Альтруистическая аутопсихотерапия и...

Альтруистическая аутопсихотерапия и психическая аутокоррекция
  Помощь себе, посредством помощи другим


                тезисы


Будимир Роговой, кандидат филологических наук (Россия)

Мой перевод статьи, написанной автором на английском (О.Сокова)


Данная работа посвящена методу психотерапии и психической коррекции, которая состоит в оказании помощи себе, посредством помощи другим, включая размышления о такой  помощи. (Термин «психическая коррекция" используется нами в отношении лиц, не имеющих определенного психопатологического диагноза, но нуждающихся в психологической помощи).
Эта идея не нова; напротив, очень стара. Если мы попытаемся найти её истоки, нам придется коснуться учений древних философов и религиозных учителей и особенно бессмертного послания о любви - Нового Завета.
Дейл Карнеги, который дал блестящий конспект по теме, пишет следующее:
"Я могу составить целую книгу из рассказов людей, которые, забыв о себе, обрели таким образом здоровье и счастье."
Пионер Альтруистической аутопсихотерапии, знаменитый психоаналитик Альфред Адлер дал следующий совет его сильно депрессивным пациентам:
"Попытайтесь думать каждый день, как вы можете сделать что-то приятное для кого-то".
Это, на первый взгляд, кажется простым, но не  этим пациентам с депрессией! А.Адлер говорит: «Они думают: " Как я могу беспокоить кого-то? "... Многие из них говорят: " Почему я должен делать что-либо приятное для других? Они не пытаются сделать что-нибудь приятное для меня "».  «Вы должны думать о своем здоровье, - отвечает А.Адлер,- другие будут страдать позже".
"Когда пациент становится способным устанавливать контакты с другими людьми на основе равенства и сотрудничества, - продолжает А.Адлер, - он может считаться вылеченным".
Другие важные достижения Альтруистической аутопсихотерапии, начиная А.Адлера и Д.Карнеги, дают хорошие эффекты изменения отношения к людям в направлениях любви и прощения при лечении тяжелых соматических заболеваний, таких как, например, рак, а также при поддержке коллективного сотрудничества и  взаимопомощи в реабилитации при алкогольной и наркотической зависимости.
В нашем подходе к теме мы будем опираться на новую психологическую теорию, которую схематично изобразил современный российский психолог Федор Василюк, эта теория является, как мы считаем, своего рода неортодоксальным психоанализом. В отличие от ортодоксального психоанализа Ф.Василюк постулирует существование четырех, а не двух основных психологических принципов, а именно принципов удовольствия, реальности (соотв. деятельности), ценности и творчества (соотв. свободы). Эти принципы и соответствующие им "жизненные миры" имеют независимые корни и проживаются человеком последовательно, а также одновременно в качестве нового активного генерирования на более поздних стадиях психического развития.
Рассмотрим, прежде всего, альтруистическую аутопсихотерапию с  точки зрения "низкого" жизненного  мира удовольствия.
С этой точки зрения Альтруистическая аутопсихотерапия может быть рассмотрена как процесс, связанный с идентификацией действующего человека с человеком, которому он или она помогает.
 Вот следующие советы:
"Начните давать то, что нужно вам. Если вам нужны внимание и забота, уделите внимание и заботу кому-то еще, кто в них нуждается также".
Если чьи-либо желания остались невыполненными из-за объективных препятствий или избыточной субъективности, эти неудовлетворенные желания  становятся сдержаннее в процессе идентификации, именно самым мягким способом, поскольку удовольствие человека, которому кто-то помогает, в какой-то степени, начинает ощущаться этим кем-то, как его собственное.
Степень такой идентификации может быть различной, достигая в идеале святой любви, о которой говорит Иисус:
"Возлюби ближнего своего, как самого себя". (Матфея 22:39)
Насколько человек приближается к святости, которую проповедовал Иисус, настолько жизнь его становится более блаженной, и еще более, если он духовно приближается не только к ближним, но и к Богу - вечному источнику любви.
Мы имеем мнение, разделяемое некоторыми другими психологами, что в человеческой душе есть "внутренний саботажник" (термин Рональда Фейрбейрна) – антилибидинозная  сила, ставящая препятствия человеческим желаниям и активности.
Альтруистическая  аутопсихотерапия, благодаря процессу идентификации, может стать очень лёгким  способом преодоления механизма внутреннего саботажника.
Внимание к  развитию принципа удовольствия не следует рассматривать как антихристианское, как многие считали в прошлом, и некоторые люди считают ещё в настоящее время. И даже в прошлом были важны откровения этой истины.
Святитель Антоний Великий, основатель христианского монашества, сказал:
" Не нуждающийся ни в каких благах Бог для человека устроил небо, землю и стихии, доставляя ему чрез них всякое наслаждение ". (Курсив наш Б.Р.)
Переходя теперь к соображениям об активности, мы, прежде всего, хотели бы отметить,  что человек, по сравнению с животными имеет чрезвычайно высокий потенциал агрессивности, причем последний тесно связан с вышеупомянутыми саморазрушительными хитростями внутреннего саботажника. "Садист всегда одновременно и мазохист" (З.Фрейд). Поучительные примеры такого рода показаны в наши дни  террористами-самоубийцами.
Очевидно, что Альтруистическая психотерапия, культивируя любовь вопреки агрессии, способна обуздать и свести к минимуму агрессию и тем самым уменьшить также её самоубийственный потенциал.
"Никто не ищи своего, - говорит апостол Павел, - но каждый пользы другого"(1-е коринфянам 10: 24).
  Это правильный путь для того, чтобы создать действительно гармоничное общество, а также, по крайней мере, идеально подходящий способ стремиться человеку помочь самому себе в его активности,  поскольку это может помочь создать более благоприятную среду для каждого человека.
Учредителями психоонкологии Карл и Стефани Саймонтон  описывают историю их пациента Эдит, страдавшего от рака молочной железы с метастазами.
У Эдит в возрасте 53лет была  мать, живущая в доме престарелых. Мать сердилась на Эдит, если Эдит не посещала ее каждый день, и Эдит чувствовала вину и имела комплекс неполноценности.
Вначале психологическая терапия состояла в помощи Эдит осознать ее бессознательные негативные эмоции, касающиеся ее матери, после чего Эдит было предложено представить, что с ее матерью должно произойти что-то хорошее.
После нескольких недель занятий этим упражнением негативные эмоции Эдит значительно уменьшились. Она теперь могла сознательно решить будет ли она или не будет идти к своей матери в какой-то определенный день, и она не чувствовала больше вину, когда не могла к ней идти. Решение проблем, связанных с матерью неожиданно улучшили ее отношения со своими детьми.
Ее физическое состояние также улучшилось, и метастазы полностью исчезли.
Этот случай и ряд других случаев показывают, что Альтруистическая аутопсихотерапия может быть проделана с успехом не только на уровне внешней деятельности, но и на уровне мышления. Этот "интернализированный" метод Альтруистической аутопсихотерапии был разработан, как указывают К. и С. Саймонтон на основе Нагорной проповеди Иисуса, в которой подчеркивается значение правильных внутренних состояний сознания, а не только внешних действий.
  Теперь, переходя к точке зрения «мира ценностей», мы хотели бы отметить в первую очередь акцент Альтруистической аутопсихотерапии на положительных, а не отрицательных, эмоциях и состояниях.
Клиенты К. и С. Саймонтон начинают психологическое изучение самих себя от негативных чувств обиды и вины, но никогда не останавливаются на них. Направление анализа приводит их к осознанию своей ответственности в активной роли  создания этих негативных состояний, особенно их бывшей агрессивности. И  следующий шаг заключается в использовании ментальных действий клиента в правильном направлении: мысленно создавать позитивные  образы лиц, по отношению к которым они испытали негативные чувства.
Возможно, это может быть также полезно на  заключительной стадии такого психического анализа, по крайней мере, для некоторых клиентов с явным комплексом неполноценности, чтобы помочь клиенту создать свой собственный положительный образ, как это успешно делается, например, в поведенческой терапии (например, с помощью происходящего повторения клиентом положительного самоутверждения о самом себе).
Роберт Х. Шуллер, известный пастор из американской протестантской церкви, пишет: "Если вы хотите быть милостивыми по отношению к людям, вы должны, в первую очередь, начать относиться к себе так же. Примите себя также, как принимает вас Христос - такими, какие вы есть!»
Кстати, автор имел несчастливую случайность наблюдать неблагоприятные результаты посещения одного православного священника,  напомнившего о бывших "грехах" тяжелобольному человеку, которому не помог такой подход, но, вероятно, ухудшил его состояние еще более.
Альтруистическая психотерапия эффективно используется, как часть  терапевтического репертуара  терапевтических групп, начиная с Ассоциаций анонимных алкоголиков, насчитываемых сейчас сотнями во всем мире.
В этих группах очень предусмотрительно дают волю отрицательным эмоциям и состояниям своих членов в рамках взаимных признаний и критических замечаний, но главный акцент, видимо, делается на развитие положительных эмоций и состояний. Подчёркивается абсолютная необходимость смирения, но сам процесс коммуникации и контактов в группе на фоне постоянного осуществления взаимной помощи и поддержки, позволяет членам группы в конце - концов ощутить свою неизгладимую ценность.
Некоторые из терапевтических и паратерапевтических групп, практикующих, наряду с другими методами, Альтруистическую аутопсихотерапию обращаются к Богу или другим трансцендентным источникам добра, а  некоторые нет.
Обычно принято считать, что обращение к «высшим силам» может иметь благоприятные последствия, даже если они, должно быть, полностью или частично, продукты воображения. В случае с Иисусом нет никаких сомнений в том, что действительно или потенциально реальная связь с могучей трансцендентной силой имеет место.
Трансцендентные силы могут помочь делать добро людям, и наоборот, делание добра людям помогает  трансцендентности Бога.
Согласно Иисусу, наиболее важные заповеди - любовь к Богу и любовь к «ближнему». «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:40)
Связь между любовью к ближнему в "мире ценностей" и любовью к Богу, в «мире свободы» в нашей терминологии, не трудно понять психологически. Если я понимаю и чувствую себя, связанным с Богом, как моим Отцом, я не могу не понимать и чувствовать того же по отношению к другим людям, которые становятся, таким образом, моими братьями и сестрами.
Все это блестяще показано в следующем эпизоде великого романа Льва Толстого "Война и мир" (т.3, гл.8).
Княжна Марья говорит со своим братом Андреем.
"Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, - сказала она, дотрагиваясь до его локтя и сияющими сквозь слёзы глазами глядя на него ... Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его... Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудие, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем право наказывать. И ты поймёшь счастье прощать".
Андрей не соглашается. "... вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце ... И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина/ его врага / ..."
И позже, уходя, Андрей думает об условиях своей жизни и его окружении:
"И прежде были всё те же условия жизни, но прежде они все вязались между собою, а теперь всё рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею".
Лев Толстой ясно показал, что отношение Андрея к людям, основанные на радости агрессии  (и, увы, это может быть действительно интенсивная радость!) неизбежно ведет к потере трансцендентности к Богу, который один может дать чувство полной осмысленности жизни. И наслаждение от делания добра людям приводит Марью к приближению к Богу и к истинному счастью.
(В этом месте необходимо замечание. Мы говорим здесь о внутреннем психическом отношении к людям, а не о праве или даже обязанности бороться с врагами. В период после написания "Войны и мира" Льв Толстой много теоретизировал об этой проблеме и, на наш взгляд, ошибочно.)
В заключение мы хотели бы выразить наше убеждение, что дальнейшее теоретическое исследование и практическая разработка Альтруистических Аутопсихотерапии требует тесного синтеза религии и психологии.
Как было показано выше, психотерапии могут оказать поддержку и помощь христианские догматы и традиции.
На наш взгляд, это требует от верующих в первую очередь сосредоточиться на своих внутренних состояниях сознания с осуществлением свободы в последующей внешней деятельности, которая должна выполняться не "от религии", но "с религией" (Фридрих Шлейермахер). Ср (Лука 17:21)
Такое изменение направления сознания требует веры и постоянного внимания, но не может быть "тяжелым бременем". См.: "Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко". (Матфея 11:30)
З. Фрейд яростно критиковал принцип любви к ближнему, как неразумный, вредный и, прежде всего, недостижимый. Эти критические замечания в основном были направлены на внешние действия, а не на внутренние состояния сознания, и они говорят о главном ничтожно мало.
И, вообще говоря, во фрейдистской психологии не проявляется никакого достаточного сочувствия и понимания христианской религии.
Мы осмеливаемся предложить в этой статье, в схематичной форме, новый психологический подход, который может стать альтернативой фрейдистских теорий.
Наши соображения, похоже, находятся в согласии с предложением Барака Обамы,  перевести религиозные проблемы"в универсальные,  не имеющие религиозно- специфического значения", чтобы они "были предметом дискуссии и поддавались размышлению ".

ЛИТЕРАТУРА
1 / Новый Завет: Легко читаемая версия (1993) в Москве: Sovaminco.
2 / А. Адлер: Наука жить
3 / Д. Карнеги: Как перестать беспокоиться и начать жить.
4 /  З. Фрейд (1930) Недовольство культурой.
  5 /  Б. Обама (2006) «Призыв к обновлению» Основной доклад.
6 / К.Саймонтон, С. Саймонтон, С. (1978) Возвращение к здоровью.
7 / Ф. Василюк (1988) Психология переживания. Москва: Прогресс.

  Мой перевод с английского на русский (О.С.)
                Около 2010г.


Рецензии