Осаждённый город

Амелия
Город был осаждён. Это обнаружили на рассвете, когда сквозь серую пелену ночи пробивались первые лучи солнца. Но когда эта весть пронеслась по городу, их свет словно померк. Для тихого города мастеров – а здесь жили ремесленники, художники, скульпторы, искусные швеи – осада было настоящим неожиданным ударом. Но правитель города быстро оправился от внезапного известия  и собрал войско для защиты города. Враг еще не наступал, он только осадил город, и особенно ворота. Никто пока  не знал, кто же их враг…
Во всех домах были закрыты окна и двери. Только в одном покосившемся двухэтажном домике было открыто окошко. Там сидели за работой пожилая женщина и лет  двадцати девушка.
- И не страшно тебе, Амелия, окошко открытым держать,- вдруг бросят что-то? – спросила старушка.
- Не голубушка. Я жила в большом городе и видела осаду. Я знаю, если у города есть войско, то враг не скоро прорвется.
- Знать бы кто враг.
- Том обещал рассказать. Он пошёл со своим к городским стенам разузнать… Может уже и знают.
Вдруг вместо тихой улыбки на лице девушки появилась тревога. Прошло около часа. Наконец в дверях появился Том. На его худеньком лице была тревога.
- Что ты узнал, Том? Кто окружил наш город? – в один голос прозвучал тревожный вопрос.
- Говорят, граф Грей, правитель соседнего города. Ходят слухи, что он очень жестокий  и властный, - ответил мальчик.
«Граф Грей» - это имя ударило Амелию в самое сердце. Девушка больше ничего не слышала, кроме этого имени. В памяти пронеслись картины из прошлого: как она жила с любимым отцом в замке старого графа – отца Грея.
Том заметил, как ясных карих глазах Амелии засверкала слеза горя и затаённого страха. Её нежное, тонкое лицо стало бледным- бледным.
Прошло пять дней. Горожане сдружились. Весь город был настроен помогать защитникам. Женщины собирались в больших домах, стирали, варили еду. Там работала и Амелия. Некоторые относили одежду и пищу к стена города. Том был одним из них. После возвращения он рассказывал последние новости. Когда Том рассказывал, Амелия нервно вытирала руки о передник. При каждом упоминании о графе Грее ее худенькие плечи нервно вздрагивали.
Через несколько дней женщины, которые, ходили по воду, заметили, что из колодцев стала убывать вода, которая поступала из подземного источника. На  одном участке, где источник выходил на поверхность, его  можно было перекрыть так, что бы вода не поступала в колодцы. Именно это и сделал враг. К сожалению, этот участок был за городскими стенами. Ситуация для города стала угрожающей. 
Воды становилось все меньше. Вскоре люди начали испытывать жажду. Враг хотел, чтобы город сдали без боя.  Тогда правитель города собрал совет.  Надо было решать, что делать. Или сдаться (но все знали, что ничего хорошего их не ожидает, если граф Грей завладеет городом: будут уничтожены все традиции, сам дух города, и радостных дней не ждать), или, же был другой выход. Правитель горда, знал, что в стене есть лаз, о котором не знал враг. Но в него может пролезть или ребенок, или хрупкая девушка…
В тот же вечер по городу пошла молва, ищут хрупкую, худенькую девушку, которая могла пролезть через лаз и дать свободу источнику, который питал колодцы города.
Амелия и Том сидели на кухне за столом. Слушая Тома, девушка как будто хотела что – то сказать, но не решалась.
- Том, неуверенно обратилась она к мальчику, который рассказывал новости, - я решила пойти попробовать освободить источник. Я смогу пролезть через лаз, – голос Амелии временами вздрагивал, но говорила она уверенно.
- Я тоже пойду с тобой, - нисколько не удивившись, ответил Том.- Только объясни мне, почему ты так боишься графа?
- Хорошо, я расскажу, - ответила Амелия, и в её глазах снова появилось выражение боли и страха. – Я жила с отцом в красивом замке. Это был замок доброго старого графа. Мой отец служил у него врачом.. У графа был сын, Грей. Характер он имел вспыльчивый и капризный. Но, хотя он не всегда был сговорчивым, мы с ним дружили. Он учил меня ездит  верхом. Иногда мы обсуждали книги. Он был старше меня, много читал… Нам с отцом очень хорошо жилось в этом замке.  Но пришла беда для всего города, которым правил старый граф. Наш город был осажден. Враг был жестоким и ужасным. Старый граф и его сын, для которого это была первая война, возглавили защиту города. Война была кровопролитной и долгой.  Уже на грани поражения, благодаря мужеству защитников, мудрости графа и отваге Грея, горожане все – таки победили. Все были очень счастливы. Радость вновь вернулась в наш город. Но ненадолго. Старый граф был серьёзно ранен в бою. Мой отец долго лечил его, но графу становилось все хуже. Грей стал замкнутым. Он как-то раз сказал мне, что смог спасти даже на войне своего отца, от болезни – не могут. Мой отец изо всех сил боролся за жизнь старого врага, но все было бесполезно…
Грей на несколько дней исчез, а затем, внезапно появился, ворвался в комнату моего отца со стажей и арестовал его. Грей был словно безумный. Он обвинил моего отца в смерти старого графа. Сколько я ни просила Грея дать повидаться мне с отцом, он все время отказывался. Было такое впечатления,  что отца вообще нет в живых. А потом Грей выгнал меня из города. Он сказал:
- Мы с моим отцом проиграли! Тебе больше нечего здесь делать!
- Может ты и проиграл, а вот твой отец хоть и погиб, победил. Он прорвал и снял осаду. А вас граф, Грей, похоже, осадили, - ответила я.
Охваченная горем и отчаяньем, я долго брела, пока не нашла ваш город. Начала я встретила добрую женщину и работала и неё служанкой. Теперь просто живу с ней и помогаю ей во всем. Ну, вот ты и знаешь мою история и то, почему я так боюсь, графа Грея, - закончила свой рассказ Амелия.
- Мы обязательно пойдем и освободим источник, Амелия. Обязательно! – твердо сказал Том.
На следующий день, когда на город опустилась ночь, воины стали открывать лаз в стене. Возле Тома и Амелии стоял правитель города.
- За вас будет молиться весь город, - сказал он.
Ночь стояла холодная и звёздная. Ярко светила луна.  Руки Амелии дрожали от холода или страха. Том всё время осматривался в темноте.  Дорога к источнику было короткой, но им она показалась бесконечной. Наконец они дошли. Несколько минут отдыха, и Том с Амелией принялись за работу. Работали долго, несколько часов, пока не зазвенела вода. У Тома и Амелии не хватало духу даже радоваться. Они без сил опустились на траву. Амелия молчала. Молчание прервал Том:
- Ну вот, вода уже идёт в город.
- Да, уже, наверное, достигла колодцев… Какие яркие звезды! Я очень люблю их, - сказала Амелия и улыбнулась.
- Холодно, - поежился Том. Пора уходить: скоро рассвет.- Он уже хотел подойти и дать руку Амелии, но вдруг снова сел:
- Слышишь топот копыт? Надо переждать. Здесь деревья нас не заметят.
Но топот становился все ближе и ближе, пока Тома и Амелию не осветил яркий свет факелов. Из-за поворота вылетело четверо всадников. Том схватил Амелия за руку, что бы бежать, но она только стояла и дрожала. Казалась, будто девушка сделает шаг назад и упадет. Воины соскочили с лошадей.
- Кто вы такие? Что здесь делаете? – спросил один из них. Но тут услышал шум бегущей воды. Воины всё поняли. Они схватили Тома и Амелию, крепко держа, посадили на коней, и помчались галопом туда, где вокруг осажденного города светились огни костров.

Битва

Когда сквозь серую пелену ночи пробивались первые лучи солнца, всадники прискакали в лагерь. Пленников повели по тропинке, вокруг струился дым ночных костров. У Амелии от усталости кружилась голова. Том все время оглядывался посмотреть, как у неё  дела. Пленников завели в небольшой шатер.
- Скоро вернется граф и разберется с вами, - грубо сказал воин.
- Не перекрывайте источник, - жалобно попросила Амелия. Но ответа не последовало.
Где-то после полудня послышался топот копыт и голоса. Вскоре в шатер вошли воины. Они приказали пленником встать и идти с ними. Пленных привели к вымощенной камнем площадке перед шатром графа. Амелия ели держалась на ногах. Том её поддерживал.  У входа стояли несколько воином. И вот двое расступились, из шатра появился граф. В его глазах сверкали гнев и жестокость. Том смотрел на него с ужасом. А вот Амелия стояло спокойной и больше не чувствовала страха.
- Какой он страшный! – прошептал Том.
- Война делает всех такими, особенно, когда однажды ты уже проиграл, потеряв родного человека! – раздался грозный голос графа.
- Нет, если ты проиграл и стал жестоким, то это не значит, что погибший родной человек тоже проиграл, - послышались тихие слова Амелии.
Взгляд графа упал на хрупкую, дрожащую от холода девушку.
Ты? – голос Грея  слегка дрогнул.
Амелия подняло голову, и посмотрела ему в глаза. Их взгляды встретились. Глаза Грея немного посветлели, а потом в них с ново силой вспыхнул гнев. Амелия незаметно взяла Тома за руку. Граф одно мгновение стоял, молча, как будь-то  в чем-то сомневался. А потом твердо и решительно сказал:
- Хватит, пора наступать. Не хотят сдавать город, значит, мы сами возьмем его. Город будет мой.
Граф снова посмотрел на Амелию. Девушка судорожно сжала руку Тома.
- Будем наступать на рассвете. Я сам поведу своих воинов в бой. А с этими я разберусь потом.
Амелию и Тома привели обратно в шатер. Девушка опустилась на землю и долго сидела неподвижно. Потом на её лице появилась едва заметная улыбка.   
- Что-то случилось, Амелия?
- Нет, ничего. Просто я вспомнила, как пришла три года назад к вам. Тебе тогда было двенадцать лет. Разве я думала, что буду с тобой спасать город, попаду в плен, встречу снова графа? Может это неспроста? Но что я еще могу сделать?
- Мне кажется, Амелия, что если человеку что-то предназначено, то судьба все равно повернет так, что он выполнит своё предназначение.
- У меня тоже такое же чувство, будто я должна что-то сделать, но ещё не время.
Ночь подходила к концу, всходило солнце, когда Амелия сквозь сон услышала храп и ржание лошадей и команды Грея. Девушка тут же вспомнила где она находиться и что ждет ставший ей родным город.
- Как ты думаешь, Амелия, они смогут победить наших?
- Не знаю… Грей не перед чем не остановиться, да вот и меня встретил. Он захочет  захватить город еще и чтобы отомстить мне, - сказала Амелия, и на её глазах выступили слезы.
Как же можно мстить тебе за то, чего ни ты, ни твой отец не совершали?
- Грею это неважно, он поступает так, как считает нужным.
Через час Амелия и Том услышали шум, пальбу и крики.
- Началась битва, - вздрогнула Амелия, - нам остается только  молиться.
Битва длилась несколько часов, когда Том заметил, что шум утихает.
- Слышишь? Бой закончился, но не похоже, что город пал, - сказал он.
Амелия молчала и молилась.
Через некоторое время стало понятно, что войско возвращается в лагерь. Были слышны встревоженные голоса. Затем все стихло. Вскоре в шатер вошел старый воин, который знал Амелию еще девочкой. В его глазах стояла тревога.
- Амелия, неуверенно обратился воин. – Девушка невольно улыбнулась ему, но следующие слова ударили её, словно молния: - Мы знаем, что ты, как твой отец, умеешь лечить людей. Понимаю, это жестоко просить тебя об этом, но мы вынуждены. Ты можешь справиться с серьёзной раной?
- Серьёзной? Я чувствовала… Ведь это Грей?
Воин кивнул.
- Разве в лагере нет врача?
- Нет. После того, что случилось с его отцом, он никому не доверят.
Но он ведь считает, отец Амелии виноват в смерти его отца, - вмешался Том.
- Амелия, но ведь это неправда,  - в глазах старого воина заблестели слезы.- Докажи это Грею. Вы ведь когда-то были друзьями.
Девушка встала. Она посмотрела на Тома, затем на воина и с чуть заметной дрожью в голосе сказала:
- Знаешь, Том, может, так Грей простит моего отца. А если нет, все равно я спасу его.
Старый воин повел Амелию  к раненому.  Когда они шли к шатру графа, воины между собой спорили:
- Но она, же пленная, к тому, же её отец убил старого графа.
- Нет, это молодой убил её отца.
Старый воин, услышав это, сказал:
- Сейчас самое главное – жизнь нашего повелителя. Пусть девушка лечит его.
Граф Грей был без сознания, ничего не видел и не слышал. Когда Амелия шла к нему, в её сердце была неприязнь и вражда, её одолевали сомнения. Но, подойдя к Грею, она вспомнила старого графа, который так, же лежал раненый. И вот теперь от её  умения и душевного тепла зависела жизнь его сына.
« Может, он  теперь не безжалостный враг, от которого нет  спасение?» - подумала девушка.
Рана была действительно очень серьёзной. Амелия сделала все необходимое, чему учил её отец. Она сидела возле Грея целую ночь. Граф так и не приходил в себя. Амелия перебрала все хорошие и плохие моменты в жизни. Утром, отлучившись не несколько минут от  больного, зашла в шатер к Тому.
- Здравствуй, Том! Знаешь, я подумала, что могу просить, что бы тебя освободили. Ведь я лечу графа.
- Нет. Я останусь с тобой Амелия.
- Спасибо тебе, Том, - улыбнувшись, Амелия подошла к мальчику. – Спасибо. А сейчас мне пора возвращаться к Грею. Даст Бог, он очнется…
Время тянется бесконечно, когда ждешь выздоровления человека,  меняешь повязки, прислушиваешься к неровному дыханию.
- Амелия, ты действительно хочешь спасти его? – спросил старый воин.
- Да, очень! Я не хочу, чтобы он умер, как старый граф. Мне кажется, если он очнется, я прощу всё, что так долго держала на него в душе, - ответила Амелия, глядя на Грея.
Прошел еще один день без изменений. Но под вечер Грей очнулся на несколько мгновений. Не открывая глаз, он что-то сказал, и снова уснул. Амелия утверждала,  что это знак к спасению.
- Господи, спасибо тебе,-  шептала она. Но вместе с радостью в её сердце прокрадывалась тревога.
Еще через день граф очнулся и открыл глаза. Амелия и старый воин с замиранием сердца смотрели на него. Вдруг граф начал вставать. Амелия бросилась к нему.
- Вы что, граф, вам нельзя шевелиться, больно будет!
Услышав знакомый голос, он как будь – то жалуясь, промолвил:
- На сердце все равно больнее…
Но вдруг, как от боли, вздрогнул и жестко сказал:
- Увидите ее туда, где она была! Я больше не могу видеть эту девушку – дочь убийцы моего отца.
« Но ведь ты тоже убил моего отца!» - хотела крикнуть Амелия, но Грей все равно бы не услышал её: сознание вновь покинуло его.
Воины хотели схватить Амелию, но старый воин заступился:
- Я знаю, что  приказ правителя – превыше всего, но сейчас  важнее его жизнь. И выходит так, что жизнь его зависит от пленного врага.
Оставьте ее и уходите.
Ночь была тяжелой, графу становилось все хуже. Амелия была в отчаянье. Она вышла из шатра и стала молиться. Стояла тихая ночь, звезды ярко светили, но для Амелии они были далекими и холодными. Вдруг девушке показалось, будто одна звезда улыбнулась ей. Амелия почувствовала свежий ветер, нежный запах омытой росой, травы. По лицу девушки нежно текла прохлада. В глубине лагеря догорали ночные костры. На душе девушки стало тепло, по щекам потекли горячие слезы, а на губах появилась улыбка.
- Господи, спасибо, - прошептала Амелия и скрылась за порогом шатра. 
К полудню графу стало лучше, не его лице появился слабый румянец. В шатер вошел один из воинов.
- Я хотел узнать, скоро ли можно перевести графа в замок? Надо скорее возвращаться домой. А когда граф выздоровеет, он сам решит, что делать с вами.
Девушка побледнела, но кто-то неведомый в душе ей сказал: «Грей примет правильное решение».
- Нет, сейчас его перевозить нельзя. Я обязательно скажу, как только это можно будет сделать. – И Амелия снова пошла навестить Тома.
- Амелия, какая-то ты сегодня печальная. Что с тобой?
- Не знаю. Вроде бы и Грей выздоравливает, но на душе так грустно…
-  Все будет хорошо. Так бывает: мучают страхи, но что-то их словно рассеивает. Что это? – спросил Том.
- Вера и прощение, - уверенно сказала Амелия.- Ничто другое не поможет. – И подумала «А кто сможет снять осаду с души Грея? И как? Может, я чем –то могу помочь? Я ведь простила ему самое страшное. Это должно снять осаду горя, отчаянья и гнева!». Поглощенная этой мыслью, Амелия махнула рукой Тому и вышла из шатра. Небо было голубым,  по нему плыли белые птицы – облака. Девушка вернулась к больному, у неё на душе становилось легче. Грей очнулся и, не открывая глаз, сказал:
- Я знаю, что ты здесь, Амелия. Уходи, оставь меня! Ненавижу тебя… Уходи. 
Амелии захотелось расплакаться, но что-то дало ей силы взять себя в руки. Она опустилась рядом с графом, тихонько заговорила:
- Грей, пойми: я не виновата. Может быть, мой отец и допустил ошибки, но он не виноват в смерти твоего отца. Я знаю, как тебе было тяжело все эти годы, и мне было так же. Но Бог помог мне. Может, осаду твоего сердца сможешь снять и ты. С Божьей помощью. Подумай, Грей!
Граф потихоньку успокоился и уснул.
Прошло несколько дней, и стало ясно, что Грей начал выздоравливать. И Амелия твердо сказала, что его можно перевозить в замок.
- Том, завтра мы уезжаем. Я попросила, что бы ты ехал рядом со мной. Позволили… А что потом, - тихо продолжила Амелия, - решит граф.
- Спасибо тебе, Амелия. Ты – настоящий друг.
- Ты тоже – верный и стойкий, - улыбнулась она.
Наступил день отъезда. Граф в основном спал. Сияло погожее утро, ласточки летали высоко-высоко, казалось прямо в солнечных лучах. Амелия была печальной, она прощалась с родным городом, в котором никто не знал о ёё судьбе. У Тома тоже был невеселый вид.
- Ничего, Том, все скоро закончится, - сказала Амелия.
Войско двинулось в обратный путь через леса. Кто был расстроен поражением, кто радовался спасению правителя  и возвращению домой. Граф спал в закрытой повозке, возле него сидела Амелия. Она смотрела на птиц, на высокие стволы деревьев. Вдруг граф открыл глаза, увидел возле себя Амелию. Девушка почувствовала на себе гневный взгляд и обернулась.
- Амелия! Ты все-таки здесь… Я же приказал и сейчас приказываю: исчезни! Зачем ты меня лечила?
- Нет, сейчас не могу исчезнуть, пока я тебя не вылечу, а потом… Только не трогай, не обижай Тома, он же ни причем…
Последние слова девушки сильно ударили в сердце Грея, которое давно не чувствовало чужой боли.
- Уходи. Езжай верхом. Дай мне, наконец, во всем разобраться.
Амелия пересела на лошадь. Том подъехал к ней, двигался рядом. Спросил:
- Что с тобой?
- Ничего, просто мне грустно. Так всегда: если чего-то достигаешь, вроде надо радоваться, а слезы сами катятся, - со скрытой болью улыбнулась Амелия.
- Но есть еще что-то, Амелия?
- Да, этот кто-то – Грей. Он с каждой минутой становиться злее. Его давит внутренняя боль, с которой я справится не в силах.
- А может, ты просто вытягиваешь из него своим присутствием? А изменятся -  это уже Грею.
- Да, Том. Может быть, - коротко ответила девушка. Вдруг к ней пришло понимание, как важно для нее присутствие Тома. Что бы она делала без него?
Солнце заходило. Его красные лучи играли на гривах мчащихся гнедых лошадей.
Войско прибыло к стенам замка, когда солнце уже зашло, Грея вносили в замок, Амелия подошла к нему и тихо сказала:
- Прости моего отца… Прости! Прости себя!
- Нет, не могу, - ответил он как-то неуверенно и грустно.

Освобождение
Когда сквозь серую пелену ночи пробивались первые лучи солнца,  Амелия ходила в большом темном зале. Это был уже двадцатый день после прибытия в замок. На душе у девушки было очень тревожно. Она прислонилась к колоне и стала смотреть на серый рассвет. Вдруг кто-то порывисто открыл дверь. Амелия вздрогнула «Сейчас решиться моя судьба»,  - подумала она. И действительно, перед Амелией стоял граф. Хотя его было трудно назвать этим титулом: перед нею стоял просто Грей.
- Амелия, грозный враг навсегда повержен. Сейчас перед тобой стоит прежний  Грей.
- Грей! Господи спасибо! Грей, ты теперь тот же, что и раньше? – она прикоснулась дрожащей рукой к его запястью.
- Да. Я понял. Когда меня ранили, я был готов убить тебя. Но меня сдерживала боль от раны. Когда эта боль прошла, меня чуть не убила другая… Боль мести, ненависти. Я не знал, что я настолько слаб. Но я так больше не могу и не хочу. Я прощаю… я прощаю твоего отца. Где-то в душе я чувствовал, что он не виновен, но горе заглушило это чувство. А если он в чем-то и виновен, то прощать его не мне, а Богу.
- Грей, ты был слабый не сейчас, а тогда, когда не мог простить.
  - Я знаю, моя сестрица.
- Но теперь осталось сказать мне. Грей, я прощаю тебя за все.
- Спасибо, Амелия! Том ждет тебя с лошадьми возле ворот замка.
- Грей! Я так…
- Амелия, - перебил Грей. Голос его дрожал. – Я надеюсь, мы теперь будем оба счастливы…
Рассвело. Амелия и Том ехали молча, словно боялись что-то вспугнуть. Нарушил молчание Том:
- Какой чудесный рассвет! Такого давно не было.
- Да, будто солнечный дождь.
- Грей- то тебя не отблагодарил, а ты ведь жизнь ему спасла.
Взгляд девушки остановился на старой березе, к которой они приближались.
- Отблагодарил! – радостно воскликнула Амелия.
Возле березы стоял, словно поджидал кого-то, всадник. Это был немолодой седой мужчина.
- Отец!
- Амелия!
Наконец за три долгих года отец и дочь смогли обнять друг друга.
- Отец, - целуя и всхлипывая, говорила Амелия, - я ведь думала, что погиб…
- Нет, Грей запер меня в подвале замка, а о тебе сказал, что ты убежала. Три года мы жили в обмане. Но теперь все будет хорошо.
Они двинулись к городу мастеров, который и для отца Амелии станет родным домом.
«Да, - думала Амелия, - душу каждого человека осаждают злость, ненависть, страх, отчаянья. Кто-то сам может снять осаду, а кому-то нужна помощь – любовь, сочувствие, сострадание, прощение. Как вода, которой не хватало в колодцах. Сколько нужно пережить боли, потратить душевных сил! Но самое главное – снять осаду. И вот, с Божьей помощью я освободила душу Грея и свою. И получила столь бесценное вознаграждение…»
Она с любовью взглянула на отца.
- Ты почему-то густишь, доченька? – спросил он.
- Нет, я думала об осажденном городе.
- Но его, же освободили?
- Конечно, отец! – улыбнулась Амелия.
 
 
 
 







Рецензии