Апорт

Рассказ.

Основательно намяв ноги, мы с Алексеем Ивановичем решили сделать привал. Быстро развели небольшой костерок, повесили над огнем «чайник» с ледяной водицей из лесной речушки, петляющей между деревьев, выложили незамысловатое содержимое из рюкзака и стали ждать, когда закипит вода.
— Ловко ты придумал, — заметил Алексей Иванович.
— Что придумал? — не понял я.
— С «чайником». Как раз двоим напиться — во–первых, во–вторых, закипает быстро, ну, а в–третьих, легкий…
— Это не я придумал. Это всё Собранный. Да и он, наверно, тоже где–то подглядел…
Вода быстро закипела, и, бросив в жестяную банку, емкостью один литр, щепотку заварки, через минуту мы, обжигаясь, маленькими глоточками пили ароматный напиток из чистейшей лесной речки.
— Так же, как и Вы, Алексей Иванович, удивился я, когда Виктор, (так звали Собранного), на таком же вот привале несколько лет тому назад вскипятил чай в жестяной банке, — начал я рассказывать, прерываясь на секунду–другую, чтобы отхлебнуть маленький глоточек горячей жидкости. — Кстати, поохотились мы с ним в этих местах: зайчишка тут всегда водился…
— Да и сейчас его тут немало, — откликнулся Алексей Иванович. — Я, между прочим, тоже с ним охотился в этих местах. Чем–то они ему нравятся…
— Так он же здесь родился, не рассказывал Вам?..
— Рассказывать он мастер… Помню, так же вот как мы с тобой, присели отдохнуть на сваленной буреломом огромной ели… День был теплый, солнечный, какие иногда радуют в октябре…
Алексей Иванович рассказчик тоже, хоть куда. Я всегда слушал его с удовольствием. Вот и сейчас, прислонившись спиной к торчащей из ствола ветви, чувствуя приятную усталость в теле от долгой ходьбы по лесной чащобе, слушал я неторопливый с хитринкой рассказ товарища по охоте:
— Остановились мы с Виктором в Пятницком — большое село недалеко от Никитина в Семеновском районе…
— Знаю! — откликнулся я. — Лазали мы с ним по этим местам…
Алексей Иванович воспользовался моей репликой и вынужденной паузой в рассказе. Он достал сигарету, закурил и, пару раз глубоко затянувшись, продолжил рассказ:
— Взяли мы с ним по зайцу довольно быстро. В восемь утра вышли из дома, а в десять все было кончено… Норму выполнили, и собака Виктора, словно понимая это, уж не рвалась больше гонять зайцев… Мне кажется, она интуитивно чувствовала настроение хозяина, который вел себя спокойно, я бы даже сказал – удовлетворенно… Присели мы с ним передохнуть на сваленное дерево. Вынимает он из рюкзака колбасину, эдак, килограмма на два и отрезает чуть не половину. «Куда ты мне столько отрезаешь!» — хотел было запротестовать я, и в следующий момент еще больше удивился: Виктор бросает этот кусище собаке, и та, не торопясь, занимается трапезой, а Виктор на мой недоуменный взгляд коротко ответил: «Заслужила. Это ее работа…» Я устыдился, приняв слова Виктора за упрек, и подумал: работает собака замечательно. Больше того — апортирует зайца. Обоих, что мы подстрелили, она принесла нам в зубах, что меня очень удивило. Впервые видел я, чтобы гончая апортировала… Отдохнули мы с ним, попили чайку из термоса с бутербродами и, собрав остатки трапезы в рюкзак, пошли потихоньку домой. Почему тебя Собранным зовут? — спросил я тогда, и Виктор рассказал мне свою историю, в которую я сначала не хотел верить. Его так прозвали хирурги, которые собирали его по частям…
Алексей Иванович сделал паузу в рассказе, чтобы закурить очередную сигарету, а я не удержался от каламбура и в очередной раз заявил:
—  Курить — здоровью вредить!
— Знаю… Всё собираюсь бросить, да видно уж ничего не выйдет в мои шестьдесят восемь лет. Наверно, в гроб положат меня с сигаретой в зубах, — и, сделав пару хороших затяжек, Алексей Иванович продолжил рассказ Виктора: «Недалеко от моего дома продовольственный магазин. В конце дня привозят товар с мясокомбината. Трое мужичков — рабочие магазина, разгружая товар, как правило, роняют ящик с колбасой на землю. Хоть за разгрузкой и следит одна из продавщиц, рабочий умудряется незаметно и ловко отбросить одну колбасину за колесо автомашины, где ее со стороны не видно. Закончив приемку товара, продавщица уходит, машина уезжает, а грузчики с поллитровкой в кармане идут за закуской… «Что за чертовщина! — думают они. — Никого не было, а колбасы, как не бывало!» На другой день они оставляют одного из грузчиков проследить за шофером: может он уносит их закуску. Но нет. Шофёр уезжает, а колбасы по–прежнему нет на месте. Друзья думают, что оставшийся на улице их товарищ спрятал от них трофей. Они скандалят, ругаются, но все напрасно: все повторяется изо дня в день. Грузчики обескуражены. И вот однажды, когда они, не доверяя друг другу, ждали отъезда автомашины, один из грузчиков заметил какую–то тень, мелькнувшую из–за колеса в сторону кустов. Наконец, они поняли, кто их ежедневно обкрадывал. Каждый вечер моя собачка Альфа приносила мне в зубах увесистую колбасину». Виктор закончил свой рассказ, а я тогда подумал о значении слов: «Заслужила. Это ее работа». Так вот откуда у собаки страсть к апортированию зайцев, догадался я.
Алексей Иванович умолк и занялся очередной сигаретой, а я, улыбаясь, живо представил себе, как собака ворует у двуногих жуликов, наказывая их за столь тяжкий грех, каким является воровство, и вспомнил пословицу — «Вор у вора дубинку украл».


Рецензии