Несуразность

Из более, чем сорока синонимов слова «несуразность» мне хотелось бы выбрать наиболее яркие для раскрытия одной из черт «сверхдеятельности» человеческой, которую иначе и назвать нельзя как безмозглость, дикость, идиотизм, кретинизм, помесь бульдога и носорога.

Конечно, Ленин нисколечко не виноват в том, что как памятник взгромоздился не на своё место, а на место (аж!) нескольких эпох, которые представляли: две главные группы фигур – родоначальник династии Михаил Фёдорович и его отец Патриарх Филарет, мать Инокиня Марфа, у подножия — умирающий Иван Сусанин, благословляемый аллегорической фигурой России и по сторонам — гражданин Минин и князь Пожарский; далее – Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, царевна София (сидящая), царь Иоанн Алексеевич, Пётр Великий, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Петр III, Павел Петрович, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Феофан Прокопович, Фельдмаршал Шереметьев, боярин Морозов. Вождя пролетариата просто подставили, а точнее, без его спросу поставили на царственный постамент. Если бы он был жив к этому времени, он бы не позволил этого сделать. Более того, он наверняка «накостылял бы» инициаторам этой идеи, так как ненавидел не только восхваление своей личности, но и тупость, хотя и сам подписал в 1918г. документ о сносе всех памятников царственных особ и их прислужников. Тогда пострадали многие памятники патриотов России, в том числе и памятник Ивана Сусанина.

Будущий памятник без будущего по проекту Аммона Адамсона был заложен царем Николаем II в 1913 году во время приезда в Кострому. Дата закладки монумента была приурочена к 760-летию основания города. На территории костромского кремля на высоком берегу Волги этот монумент должен был стать грандиозным сооружением (36 метров), не имеющим аналогов в России и Европе. В составе комиссии работали известные художники А. М. Опекушин, Л. Н. Бенуа, В. А. Беклемишев. Они выбрали живописное место, с которого прекрасно смотрелась Волга, а издалека с великой русской реки впечатлял своим величием сам монумент. Но этому проекту помешали осуществиться известные события первой мировой войны и 1917 год.

«До основанья, а затем…». В данном случае, что иногда делали и в других городах, чтобы значительно упростить и удешевить процедуры сноса, основание было сохранено, но вместо 26 бронзовых статуй на постамент в 1928 году водрузили только одну статую Ленина. Все бронзовые фигуры были переплавлены. Все мы знаем, что вандализму присуще состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи. Это понятно. А когда вот случается такое, то вряд ли действия тогдашних властей подпали бы под эту статью. Обычное в то время дело. Какая статья, это узаконенная борьба с пережитками прошлого. Подумаешь памятники. Живых людей не жалели. А критиковать было опасно, так как «загреметь» в те годы за такую критику можно было запросто. Тачек и лопат на великих стройках вполне хватало на всех. Могли бы их получить и те художники и скульпторы, которые отказались бы выполнять этот безмозглый проект, не договорившись со своей совестью. Так что не будем указывать их фамилии, осуждать всегда легко. Да и выживать как-то тоже нужно было в то тяжёлое голодное время, возможно даже за паёк, вот и сляпали нечто.

Не знаю, бывают ли между памятниками разборки(!?), имеют ли они энергетику, положительную, отрицательную или никакую, те же самые постаменты, статуи, или те или иные вместе, но в мистику иногда поверишь поневоле. Трудно удалось приживаться новому памятнику на освящённом не для него месте. Проще, он не оказался вечным, а в конце 70-х этот памятник из железобетона стал и вовсе разрушаться. Вначале у вождя отвалился подбородок, а потом на всей конструкции стали появляться подозрительные трещины. После замены его в 1982г. на металлический, со временем было установлено, что он местами стал ржаветь и тоже приходить в негодность. При этом было замечено, что вообще памятник установлен неправильно, так как вождь своей рукой «верным путём идите товарищи» указывал направление на городскую тюрьму. Вот такие чудеса.

Но вот, прошло время, и совсем недавно в Костроме было торжественно отмечено 400-летие династии, на котором состоялась закладка памятника 300-летию Дома Романовых. В рождественские праздники 2015 г. следы этой работы мне удалось заметить. Под снегом это были какие-то заготовки из бетона, возможно, блоки. На фото автора можно посмотреть на статую вождя пролетариата. Она пока стоит, это уже тоже история, но кто знает, ведь когда-то её там не станет, а что с ней станется, мы узнаем позже. Если она сохранится и не будет переплавлена, то очередной изюминкой всех костромских экскурсоводов, очевидно, могут стать такие слова: «А вот перед вами статуя Ленина. Она знаменита тем, что когда-то была на месте монумента 300-летия Романовых и простояла там почти 90 лет, представляя собой несуразность».

Кострома, январь 2015


Рецензии
Да уж, действительно!... Есть над чем призадуматься и чему улыбнуться. Как говорится: "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно."

Наталия Попал   05.05.2015 22:57     Заявить о нарушении
Добрый денёк, Наташа! Очень метко сказано. Спасибо. С ув. ББ

Борис Бочаров   06.05.2015 07:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.