Алые тюльпаны Кара-Балта. Глава 4. Зов Клио

         Мудрецы учат: Любознательность – это готовность учиться у знающих, прислушиваться к опытным и достигать желаемого. Звучит по восточному витиевато, заумно, но, по существу, верно. Смело можно утверждать, что любознательность - главный двигатель прогресса! Первоначальным этапом многих научных открытий было именно простое человеческое любопытство. Но откровенно то, говоря, любознательность - черта характера весьма беспокойная, приносящая людям ею страдающим,  не малые хлопоты. Это - удел непосед. Поговорка: «Меньше знаешь - крепче спишь», не про них, и не для них. Я по всем признакам, со своим «шилом в заднице», попадал в разряд этого плохо спящего люда.

               
        Всё началось с  моего  увлечения литературой, которое постепенно переросло в увлечение исторической прозой. Я читал книги многих авторов, но больше всего мне понравились произведения Василия Григорьевича Янчевецкого, который публиковался под литературным псевдонимом Василий Ян. Особенно привлекали его повесть «Огни на курганах», романы «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю». Затем я  стал читать уже и документальную литературу по краеведению и истории Евразии.
 

       Муза истории Клио незаметно покорила меня. Я  с непреходящим интересом изучал окрестности Кара-Балта. С удовольствием, находясь летом в пионерлагере, ходил с отрядом в походы в горы близлежащего Киргизского хребта. В этих походах я впервые увидел старинные тюркские балбалы, каменные поминальные изваяния с нанесёнными петроглифами, и киргизские мазары. Теперь  я узнал ещё больше любопытного, например, что вся Чуйская долина является настоящим археологическим заповедником.


     Здесь находятся остатки некогда богатейших городов, стоявших на Шёлковом пути. Здесь причудливо смешались тюркская, согдийско-иранская и китайская культуры, тенгрианство, зороастризм, буддизм, ислам и даже христианство несторианского толка, в раннесредневековый период принесённое сюда миссионерами из Сирии. Кстати, возможно, корни известного средневекового сюжета о царстве Иоанна, затерянной в Азии могучей христианской державе, стоит искать именно здесь.


      По утверждению некоторых исследователей, здесь находятся остатки одного из центров до монгольской Средней Азии, города Баласагуна, бывшего в X-XII веках столицей мощного тюркского государства Караханидов, а также древнего города Суяба. Про Чуйскую долину перед монгольским нашествием образно писали: «Здесь кошки пройдут длинный путь по крышам, ни разу не спустившись на землю». Подразумевалось этим, что в долине много городов и очень плотная цепочка поселений.


      Исторических памятников в Чуйской долине было достаточно, но меня, юного следопыта, больше всего заинтересовала тайна Чёрного Топора, из истории родного Кара-Балта. Словосочетание «Кара-Балта» на тюркском языке и означает «Чёрный топор». Это же имя носит близлежащее ущелье, и горная речка, протекающая по нему. Но почему, в честь кого, или  в связи, с чем они получили это название?


     Долгое время я искал ответ на этот вопрос.В разное время поселения в этом месте, где сейчас находится Кара-Балта,  носили совсем другие названия. Самой судьбой, географическим  расположением, укладом жизни тюркских народов было предназначено этому месту стать в разное время крупным поселением.

               
      Шустрые, пронырливые местные мальчишки, в числе которых  входил и я, видели в районе застройки водоёмов и отстойников карабалтинского сахарного завода остатки вала древнего города. Я прочитал в литературе, что он назывался Нузкет и, представляете, существовал в 6-7 веках (ещё до появления Киевской Руси) на этом самом легендарном Великом Шёлковом пути. Сохранившиеся арабские и китайские источники свидетельствуют, что город являлся широко известным по всей Азии поселением.


     Нузкет в силу своего месторасположения, на котором сходились караванные пути по равнинам с Запада и севера, а через горные перевалы с юга, с Ошского направления, стал одним из самых крупных средневековых поселений Чуйской долины. Здесь находили ночлег и защиту от многочисленных грабителей десятки купеческих караванов, на базарной площади шла торговля и обмен товарами, для таких взаимовыгодных продаж и обменов работали сотни ремесленников, чьи изделия отсюда уходили в дальние страны по Шёлковому пути.


    Город Нузкет был прочным звеном в цепи, связующей горный край с широким внешним миром. Полученные мною новые сведения об этом древнем городе, буквально поразили меня.


    Археологические исследования историков показывали, что Нузкет был огромным городом, состоял из цитадели и шахристана общей площадью около 1000 квадратных метров и располагался на месте нынешних нижних рынков. Цитадель возвышалась над остальной поверхностью городища. Здесь размещался замок правителя, важнейшие государственные учреждения, хозяйственные постройки для обслуживания семьи правителя и проживающих с ним лиц. В шахристане, окружающем цитадель, сосредотачивались усадьбы знати и чиновников, соборная мечеть и базары.


    Общая площадь города составляла около 6 тысяч гектаров, объединяя нынешние села Алексеевка, Калининское, Федоровка, Новониколаевка, Джекен, Ири-Суу, Сары- Коо и северную часть нынешнего города Кара-Балта. Город был обнесён длинным валом, имеющим форму неправильного многогранника периметром свыше 12 км. Вот часть этого вала и была разрушена при строительстве водоёмов и отстойников сахарного завода.


    Имелся и второй вал, охватывающий территорию около 50 км. Валы укрепляли мощные башни, вход защищал подъёмный мост. Город был разбит на улицы, где возвышались постройки усадебного типа, а также ирригационные каналы  (арыки), направляющие паводковые воды с гор. Система этих арыков позже была восстановлена, и служила ещё долго людям.


    В следующее воскресенье, как обычно, с матерью я пришёл на наш местный базар. Я смотрел на горы арбузов, дынь, прочих фруктов и овощей, на «обжорный ряд», где готовили тандырные лепёшки и самсу, жарили мясо на мангале, пили зелёный чай в чайхане, у прохладного арыка в тени пирамидальных тополей, и понял, что всё это здесь уже было.


     Было более тысячи лет тому назад в древнем Нузкете на базарной площади, которая находилась здесь же. Восточный базар и за тысячу лет не изменился. Только вместо водоносов и торговцев восточными сладостями, появились продавцы мороженным и газированной водой. Также торговали восточными коврами, одеждой и обувью, соответствующей тому времени. Конечно, транспорт тогда был другой: верблюды, кони, ослики. И для них тоже, трудились кузнецы, шорники, местные крестьяне, поставляющие корм для скота. Наверняка, было здесь много караван-сараев, где караваны могли отдохнуть от дальней дороги, и набраться новых сил для продолжения пути. 


    Мне казалось, что если я закрою глаза, то услышу рёв верблюдов, ржание лошадей, крики погонщиков, зов базарных торговцев Нузкета. От этих мыслей меня отвлекла мама, позвавшая грузить на телегу арбузы, приобретённые ею, для засолки на зиму. Потом эту тележку с арбузами, к нам домой по улице тащил ослик, а я шёл рядом с его хозяином, поглядывая заговорщицки на ослика, как на посланца, реликта древнего Нузкета.


    Может и хорошо что, ослы не умеют читать наши мысли. Острословы говорят, что ослом может оказаться любой человек, а вот осёл, жаль, человеком никогда. Вспомните, как мудрый Хаджа Насреддин любил своего ослика, и наверно, было за что! Сейчас на азиатском базаре не встретишь ни верблюдов, ни лошадей, а ослики вот они по-прежнему живы и востребованы. Закон природы: выживают сильнейшие! Но если точнее, то выживают самые выносливые и трудолюбивые.


    В подтверждение того, что это не легенда, а древний город Нузкет реально существовал, в окрестностях Кара-Балта находили клады с монетами, где вычеканено название этого города. Думаю, что и сейчас многие клады ещё ждут своих искателей, а достанутся они тому из местных жителей, кто чаще и глубже других перекапывают свои сады и огороды. А тогда, во время нашествия войск Чингисхана от древнего города остались только руины да пепел, а вокруг на многие десятки километров - полное запустение.


    А у меня тогда родилось первое эмоциональное предположение, что возможно именно место трагической гибели этого огромного цветущего города и его многочисленных жителей, оставило у людей  тяжёлые воспоминания и они стали называть  его Кара-Балта (Чёрный Топор). Конечно, версия быстро отпала. Выяснилось что, это наименование появилось  позднее, вероятно с переселением на Тянь-Шань киргизов. В прессе я прочитал даже, что Кара-Балта – имя одного из киргизских батыров, упомянутых в киргизском эпосе «Манас». На какое-то время я успокоился, но стал глубже изучать историю киргизского народа.


    Этому очень способствовала экскурсия, организованная из нашей школы в Государственный исторический музей в столице республики. Больше часа мы тряслись на стареньком автобусе до Фрунзе, но экспозиции и экспонаты  музея с первых минут увлекли меня. Я узнал много нового для себя. Предки киргизов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов, издревле обитающих на территории Центральной Азии и в верховьях Енисея в Южной Сибири.


     В III веке до н. э., в 201 году в китайской исторической летописи «Ши цзи» впервые упоминается о существовании владения «Кыргыз», находившееся в Восточном Тянь-Шане, в районе хребта Боро-Хоро. В. В. Бартольд назвал киргизов одним из древнейших народов Центральной Азии. Позже в VI веке н. э. киргизские племена осели в долине реки Енисей, и объединившись образовали Киргизский каганат.  Одним из известных правителей киргизского государства являлся Барсбек каган. В 840 году енисейские киргизы, осилив своих давних врагов уйгуров, создали новое мощное киргизское государство, чьё влияние  распространялась на территории Алтая, Прииртышья, Тувы и Восточных Саян. В. В. Бартольд назвал этот период киргизской государственности — «Киргизское Великодержавие», со столицей Ордо-Балык (столица бывшего Уйгурского каганата).


     После возникновения Монгольской империи киргизы Южной Сибири были поглощены ею. Во время распада монгольских государств предкам современных киргизов пришлось мигрировать на Тянь-Шань на территорию современной Киргизии. Часть из них осталась на прежних территориях, из которых впоследствии произошли современные хакасы, алтайцы, шорцы и т. д. Вот такая великая история оказалась у нашего маленького, но по праву гордого,  киргизского народа.


       И ещё! Манас - крупнейший киргизский эпос и имя его главного героя - богатыря, объединившего киргизов. "Манас" включён в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой эпос в мире, а также включён в список шедевров культурного нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Вот так, нематериальный, но самый крупнейший в мире эпос! У наших киргизских друзей можно поучиться любить и хранить свою культуру и историю.Назад домой из музея я ехал уже с совсем другим настроением. Недостатки старенького автобуса ушли куда-то на третий план.


       Мои знания по истории Киргизии значительно обогатились, но, главное, у меня окрепло желание стать историком, или даже археологом. Кто – то из моих знакомых со смехом назвал археологов «гробокопателями», но это ни как не повлияло на мою мечту. С удвоенным рвением я продолжил искать новые материалы по истории Кара-Балта. После нашествия Чингиз-хана здесь с XIV -XIX века жили племена кочевников и скотоводов.  Несколько веков кочевники обходили это место стороной, на месте Нузкета не возникало поселений, и только с образованием Кокандского ханства при хане Мадалы в начале XIX века здесь была построена военная крепость Шиш-Дебе. Крепости кокандцы строили по всей Чуйской долине. Шиш-Дебе контролировала всю её западную часть, Пишпек - восточную.


     Обеспечение военных гарнизонов продовольствием и одеждой тяжёлым бременем ложилось на киргизское население. Киргизские племена, подчинённые ханству, стали всё чаще выражали недовольство,  не в силах терпеть произвол и беззаконие кокандских наместников. Среди киргизских родов Солто и Бугу, потомков Жайыл батыра, называвших эту землю "Жайыл-Эли", зрела мысль о поисках защиты у сильного соседа - России. С этой миссией был направлен в Санкт-Петербург первый ходок Камчибек Шералин. В 1863 году вспыхнула открытая схватка между кокандским наместником Рахматуллой и главой рода Солто - Байтиком Канаевым. По просьбе последнего русские войска пришли на помощь восставшим киргизам. Главная крепость - Пишпек  пала и вскоре судьба Кокандского насилья была решена.

 
       На освобождённой земле утвердилась власть России, сюда начали приезжать на постоянное место жительства добровольцы - казаки. Привлекали поселенцев благоприятные климатические условия, целинные земли, сулящие урожайность, а также освобождение на 45 лет от уплаты налогов всех переселенцев в Сырдарьинскую область. Они и основали на этом месте переселенческий посёлок Кара - Балта, по имени близлежащего ущелья. Посёлок Кара-Балта тогда входил в Аулия-Атинский уезд Сырдарьинской области. Граница между Сырдарьинской и Семиреченской областями проходила по восточному берегу реки Кара-Балта. В 1874 году в посёлке насчитывалось более ста русских переселенцев, но желающие продолжали прибывать.


      Сюда затем переселялись жители Украины. В 1912 году численность населения посёлка Кара-Балта возросла до двух тысяч. Поселение состояло из приземистых саманных домов, крытых камышом, обнесённых глинобитными дувалами. Развивались в посёлке мелкие кустарные предприятия с двумя-тремя, рабочими: водяные мельницы, маслобойни, сапожные, портняжные, бондарные, обозо-кузнечные мастерские. Все эти исторические исследования мне было чертовски интересны, но моя судьба летом 1965 года сделала очередной неожиданный зигзаг. Я по семейным обстоятельствам навсегда покинул Кара - Балта. Из-за здоровья бати, семья решила с высокогорья перебираться на равнину в Россию. Его фронтовые раны давали о себе знать. Прощай, родной Кара-Балта! Ну что ж, все чувства проверяются разлукой.

 
               
                               


Рецензии
Валера, поздравляю! Это хороший исторический очерк, пересекающийся собственными воспоминаниями и впечатлениями. Да, старый базар был центром Шиш-Тебе, как ты пишешь. Там, в районе старого пруда сахзаводским давали земли под огороды. И мы там года 3, а может и пять, сажали картошку. И что ты думаешь. Старые вещи попадались довольно часто. Горшки, какие-то деревянные коробки, похожие на коряги куски древних домов.
А на старый базар отец одно время выходил, продавал щетки для побелки из рогожи. Щетки эти делали мы в Воинской, где отец работал в те годы охранником. Так эти щетки даже я научился вязать. Потом на этом старом базаре отец купил мне баян. А уже после его смерти я ходил и продавал его сапоги. И что ты думаешь - хромовые хорошие сапоги продал за 3 рубля. Так мать была очень довольна.
Да, древний у нас был город!

Александр Курушин   10.02.2015 23:26     Заявить о нарушении