В. Н. Кедрин
Капитан 1 ранга Кедрин Вячеслав Никанорович по праву может считаться одним из инициаторов применения самолетов для нужд флота. Деятельность этого флотского офицера по внедрению и развитию авиации на флоте стоит того, чтобы на его биографии остановится подробнее, хоть информации о нём совсем мало.
Родился В.Кедрин 29 ноября 1869 года, на службе с 1892 года. В 1894 году успешно закончил Морской кадетский корпус, затем Санкт-Петербургский императорский университет, минный офицерский класс, артиллеристские классы. В 1897-1898 годах обучался у А.С.Попова, после чего стал его сподвижником. 1898 году произведен в лейтенанты и направлен на Черноморский флот. Там принимал участие во всех испытаниях средств радиосвязи проводимых в 1899-1901 годах под руководством А.С. Попова и в 1903 году Н.Л. Пильчикова, за время которых стал не только учеником, и сподвижником и коллегой этих великих изобретателей. Его вклад в дело внедрения средств связи в повседневную деятельность Черноморского флота неоценим. Как отмечал А.С. Попов, В.Кедрину по праву должно принадлежать почетное звание одного из подлинных пионеров радио в России.
В.Кедриным были организованы опыты по беспроволочному телеграфированию с судами Русского общества пароходства и торговли, совершавшими еженедельные рейсы из Севастополя в Константинополь. Результаты этих опытов побудили А.С. Попова обратиться в Морской технический комитет (МТК) с просьбой откомандировать В.Кедрина в столицу для «консультаций и уточнения программы дальнейших опытов». В Морском собрании Севастополя В.Кедрин выступал с докладами о состоянии и перспективах развития беспроволочной телеграфии в целом и для нужд флота в частности. О высоком авторитете В.Кедрина свидетельствует тот факт, что в начале 1903 года его вместе с А.С. Поповым привлекли в качестве эксперта комиссии Минного отдела МТК и учебного отдела Главного Морского штаба для выработки «проекта мероприятий для постановки беспроводного телеграфирования во флоте». Летом того же года его уже как представителя Морского ведомства императорской России вместе с капитаном 1 ранга И.И. Залевским направили в Берлин на Международную конференцию по радиотелеграфному делу.
В марте 1907 года Государственным Советом обороны императорской России было утверждено постановление о развертывании системы береговых наблюдательных постов и станций как органов разведывательной службы флота. Их основным назначением являлось «наблюдение за действиями неприятеля на море и поддержание связи с берегом наших судов». На Черноморском флоте руководство этой работой было поручено капитану-лейтенанту В.Кедрину. В 1909 году итоги его работы были определены инспектором Главного Морского штаба капитаном 1 ранга П.В. Римским –Корсаковым как весьма успешные и поставлены в пример руководству Балтийского флота. В том же 1909 году начальник наблюдательных постов и станций Черного моря капитан 2 ранга В.Кедрин был откомандирован на Балтику для «ознакомления с организацией радиотелеграфирования и доклада.». Доклад В.Кедрина о состоянию наблюдения оповещения и связи в морских силах Балтики и Черного моря был доложен Морскому министру того времени вице-адмиралу Воеводскому С.А. Морским Министерством было принято решение о создании в Российском флоте Службы связи и наблюдения(сокращенно службы связи). Приказом № 311 от 23 ноября 1909 года в штабах Командующих Морскими Силами морей были введены должности начальников Службы наблюдения и связи. Назначение капитана 2 ранга В.Кедрина в феврале 1910 года начальником Службы наблюдения связи Черного моря было естественным и закономерным.
К 1910 году на Черном море действовало 23 судовых и 6 береговых радиостанций. Под непосредственным руководством В.Кедрина закладывались основы организации радиосвязи на флоте.
Несмотря на загруженность и самоотдачу должностным обязанностям В.Кедрин уделял много внимания изучению бурно развивающегося авиационного дела. С первого же знакомства с самолетами он смог понять перспективу их внедрения для нужд флота, как естественную замену отжившей своё системы воздухоплавания. С присущей ему энергией он возглавил Севастопольский аэроклуб, где членами клуба было много офицеров флота, в том числе и подчиненной ему службы связи.
После жестокого поражения с практическим уничтожением Тихоокеанской эскадры и приданной ей большей части кораблей Балтийского флота в России началось восстановление военного морского флота. Уже 6 февраля 1904 года был образован “Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования”, которому официально разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на постройку кораблей. Председателем комитета был назначен Великий князь Александр Михайлович. Комитетом было закуплено 19 минных крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также 2 подводные и 2 полуподводные лодки. Одновременно в штабах велся анализ причин поражения и вырабатывались мероприятия по их недопущению впредь. Наряду с другими, в качестве существенных причин, была отмечена недостаточная управляемость силами флота из-за низкого качества разведки, наблюдения, оповещения и связи. В конечном итоге это послужило первопричиной внедрения на флоте служб наблюдения и связи, оснащения кораблей, судов береговых постов средствами радиосвязи.
Отлично подготовленный офицер и специалист с большими организаторскими способностям вновь испеченный начальник связи морских сил Черного моря, энтузиаст авиационного дела капитан 2 ранга В.Н. Кедрин с присущей ему энергией взялся за решение вопроса организации службы наблюдения и связи имея в виду и применение для решения этих вопросов самолетов.
Капитан 2-го ранга В. Кедрин, обратился к командованию с просьбой предоставить средства на приобретение за границей аэроплана. Неизвестно, какие доводы приводил В.Кедрин, но ему удалось убедить главного командира Севастопольского порта вице-адмирала И. Бострема о необходимости запросить кредит на приобретение одного аэроплана. Одновременно члены Севастопольского аэроклуба начали сбор средств на приобретение самолета для нужд флота. В это же время с инспекционной поездкой в Севастополь прибыл Председатель «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования”, вице-адмирал Великий князь Александр Михайлович. Следует напомнить, что он был отнюдь не «свадебным адмиралом». Получив блестящее военно-морское образование, он прошел большой служебный путь на кораблях и судах флота, не понаслышке знал о проблемах флота, принимал активное участие в его строительстве и совершенствовании, а также живо интересовался авиационным делом.
Великий князь вице-адмирал А.М. Романов, при содействии тогдашнего главного командира Севастопольского порта вице-адмирала И. Ф. Бострема, принял для беседы начальника связи и наблюдения морских сил Черного моря капитана 2 ранга В.Н.Кедрина. В ходе беседы были обсуждены вопросы развития авиационного дела вообще и для нужд службы связи Черного моря в частности. Кадровый военный моряк, имевших опыт практической службы на кораблях и судах флота, человек, который по его собственному утверждению «… Будучи поклонником аппаратов тяжелее воздуха, еще я понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны. », великий князь отнесся с одобрением к предложению В.Н. Кедрина об использовании самолетов для нужд флота. А будучи поклонником авиации, сделал свой взнос в Севастопольский аэроклуб на покупку самолета.
Вернувшись в столицу А.М. Романов изучил мнение командования морских сил Балтийского моря по вопросу применения самолетов для нужд флота и убедился, что предложение В.Кедрина о применении самолетов для флота имеет перспективу.
Великий князь, вице-адмирал Александр Михайлович Романов 12(25) января 1910 года, курировавший общественный «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования», на счетах которого оставалось около 900 тысяч добровольных пожертвований граждан, через газету «Новое время» обратился к жертвователям, фактически проведя общенациональный референдум с предложением истратить деньги на создание воздушного флота России.
Граждане России почти единогласно поддержали предложение великого князя о создании Воздушного флота России. На основе общенационального мнения общее собрание Особого комитета на своем заседании от 30 января 1910 года подготовили и утвердили для Государя Императора проект Высочайшего Соизволения о создании Воздушного флота России, который и был подписан Николаем II, Самодержцем Всероссийским 6 февраля (19 февраля по современному стилю) 1910 года. Следует заметить, что изначально речь шла о воздушном флоте при морском ведомстве, другими словами о создании морской авиации. Однако царь, который был одинаково заинтересован в использовании самолетов как для нужд флота, так и для нужд военного ведомства, а также и других государственных целей, принял другое, более широкое решение. В конечном документе сказано:
«Воздушный флот, создаваемый комитетом, в мирное время будет оставаться собственностью жертвователей; комитет будет готовить личный состав, и только во время войны этот Воздушный флот будет переходить в распоряжение военного или морского ведомства».
В ряде документов можно встретить термин «военно-воздушный флот» или «военный воздушный флот». В оригинале решения Николая II, однозначно сказано «воздушный флот», который только в военное время переходил бы в распоряжение военного или морского ведомства
Для решения поставленной задами в Особом комитете наряду с морским и финансовым отделом был создан третий отдел, отдел воздушного флота (ОВФ).
Первыми шагами ОВФ Особого комитета были:
- направление офицеров и низших чинов за границу для обучения летному делу с целью организации собственной школы;
- организация русской школы летчиков:
- закупка самолетов для отечественной школы летчиков;
- разработка отечественной авиационной символики.
Между тем, получив поддержку царствующей особы, командование морских сил Черного моря приняло решение командировать во Францию начальника связи и наблюдения капитана 2 ранга В.Кедрина и его подчиненного начальника воздухоплавательного парка лейтенанта С. Дорожинского для выбора, закупки летательного аппарата на средства морских сил Черного моря. Пользуясь случаем, Севастопольский аэроклуб просил офицеров подобрать и закупить самолет для нужд аэроклуба. Оба поручения были выполнены.
В сентябре 1910 года первый моноплан морского ведомства «Антуанетт» был собран и опробован на земле. 29 (16 - по старому стилю) сентября на Куликовом поле, С.Дорожинский первый в русском военном флоте полет на самолете. На следующий день он совершил полет с пассажиром, которым естественно стал капитан 2 ранга В.Кедрин.
После первых полётов морскому министру вице-адмиралу С.Воеводскому поступило представление о поощрении В.Кедрина и С.Дорожинского за проявленную инициативу. 6 декабря они стали кавалерами ордена св. Станислава 2-й и 3-й степени соответственно.
В мае 1910 г. в Гатчине под Санкт-Петербургом была открыта Офицерская воздухоплавательная школа. Однако задержка с поставкой аэропланов из-за границы и невозможность из-за климатических условий проводить занятия в Гатчине зимой, заставили Отдел воздушного флота (ОВФ) искать место на юге России. Выбор пал на Севастополь. 11 ноября 1910 г. в Севастопольской авиационной школе Отдела воздушного флота началась подготовка летных кадров России. Школа готовила авиаторов как для армии, так и для флота. Председателем совета школы был назначен начальник службы связи Черноморского флота, председатель комитета Севастопольского аэроклуба капитан 2-го ранга Вячеслав Никанорович Кедрин.
26 октября 1911 г. в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. "Капитаны 2 ранга Кедрин и Дмитриев (будущий первый , поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Буксгевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили официальное звание военного летчика". Так В.Н. Кедрин стал военным летчиком России.
Самолет был куплен для нужд флота. Предполагалось, что он будет обеспечивать разведку и связь между кораблями. Но куда же ему садиться, не на палубу же? Значит, нужно поставить аэроплан на поплавки, чтобы он мог взлетать с воды и садиться на воду, после чего его можно будет поднять на борт. Именно над решением этой задачи работал В.Кедрин бригадой С.Дорожинского.. К сожалению, все попытки заставить «Антуанетт» взлететь с воды оказались безуспешными и было решено опять обратиться к зарубежному опыту.
Главный командир Севастопольского порта в конце июля 1911 г. обратился к морскому министру разрешить вновь командировать за границу капитана 2-го ранга В.Кедрина и лейтенанта С.Дорожинского для знакомства с положением авиации в Австрии, Франции и Англии и выбора наиболее подходящих самолетов «…для целей разведки и приобрести лучшее на месте, а также запасные моторы, переносные сараи, автомобили и запасные части аэропланов и моторов, что также необходимо из-за отсутствия этих предметов в России. Командирование названных офицеров за границу с предоставлением им полномочий к производству упомянутых приобретений и полной свободы действий я считаю условием, без которого приобретение материальной части для вновь учреждаемой команды не может быть исполнено и команда не может быть учреждена». рапорте приводится ещё одно обоснование для командирования: «…надлежит подготовить кадр, который не имеет в России никакой почвы для своего самостоятельного развития и требует изучения дела за границей». В начале августа получив указание ориентироваться на гидросамолёты названные офицеры убыли во Францию, где успешно решили поставленную задачу. Был закуплен гидроплан системы «Вуазен-Канар», который еще только проходил летные испытания. С.Дорожинский принял в них участие, первым из российских летчиков взлетел с воды, став первым русским гидроавиатором.
С получением самолетов и летчиков по линии ОВФ, службой связи морских сил Черного моря началось формирование первых подразделений Морской авиации, разработка нормативных документов по организации полетов. Отрабатывались задачи по разведке, наблюдению, связи. Одновременно изучались вопросы бомбометания, поиска подводных лодок, сопровождения кораблей сил флота, противоборства с летательными аппаратами противника. Очень скоро подразделения Морской авиации Службы наблюдения и связи морских сил Черного моря вышли далеко за рамки Службы.
На начало 1-й мировой войны В слубе авиации Службы связи морских сил Черного моря были созданы 24-и наблюдательных поста, от Дуная до Батума. Это позволило быстро перебрасывать самолеты по всему русскому побережью Чёрного моря. В конце 1914 года в Севастополе открыли авиационную станцию.
С августа до конца октября 1914 года (до начала войны с Османской империей), успели завершить развёртывание авиачастей, обучить личный состав, выработать некоторые тактические приёмы. Стало понятно, что самолёты можно использовать не только для разведки, наблюдения и связи, а и для обнаружения морских мин и подлодок противника, бомбардировки морских и наземных целей. На начало 1915 года в состав службы авиации службы связи входило:
- 3 авианосных корабля (АВК): «Николай -1» - с 7 гидросамолетами; «Александр-1» - с 8 гидросамлетами и « Алмаз» - с 1 гидросамолетом.
- 7 береговых авиаотрядов, которые в основном базировались в Севастополе, Батуми, Сухуми, Ризе.
Всего насчитывалось 45 самолетов , часть из которых находилась в ремонте, 35 летчиков и 371 человек другого персонала. В 1913 году начальник Службы наблюдения и связи морских сил Черного моря капитан 2 ранга В.Н.Кедрин за отличия в службе был произведен в капитаны 1-го ранга. Так был отмечен его вклад в дело становления и развития Службы наблюдения и связи Черного моря, в том числе и внедрение самолетов на флоте.
Если все планы по использованию самолетов для связи и наблюдения были реализованы сполна, то другие вопросы боевого применения самолетов начали сдерживаться. И дело не в консерватизме В.Н. Кедрина, как его в том обвиняли ст.лейтенант И.Стаховский, заменивший С.Дорожинского на посту заведывающего воздухоплавательным парком службы связи Черного моря, и заведующий организацией воздухоплавания в службе связи Балтийского моря капитан 2 ранга Б.П. Дудоров . Все было гораздо проще. Содержать такую махину как служба авиации с её самолетами, кораблями, аэродромами, специалистами и т.п. на смете службы наблюдения и связи было просто невозможно без ущерба для выполнения основной задачи службы. А морское ведомство не было особо щедрым в финансировании нововведений. Достаточно вспомнить мытарства А.Можайского при разработке его самолета, да и те же В.Кедрин и С.Дорожинский ремонтировали во Франции самолет разбитый С.Дорожинским за свой счет, а отправку купленного самолета руководство флота разрешило за счет сметы службы связи. Всё это привело к тому, что в середине 1915 года решением командующего морскими силами Черного моря служба авиации была выведена из состава службы связи в непосредственное подчинение начальнику штаба флота. В распоряжении В.Кедрина было оставлено 2 самолета для решения задач службы. На этом его деятельность, как авиационного начальника завершилась. А ранее была завершена и летная карьера. Один из полетов завершился аварией, В.Кедрин получил тяжелое ранение и больше в небо как летчик не поднимался.
Летом 1917 года, сославшись на нездоровье, В.Н. Кедрин обратился к командующему Черноморским флотом адмиралу А.Колчаку с прошением об освобождении его от должности и увольнении. Прошение было удовлетворено.
В.Н. Кедрин за усердие в службе был награждён:
• Орденом Св. Станислава 3-й степени (1901 год);
• Орден Св.Анны 3-й степени (1906 год);
• Орденом Св. Станислава 2-й степени (1910 год);
• Орденом Св. Владимира 4-й степени (1910 год);
• Орден Св.Анны 2-й степени (1913 год);
• Мечами к ордену Св.Анны 2-й степени (1916 год);
• Французским орденом Почетного легиона;
• Турецким орденом Меджидие 4 степени.
• Многими медалями.
В 1919-1920 годах фамилия В.Н. Кедрина встречается в качестве начальника связи Тихоокеанского флота. Откуда он эмигрировал из России. Свой жизненный путь В.Н. Кедрин закончил на 84 году жизни в США. Похоронен в Санта-Барбаре.
Капитан 1 ранга В.Н. Кедрин останется в истории как:
• Первый руководитель флотского уровня, практически организовавший внедрение самолетов в структуру морских сил Черного моря.
• Первый председатель Севастопольской школы авиации.
Свидетельство о публикации №215012801411