Рейсы на побережье кольского полуострова

               
     Все поселки северного побережья Кольского полуострова связаны с  матери-ковой частью России только воздушным и морским транспортом. Железных и ав-томобильных дорог к ним нет. Правда, в последнее время кое-где автомобильные дороги построили, но по ним можно проехать только летом, причем в хорошую, сухую погоду. А в поселках находятся военные базы Северного флота, рыболовецкие хозяйства и другие предприятия. Там живут и работают люди. И обеспечивает  связь этих поселений с остальной частью России пассажирские су- да Мурманского Морского Пароходства.
    В конце 70-х я работал на т/х «Вацлав Воровский»  помощником капитана. Теплоход работал на линии: зимой – Мурманск – Иоканьга, с заходом, при
наличии пассажиров, в небольшие портопункты; летом- Мурманск – Архангельск,
тоже с заходами в портопункты.
    Выходит судно из Мурманска, проходит Кольский залив. В хорошую погоду
проходит на восток севернее  о. Кильдин, при плохой проходит проливом Кильдинская Салма.  Первый пункт захода – поселок Тиреберка. Судно заходит в Губу Териберка и затем южнее в Губе Лодейное встает на рейде на якорь. Высадка и посадка пассажиров производится рейдовым катером. В те годы в Териберке находилась База Гослова, базировались рыболовные траулеры и был небольшой рыбзавод. Пассажиры в основном были рыбаки. Народ своеобразный. В Териберку ехали серьезные, деловые, а назад, когда «Вацлав Воровский»
возвращался в Мурманск -  веселые и радостные. Их, конечно, можно понять. Проработав несколько месяцев в море на небольшом судне, без нормальных, человеческих условий, в мороз, в качку, когда ты работаешь на палубе, по которой волны порой прокатываются, и у тебя одна мысль, как бы не смыло за
борт. Рабочий день не нормирован, идет рыба – на подъем трала и обработку улова выходит весь экипаж. Но вот работа закончена, судно в порту, смена экипажа и ты отдыхаешь. Отработав, получив зарплату и, зная, что впереди месяцы отдыха - голова идет кругом. Отдых уже начинают отмечать в поселке.      Поднимается рыбак с сумками по судовому трапу. Ну, что может быть в сумке
у молодого парня? Несвежее белье, а самое основное – рыбка, с любовью и по особому  рыбацкому рецепту засоленная. Забортный трап на судне крутой и до рейдового катера метра 4-5.
     По правилам техники безопасности все пространство под трапом и от перил  огорожено  сеткой, так, на всякий случай. Трап под ногами не совсем трезвого
рыбака раскачивается, но ему это привычно. Поднимается он на борт, ставит ногу на палубу и теряет равновесие. Летит вниз по трапу вместе со своими сумками.Но на теплоходе за многолетнюю работу эта ситуация известна и поэтому беды нет. С боковой  стороны трапа он в море не упадет, там сетка, а на нижней площадке трапа  стоит вахтенный матрос, который проинструктирован на такой случай. Вот летит вниз бедолага, а там его товарищ по трапу поднимается и наш судовой матрос. Они его ловят и с соответствующими наставлениями назад посылают.
     После Териберки следующий заход, если есть пассажиры, на рейды поселков Дроздовка и Харловка. Но основной порт захода это Гремиха. Там крупная база
Северного Флота. Здесь уже меняются несколько сотен человек. Пассажировме-
стимость «В.Воровского» почти 500 человек. Стоянка в этом порту около двена-дцати часов. Экипажу выход в поселок запрещен. Но по специальному разреше-
нию организованно группой разрешен поход в местный бассейн. В бассейне еще и в парной баньке можно попариться, так что желающих поплавать в бассейне
хватает. Иногда летом командование Базы выделяет для экипажа теплохода рей-
довый катер для грибников. Рядом  с поселком река Иоканьга впадает в Баренце-
во море. Катер с грибниками поднимается на несколько километров вверх по течению, находит место, где можно подойти к берегу, высаживает людей и дожи-
дается их возвращения. Места около поселка безлюдные, пограничная зона. Вы-
ходят моряки с ведрами, корзинками и прямо на берегу начинают собирать под-
березовики, подосиновики. Грибы можно косить косой, собирать их некому. У
многих шляпки размером с капитанскую фуражку и не червивые. Местный, сопровождающий моряков мичман, говорит:
    - Бросьте вы эти грибы. Сейчас на сопочку поднимемся – там море таких
грибов с маленькими, аккуратненькими шляпками.
     Пока поднимались на сопку у всех уже полные ведра. А на сопке вся трава
усеяна красными грибными шляпками. Что делать с собранными грибами? При-
ходится крупные выбрасывать. Через четверть часа у всех опять полные ведра, а грибов еще видимо – невидимо. Начинают снимать с себя рубашки, майки и собирать в них, как в мешки. Скоро и они уже полные. Все пора на судно.
     Летом судно стоит на линии Мурманск – Архангельск. И к портопунктам
захода добавляются еще Поной и Сосновец. В этих поселках находятся рыбацкие
артели, которые добывают разную рыбу, в том числе и семгу. Подходит рыбацкая лодка с пассажирами и помимо обмена пассажиров, происходит (нелегально, конечно) обмен пива, водки на семгу. Иногда случаются и неприятные проис-шествия.
     Проходит теплоход мимо Поноя, оттуда сообщают, что у них есть пассажир
на Архангельск и просят зайти на рейд. Ночь, штормит. Встали на рейде, ожидаем пассажира. Поселок находится выше устья реки Поной на несколько километров.
     Пока стояли в ожидании, погода совсем испортилась. Волны уже 1,5 - 2 метра.Появляется лодка. Спустили штормтрап, парадный пассажирский трап вываливать нельзя – и лодку разобьет и сам сломается. На лодке два рыбака, пассажира нет. Объясняют:
   - Был пассажир, но когда подошли к устью и он увидел, что в море творится,
взмолился отвезти его обратно. Поэтому мы так долго до вас добирались. А сей-
час мы и сами не знаем, что делать. До берега мы не доберемся, утонем. Возь-
мите нас с собой, а на обратном пути высадите.
     Что делать? Придется взять рыбаков в рейс. Капитан дает команду пасса-жирскому помощнику поселить их в каюту и спрашивает рыбаков:
   - А что делать с лодкой, ее –то куда? На борт ее не поднять, тащить на буксире, так сто процентов, что она перевернется. Лодка потонет, кто отвечать
будет?
   - Да, мы и ответим. Сейчас сообщите в поселок, какая ситуация. Жизнью сво-
ей мы рисковать не будем.
     Сообщили в поселок, получили «добро» на буксировку лодки до Архан-гельска. Судовые матросы завели на лодку буксирный трос. Снялись с якоря и
вышли в море. Недолго прыгала лодка за кормой на волнах. На очередной волне
она последний раз подпрыгнула, раздался треск и буксир ослаб. Выбрали из-за
кормы трос с обломком лодочного форштевня.
     Много было и комических случаев с пассажирами. На пути из Архангельска
в Мурманск зашли в Дроздовку за пассажирами. На борт поднялись несколько человек. Как всегда, при любых заходах за пассажирами, у трапа и на шлюпочной палубе стоят свободные от вахт моряки, все какое-то развлечение, да, может, и
рыбкой разживешься. Стоит на шлюпочной палубе молодой веселый официант из
судового ресторана. Подходит к нему вновь прибывший пассажир:
   - Вы не подскажите, куда можно в холодное место чемодан с рыбой положить, а то в каюте очень жарко?
     Посмотрел официант по сторонам, не подслушивает ли кто их разговор. Ни-
кого рядом нет, а стоят они на шлюпочной палубе рядом со спасательной шлюпкой:
   - А вы чемодан вот сюда за шлюпочную лебедку поставьте. На ходу судна он
будет ветром обдуваться. – И показывает, куда ставить.
     Поблагодарил пассажир его за хороший совет и спрятал чемодан с рыбой
за лебедку. Утром поднимается этот пассажир в ходовую рубку и жалуется капи-тану:
   - Вчера вечером мне ваш моряк подсказал, куда спрятать чемодан с рыбой,
а сегодня гляжу – чемодана нет.
   - Вы думаете, это он его украл?
   - А, кто же? Больше некому, никто же не видел, как я его прятал.
     Вызвали этого моряка:
   - Вот товарищ говорит, что вы у него чемодан с рыбой украли. Объяснитесь.
   - Ничего я не брал. Вечером я работал в ресторане, а ночью в темноте я по
открытым палубам не хожу. Опасно.
   - Ну, а куда же чемодан делся?
   - А я откуда знаю? Может, кто-то взял, а, может, ветром за борт сдуло.
     Пассажира этот ответ не устроил. Начал скандалить, на повышенных тонах
выговаривать капитану свои обиды. Капитан Михаил Гансович очень выдержан-
ный и воспитанный моряк. Он никогда не ругается, не повышает голос. Предлага-
ет пассажиру:
   - Вы напишите заявление о краже вашего чемодана, а с приходом в Мурманск я вызову милицию и пусть они разбираются с вашим заявлением.
   - Хорошо, я так и сделаю.- Согласился пассажир.
   - Только вы укажите, что у вас было в чемодане. Вы говорите семга? Так и
напишите.
     Вот тут пассажир опешил. Семгу запрещено ловить в это время года. Она заходит в реки на нерест. А это уже уголовное дело. Поворчал, поворчал пас-сажир и успокоился.
     После Мурманска вышел теплоход «Вацлав Воровский» в очередной рейс.
     К большой радости пассажиров в судовых ресторанах и барах появились очень аппетитные бутерброды с семгой. Откуда она взялась? Неизвестно. Наверное, с базы получили. Обслуживает судно «Торгмортранс», а это очень богатая организация.
      
 
 
   
    
      


Рецензии