Воздвигнутый быть православным

                ВОЗДВИГНУТЫЙ БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ.
90-е годы XIX века.Группа старших офицеров крепостного Ковенского гарнизона во главе с первым комендантом крепости генералом от инфантерии О.Клеммом объе-жают небольшой город Ковно в поисках места для строительства гарнизонного собора.Многие воинские части Ковенской крепости не имели своих штатных священников,и поэтому возникла необходимость в постройке единой военной церкви.Выбор коменданта крепости пришелся на удобный участок местности в центре города,от которого отходил прямой,как стрела центральный проспект,впоследствии получивший название Николаевского.Спроектировать здание будущего собора было поручено военному инженеру,подполковнику Константину Христофоровичу Лима-ренко,к тому времени проходившему службу в Инженерном управлении Ковенской крепости. К.Лимаренко закончил инженерную академию в Николаеве,служил в Кавказском военном округе и в 1886 году был направлен в Ковно.В 1890 году проект собора,откорректированный известным петербургским академиком архитектуры Д.Гриммом,утвердил сам Александр 111.
29 июня 1891  года состоялось торжественное освящение закладки здания собора.В основание фундамента по традиции брошены царские монеты.По проекту собор пред-      ставлял собой величественное сооружение в римско-византийском стиле с пятью куполами,один из которых-главный достигал в диаметре более 16 метров.Площадь всего собора равнялась 1616,    38 кв.м,а высота лишь на ; меньше высоты купола Исаакиевского собора.Работу по камню выпо   лняли мастера из Черниговской губернии.В самой крепости было налажено производство кирпи-чей для строительства,и они готовыми поступали на стройку.Другие материалы свозились со всей России,а шлифованный гранит для цоколей и лестниц из Финляндии.Огромные колонны ставились на металлические литые твердые плоскости.Полы настилали из метлахской плитки,це-нтральную часть хора-из мраморных пластин.В подвальных помещениях размещались четыре ка  лорифера отопительной системы. Внутри малых куполов подвешивались 12 колоколов,один из них-старинного литья из Кенигсберга /1618 г./.Строительство собора обошлось военно-инженер-ному ведомству в круглую сумму-375000 рублей.
В 1894-95 годах собор украшался изнутри.Над интерьером немало потру-дились члены общества русских художников.Художественные работы выполнялись на гречес-      кие,военные мотивы.Один только иконостас содержал 122 картины.Внутри собора находились    три престола-главный,в честь святых первоверховных Апостолов Петра и Павла /их именами и    стал называться собор/,правый-в честь святых мучениц Софьи,Веры,Надежды и Любови,левый-  чевствующий святого чудотворца Николая,
17 сентября 1895 года отстроенный собор официально стал именоваться   Петропавловским.Это величественное сооружение могло вместить до 3000 человек.Вплоть до     1915 года оно принадлежало военному ведомству России.и совсем немного собору пришлось по-служить Русской Православной Церкви.Дальнейшие годы круто изменили его предназначение и  статус.Во время немецкой оккупации в 1915 годув в Петропавловсом соборе хозяйничали немцы которые вывезли все колокола.8 августа 1919 года собор переходит к литовскому военному гар-  низону и получает другое название-костел святого Архангела Михаила.Правительство Литов-     ской республики решило не возвращать его Русской Православной Церкви,а передало в ведение  католической.Вот тут-то и наступают самые печальные события в истории Петропавловского со- бора.Закрашиваются славянские надписи и живопись на пилонах,перекрываются купола,снима-  ются православные кресты на них.Величественный византийский вид собора никак не вязался с  традициями католической архитектуры и все более и более раздражал патриотически настроен-   ную часть общества.В 1931 году появляется некий документ под названием “Aнкета о сносе Кау-насского собора”.Подавляющее большинство политиков,деятелей литературы и искусства,обще-  ственных организаций Литвы сошлись во мнении,что он не представляет художественной ценно-сти для государства.Казалось,”судьба” Петропавловского собора была решена,однако небольшое замечание известного художника Мстислава Добужинского о тоь,что в Советской России проис- ходит тотальное разрушение церквей,и снос собора не своевременен,спасло положение и с его     разрушением повременили.Не стали определяющими для собора и годы Советской власти.В 1962 году постановлением Совета министров Литовской ССР собор закрывается и позднее стано- вится филиалом Художественного музея.В 1965 году в нём размещается витражная галерея.В 1991 году с обретением независимости в Литве собор вновь передаётся католической церкви в    качестве окружного собора св.Архангела Михаила литовской армии.Лишь одну веху в дальней-шей истории можно считать отрадной-в 1994 году строение внесено в Республиканский перечень памятников архитектуры.Таким и остался поныне существующий,ставший одной из доминант го рода Каунаса,русский собор,православный по духу и стилю,несправедливо переданный и переде-ланный под другую веру.
История о Петропавловском соборе была-бы неполной,не упомянув в ней о том,что автор,спроектировавший это строение К.Лимаренко за успешное его возведение полу-чил звание полковника.Дальнейшая служба военного инженера проходила в г.Новочеркасске,где под его руководством за три года был возведен третий по величине /после Храма Христа Спаси-  теля и Исаакиевского собора/ Вознесенский собор войск Донского казачества /1905 г./Этот собор  в несколько увеличенном и измененном виде напоминал Каунасский.В 1911 году К.Лимаренко   вновь возвращается в Литву и возглавляет Инженерное управление Виленского военного округа, дослужившись до генерал-лейтенанта.


Вячеслав Прытков                г.Каунас 


Рецензии