять  неясные  моменты, порою делать  незначительные подсказки, заставляющие  потом  самим   развивать  мысль…и приходить к правильному  решению  или ответу.  Словом, просил,… уговаривал  не  ставить двойки, убеждал  - оставлять   за мандатной комиссией  право  решать   судьбу  соискателей.
Попутно  я наблюдал и негативную картину, когда   откровенно слабые  абитуриенты  оказывались   обладателем   счастливых  «лотерейных» билетов -  простите, студенческих            ( причем не заслуженных), просто  у  них оказались  пробивные  родители  и хорошая, как оказывалось «волосатая рука».   О действии  таких механизмов  мне  рассказывали  как  сами молодые , так  и  отдельные  преподаватели, принимающие экзамены…
Поэтому   я двумя руками  был   за  повторные процедуры, … т.е. дать возможность  наиболее сильным испытуемым   доказать   случайность  своей   неудачной попытки.
Еще больше я   за  институт  резервистов, когда бы на первые  курсы  зачислялось  большее  число, чем это  положено по плану приема. Тогда бы   в  процессе   учебы  слабые  индивиды   сами бы   свалились бы   с «корабля   учебы». А  сильные продолжили бы  свой  ускоряющий   бег по ступеням  жизни.  Руководящие  работники вуза   не боялись  бы выговора  за невыполнение   плана  выпуска, а преподаватели смело, без оглядки наверх, ставили бы  оценки,   не беспокоясь за свою профессиональную совесть, когда приходилось натягивать «неуды на  тройки».
Прием  в   вузы   и другие учебные  заведения  более  высокого  уровня  - это тема  особого разговора, к которому   я  еще вернусь.
  А  пока  решаю  свою  личную  производственную  судьбу  под грифом « ..Где  работать мне тогда.. чем  мне заниматься ?»
Правда,    я   мог изъявить желание и   пойти   в институт физкультуры,  где мне также могла  сопуствовать удача… тем более что  я был лучшим… ну  почти лучшим спортсменом школы, …  а потом  я  входил  и  в сборные района, города и  даже  республики по легкой атлетике…
Но,  в конце     концов,  МОРЕ  « перевесило»… и я  оказался  на геолфаке,…незаметно пролетели  мои  студенческие годы…и вот  я  уже  молодой специалист, в моем дипломе записано: присвоена квалификация  горного  инженера-геофизика…
Но вот сейчас  я  должен  сказать   комиссии   последнее слово, …и я тихо, и  не совсем уверенно, с некоторой хрипотцой в голосе, возможно от волнения, но мне казалось, что я спокоен,   произношу  -  СОГЛАСЕН…
Так я  неожиданно для себя, но не для  других,    стал преподавателем. Наоборот,  мой выбор  стать геологом был для многих неожидан и отчасти непонятен … многим  из моих одноклассников и одношкольников… было непонятно,   как это я  серебряный медалист   решился  пойти  на не совсем престижную  специальность. Есть  много специальностей…при  получении коих можно жить и работать в городе…
И вот я    сделал выбор в  пользу  города… и   заодно  возможности   в будущем оказаться  все же  на Черном  море,…но об этой моей мечте, кроме   самых  близких никто и не знает…
И вот  я  уже  преподаватель…  моя педагогическая  карьера,  началась  как-то  сразу  и без особой раскачки…  Вместе  со своими бывшими  наставниками, а  сейчас  уже коллегами, старшими по возрасту,   я   выехал на учебную геофизическую практику…в горы…
Там  в  одном из красивейших и живописных   мест находится наш   учебный полигон.   Это  место  называется    весьма красиво и емко …Бричмулла… раньше  об этом месте знали далеко  не все наши  горожане… а вот благодаря  песням  Татьяны и Сергея  Никитиных  об   этом   местечке  в  «Чимганских» ( не совсем верное определение, правильнее написать – Чаткало- Кураминских…)   горах узнала и вся страна…
Официально   я нахожусь  в    послевузовском отпуске , так и хочется сострить и написать в  «послеродовом»…  Но мне  моим шефом  предложено  уже сейчас начать свою педагогическую карьеру… вести занятия  для  третьекурсников…Сначала  я должен быть педстажером, постепенно набираться опыта…но по  при прибытии на полигон оказалось, что  из-за болезни кого-то из преподавателей одно из направлений  практики  не имело   руководителя…   и мне, с определенной степенью боязни,  пришлось согласиться  проводить практику  по «Радиоактивным методам поисков» …мне  тогда   казалось, что этот метод я  знаю лучше остальных…
И вот   я облачен  преподавательскими полномочиями… .веду  занятия    со  студентами,  почти с  ровесниками… и даже старшими по возрасту.  Вожу их в походы, выдаю задания, и самое главное принимаю зачеты, выставляю первые в свое жизни отметки, причем не себе, а другим.
Естественно чувствую себя не совсем уютно, но мне на помощь приходят мои коллеги, вчерашние мои наставники…и, прежде всего,    Афанасий  Николаевич    Кормильцев…
Не могу  сказать, что мы  в  институте  были восхищены его лекциями…были другие преподаватели  намного  златоустее…проводимые им занятия  были  несколько   безэмоциональными… и даже казалось суховатыми, …но потом  уже сблизившись   с   А.Н.  которыми мы ласково называли  Афоней..а кто-то и  еще Афоней - пензенским…( была  у нас такая в группе   шутка хлопать себя по ушам выставляя вперед  руку…и говорить  указывая  на ошибку   товарища…товарищ  лох.. или  чаще всего - Афоня- пензенский …
Немного простоватый…одетый скромно…не модно, … но на поверку он оказался весьма  очень добрым и доброжелательным человеком…и, что особенно было важным,  весьма знающим   специалистом…
У него были,  если не золотые, то, по крайней мере,  серебряные руки…и светлая, как я потом оценил,   голова.  Он  мог  починить  практически любой  прибор, ликвидировать любую неисправность в технике: телевизоре, радиоприемнике…,  в утюге…лишь бы были запасные части… для него не было  такого устройства, который бы он не мог бы починить…он  прекрасно  разбирался  в электронных схемах…но  «потрясением» для меня  и Сереги  Крылова было, то обстоятельство,  что  А.Н. не имея схемы прибора, сначала  нарисовал его,   глядя на оригинал (?!!),  а  затем  брался  чинить  аппаратуру по всем правилам  радиотехнической  практики.
Уже много  позже я   узнал, что он   был одним из первых   Главных   геофизиком   Краснохолмской  ГРЭ …прошел  он там    серьезную школу  профессионализма, …где только   он потом не  работал: в Кызыл-кумах…в  Карамазаре…Обошел почти весь Чаткало- Кураминский хребет…
Он   оказался  и  причастным к открытию  Учкудукского месторождения  урана… но  из-за интриг,    он не получил   в числе  прочих  и особенно «значимых»   Ленинскую премию…
Просто  его «отвели»   от  наградного   пирога некоторые шустрые товарищи…они, просто-  напросто,  перекинули его  на другой объект,… хотя  А.Н.  своими радиометрическими работами подсек  ряд радио аномалий, приведших  к  появлению  сначала   рудника, а  потом  и города  под  звучным названием Учкудук…
С Афоней, вернее с Афанасием Николаевичем,   меня  долгие  годы ( вплоть до его смерти)  связывали  самые добрые отношения…в совместной работе  по  научно-исследовательским работам…хобби…и вообще по всему…Он как добрый наставник   сыграл огромную роль в моей   начальной и последующей педагогической и, особенно,   в научно- производственной деятельности…
Он был образцом  порядочности…честности…доброты…работоспособности  …желания,  безвозмездно   помочь во всем,  не считаясь со своим временем…и прочими затратами…
Помогали  мне  и другие товарищи, но их помощь была  скорее номинальной, чем существенной …так, например, шеф  приезжал  только  на несколько  дней со своей   молодой женой, так что  реальной помощи  тогда   он мне  оказать и не мог…
Моим  сотоварищем  тогда на практике   стал   Стасик  Кожемухин,  ненамного старше меня, работавший лаборантом кафедры, а заодно он был   студентом-заочником  по  специальности  нашей кафедры…правда,  институт  он так и не окончил… Причина  была  не  столько   в его в способностях.. скорее,   наоборот,  был  очень словоохотливым  человеком  и весьма эрудированным во многих вопросах « товарищем» …
В те годы  я при Стасе  был преимущественно  слушающей стороной…он говорил, а   выполнял роль  беспроводного   приемника  любой информации, о коей  всегда  с  упоением  вещал Стас…Я сразу же принял его верховодство, …и не старался  возвыситься над ним, хотя я был к тому времени  уже  инженером  с Дипломом, а он только студентом второкурсником геолого-геофизической специальности.
Я больше слушал его, так как он имел к тому моменту большой производственный  стаж…ему только не хватало Диплома, поэтому  он  в возрасте  27-28 лет решился на получение образования…Нет, пожалуй, ЗНАНИЙ   и   образованности я ему  и  хватало, он был намного начитаннее многих и мог самостоятельно выполнять многие  производственные работы…просто   у него не было Диплома, чтобы занять какую- то  ответственную должность…и получать соответственно его квалификации денежное вознаграждение.
Диплома   он так и не получил, потому, что   вузовскую программу так и  не одолел. И,  следовательно,  до Олимпа  в избранной специальности и не «поднялся»…Хотя  делал не одну попытку продолжить свое  обучение.
Его подвели  несколько  строптивый характер  и особенно  женщины… Он  был  своеобразным Дон Жуаном  и мечтал о том, чтобы превзойти Казанову…к  моменту   нашего знакомства  у него  было  около   ста  интимных  Побед…и он всеми  силами стремился довести  свой список  до 100…  Уже много лет  спустя  я поинтересовался у Стаса, как  идут у  него дела в этой «области»…сколько на его  счету  «разбитых сердец», на что  Стас  ответил, что достигнув цифры  100,   он перестал  считать, а стал  жить,  не фиксируя  подробно события, а посему  и сбился со счета…
Стасик был   удивительно своеобразной личностью:   он   любил преимущественно некрасивых…девушек и зрелых дам  объясняя это тем,  что  красивые девицы  обойдутся без него, а вот   внимание нужно уделять  некрасивым, ибо  они   и так обижены судьбой… Поэтому  он  чаще всего  соблазнял именно таких… по отношению к женщинам  он  потрясающе  великодушен и любезен …он всегда говорил им  ласковые слова и делал «залихватские» комплименты … я никогда не слышал  от него грубых или сальных  слов по отношению  к    женщинам…он всегда отзывался о них только хорошо…
Стасик помогал мне  понемногу  осваивать  премудрости нашей специальности, он мне многое помог понять из того, чему меня не научили в  вузе…особенно практической стороне вопроса.
Стас ремонтировал  приборы, … мне же оставалось, в  случае отказа техники  только  посылать к  нему студентов для замены не работающих аппаратов на действующие, Мои проблемы  в этом плане  он свел к минимуму…
Так как я был новым  товарищем на кафедре, , …я больше  находился  в положении слушающего, … и чтобы  разговор не прекращался, то    мне оставалось только успевать задавать вопросы… и мой имидж тогда не снижался  до  «опасной черты», в  те годы  я  больше старался спрашивать,… хотя   часто  мне  не хотелось задавать такие вопросы,  по которым мои собеседники отнесли бы меня в разряд  «некомпетентных»…я слушал и тогда, когда вопросы задавали  и другие, … слушая   многих,  я постепенно рос… и сам.
Сейчас   я достиг  возраста…или состояния   души, когда  я больше говорю, чем  слушаю…мне, часто делают замечания, что   я  не до конца дослушиваю собеседника  и начинаю говорить. Мне же кажется, что я   понял вопрос ... и не нужна мне дальнейшая расшифровка…растолковка, я  знаю уже , что хочет узнать  спрашивающий. Но такая манера общения  порою вызывает неудовольствие моих  визави-собеседников.
Стаса  я  слушал  постоянно, внимая  его рассказам и рассуждениям… Мы немного сблизились потом, когда у  нас начались полевые работы по хоз.договору..  официально  я  был назначен начальником  полевого отряда, Стасик был только исполнителем, который  должен  мне    во всем подчиняться…
Но  я  решение  многих вопросов  в силу своей   «неподготовленности»  переправлял на Стаса…я всегда с ним советовался… Как сделать дело лучше разумнее…это ему  льстило… много времени   спустя он признался,  что   «хотел  дать бой  этому  молодому начальнику, и показать ему  на сколько тот  некомпетентен…
Но я    выбил из-под Стаса эту  недоброжелательную по отношению к себе  «карту»… Имея   некоторую  теоретическую  подготовку,    я все-таки  не выглядел  в  глазах Стаса этаким лохом…Я даже подавал кое-какие советы,   как следует это делать разумнее, оптимальнее, более здравее   …
Некоторое  уважение   у него я  завоевал тогда , когда показал, как нужно вести всю  полевую документацию…как при топоразбивке профилей съемок, в  частности  вводил  поправки  за рельеф местности, так  и при геологической  зарисовке местности…  В знании минералогии и петрографии  я  имел преимущества перед Стасом…я правильно  называл  названия тех или иных  пород   изучаемых   участков…в коем  он мог убедиться, когда подобные  названия  давали и опытные   геологи, оказывающиеся     в качестве гостей  на наших стоянках…
Достаточной  топографической  и геологической моей  подготовленности, в большой мере, способствовала  моя  преддипломная практика, где нам  студентам-практикантам  доверили выполнение самых ответственных производственных функций.   Что мы там только не делали, чему только не научились   …???
Вместе с моим другом Вовкой Шугаевым   мы  упросились поехать на практику  в  одно место… и тогда    нас направили в Чадакскую геофизическую партию,…кстати, в том районе, где мы раньше работали,  было найдено неплохое месторождение золота, второе по запасам, после знаменитого Мурунтау… но это случилось несколько  позже  и   уже без нас. 
Руководство партии нам так и сказало, что мы вас зачисляем на должность техников,  …но вы будете выполнять  любую  срочную работу,  в коей нуждается партия, словом  вы будете на «подхвате»… и нам пришлось многое поделать…и многому научиться,  поэтому  … мы и делали топоразбивку профилей…мы и вели записи в  журнале.. мы  и выполняли измерения  параметров магнитного поля новым тогда магнитометром   М-18,  мы и были   старшими рабочими при выполнении работ методом ВП, мы и отбирали  геохимические пробы ( в  съемках по первичным ореолам  и вторичным- ореолам рассеяния)… Я в последние месяцы практики даже выполнял обязанности геолога…при выполнении   геохимических работ.. ввел полевой журнал …заполняя все его  графы, включая и Примечание… Но самое главное   фиксировал и описывал   название пород,  встречавшихся по профилю…Эта работа обычно поручается  инженерам -геологам…а тут мы  -   «недоученные» кадры , еще пока студенты.
Все это так подняло  нашу квалификацию, что потом вызывало зависть у  многих,   когда мне приходилось работать   в других  местах…
Так  вот Стасик и оценил тогда   мои возможности… и незаносчивое  поведение…по отношению  к нему…  я  был  весьма  ему признателен, что при нем произошло   мое постепенное  «втягивание»   в  рабочий коллектив кафедры…
А заодно  и знакомство  с  кафедрой…многим  он  дал  полновесные характеристики… некоторые из них оказались весьма точными,  другие   в  силу  его «неприязни» к определенным сотрудникам  - приблизительными,  а     порою  -  и  неточными…
Ведь для того, чтобы хорошо узнать человека  нужно съесть с ним  пуд соли, иногда этого количества оказывается явно недостаточно…
Спустя много лет, его значительно постаревшим,  я встретил в одном из проектных институтов, он только что  вернулся  с полевых работ, вел там каротаж,  привез  ленты-диаграммы…отдал сотрудницам занимающихся обработкой материалов.  А сам  же получил какие-то деньги, кто-то из сотрудников получил его зарплату  и передал ему. Он же быстро же сбегал в магазин, купил какие-то сладости  для женщин  и заурядную  еду   к   двум-трем бутылкам портвейна…
И предложил  разделить с ним трапезу… сладости женщины  взяли, а  вот от вина отказались,…пришлось мне случайно  зашедшему  в  их  Отдел, чтобы  как-то не обидеть Стаса,  выпить с  ним  это вино, …правда,  основную долю я все же «предоставил»  Стасу, порою «халтурил», чтобы  выпить как можно меньше.
Я заметил  Стасу, что в  молодости он предпочитал сухое вино  и меня на это   всегда «подталкивал» … на что он заметил, что   сухое вино нынче его  не взбадривает…нужно ему  что-то покрепче…
В  многочисленных повествования, сначала  в  Отделе,  а потом и  за его пределами, на улице,   он поведал  о своей жизни…со своей   Ольгой ( первой женой)   он несмотря   на все  конфликтные  ситуации продолжает жить…что где-то у него попутно  родилась двойня, что он  на должности инженера-геофизика  без Диплома…молодые дипломированные   не выдерживают  испытаний ( во всех отношения)  и руководство  зная его  компетентность  зачислило  на инженерную должность, но многочисленные   комиссии, проверяющие учреждение  смотрят на это косо,   и отмечают сей факт в качестве  основного замечания по работе…
Поэтому  ему нужен Диплом…я рассказал  ему  историю, как мы ( я  и Сережа Крылов)  помогли   «доучиться», а потом и «защититься»   его   «коллеге»  по кафедре, бывшим в то время  учебным мастером кафедры…Славику Бронскому… ( Стас тогда работал простым лаборантом за 72 рубля).   «…  А ты,   «сраный гений»,    остался  ни с чем», - не уставал говорить  я.   Впервые  я   за  много лет знакомства, общения и отдельных наших  встреч  назвал  я    его    «придурком»…
Назвал термином,   ставшим   моим  личным постоянным  «комплиментом» не только в  адрес нерадивых студентов, но и руководящих работников    разных учреждений  и   ведомств… но часто  я отпускал  его словечко и по поводу  действий некоторых руководителей страны… особенно   часто употреблял его по отношению  двух  правителей государства:  Горбачева и Ельцина…
Но это так,   к слову, …а после учебной практики, у меня были производственные  -хоз.договорные работы  в  Северном Таджикистане… затем ,после возвращения с полевых работ,  - привыкание к кафедре,  установка  приборов и  вспомогательного оборудования   после переезда лабораторий кафедры на новое место  «дислокации». 
 А потом  последовала  моя первая самостоятельная  командировка  - в Новосибирск, в знаменитый  Академ.городок  на   Оби , для  знакомства   с диссертациями и другими серьезными работами   по тематике  научно-исследовательских работ кафедры.
А несколько позже   был  первый «выход на сцену», точнее  первые мои  самостоятельные занятия со студентами…и  реакция на  это.
  Но  обо всем этом  -  в  следующих главах.

   ( продолжение следует)


Рецензии