Утреннии и вечернии молитвы, разъяснение

ТРОИЦКИЙ ЛИСТОК 1954 года

Вечер. Вечернее славословие Творцу

Всякий вечер хвала Тебе от всех устен человеческих! Ты дал им день на дела и работу для приобретения пропитания. Вот утомленные тяжкими трудами благодарят Тебя, что даровал Ты им покой. Кто не будет покланяться Тебе, с такой любовью пекущемуся о нас, человеках? Ты изводишь звезды и время приводишь к вечеру, которым пресекаются труды целый день работавших до утомления. Приходит вечер — и успокаивает тех, которые, борясь с голодом и жаждой, изнуряли и утомляли себя трудом. Приходит вечернее время — и радует мир и тружеников его. Благословенно величие Твое, изначала Промышляющий о нас, человеках! И людям, и скотам доставляешь Ты отдохновение в вечернее время. Печатлеющий Церковь Твою и хранящий чад ее от сатаны и воинств его, Крест Твой, Господи, да будет оградою для овец Твоих, которых искупил ты Животворящей Твоей Кровью! Поели мир Твой, Господи, на все концы вселенной, и лукавый да бежит от среды нас. Всякий язык и все уста во всех концах мира да приносят Тебе хвалу. С ним и мы прославим Тебя, Господи, и Отца Твоего, и Духа Святаго.
(Из творений преподобного Ефрема Сирина)

Сущность вечерних молитв

Как усердны и чадолюбивы попечения Церкви о нас в то время, когда мы и после дневных трудов, и после дневных грехов, намереваемся отойти к ночному сну, как трогательны и пламенны церковные молитвы на сон грядущим! Я сказал: после дневных грехов. Так Слово Божие учит нас, и совесть наша свидетельствует, что мы каждый день согрешаем — то как человеки, то и не как человеки, а иногда «и горее скотов». "Есть у нас ежедневные грехи вольные и невольные, ведомые и неведомые. Есть грехи от юности и по юности, грехи от науки злой, от нагльства, от уныния. Мы должны бы со страхом и благоговением произносить имя Божие, но мы ежедневно всуе призываем это святое и страшное имя. Мы должны бы каждую минуту любить своих ближних, как братий, обходиться со всеми, как с детьми Отца Небесного, но что же мы делаем, как не ежедневно укоряем других, клевещем, гневаемся, судим, уязвляемся сердцем при виде чужой доброты? К нам приходил несчастный за утешением, а мы еще больше опечалили его. Приходил нищий за помощью, — мы презрели его. Приходил смиренный за советом, — мы пред ним развеличались, разгорделись, либо ему дали повод к соблазну, либо сами при взоре на него помыслили развращение в сердце своем. Безвременно спали, неумеренно употребляли пищу и питие, продавались безумному смеху, иногда становились на молитву, но ум наш двигался о лукавствии мира, иногда вовсе не радели о молитве и произносили одни слова неподобные; может быть, целый день провели в злых насмешках над погрешением брата нашего, а забыли, что свои грехи у нас — безчисленные" (молитва 3). Мы не любим вспоминать о них, но они написаны в совестях наших, их зрит правосудие Небесное, зрит Святая Церковь, — и при кончине каждого дня старается закрыть их от Всевидящего ока Божия. Потому-то она каждый вечер предлагает нам самые трогательные молитвы к Богу Отцу, к Богу Сыну, к Богу Духу Святому, — молитвы очистительные и покаянные. Церковь почитает одним из великих чудес милосердия Божия к нам, грешным, то, что Великодаровитый и Человеколюбивый Господь приводит нас на конец того или другого мимошедшего дня нашей жизни, тогда как мы ленивы на угождение бессмертному Царю и ничего доброго не делаем; она дает нам необыкновенно трогательную, благодарную и вместе очистительную молитву, сама как бы не находя слов, довлеющих к изъявлению нашей благодарности. "Что Ти принесу? Или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и Человеколюбце Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничто же благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моея строя?" (молитва 4). — "Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла " (молитва 5). Умилительное зрелище представляет мать, которая с нежной заботливостью готовит покойное и чистое ложе своему младенцу, закрывает его от света, от безпокойных насекомых и шума людского, и, когда дитя уже спит, она все еще бодрствует у колыбели его, молитвенным словом и сердцем желая ему сна тихого и отрадного. Но самые нежные заботы земных матерей о своих детях далеко не равняются с попечениями Церкви о нас, грешных; самые лучшие их желания о мирном сне детей все еще не так хороши, не так святы и возвышенны, как желания Церкви при нашем сне вечернем. Как трогателен образ спящего христианина, начертанный в вечерних молитвах Церкви! Христианин почивает на ложе, а в нем почивает Сладчайший Иисус, добрый Пастырь своих овец. Его телесные очи покрыты сонною мглою, но его дух озаряется немерцающим светом Духа Святаго. Его ум во сне осиявается таинственным лучом разумения Евангельского. Его душа знаменуется любовью к Кресту Искупителя, сердце — чистотой Слова Господня, тело освобождается от страстей бесстрастной страстью Пострадавшего за нас, мысль хранится Божественным смирением Агнца Божия (молитва 2). Сон его не только безмятежен, но и свят, — ибо у него отнят лукавый помысл видимого сего жития (молитва 4), удалено всякое мечтание и темные сласти, укрощено стремление страстей, всей душе и телу дарована благодатная ослаба (молитва 6). Над ним простерт Покров Пресвятой Девы и молитвы угодников Божиих (молитва 8). У его ложа ночного бодрствует Ангел-хранитель, блюдущий его от нападения темных сил и от всякия иныя неподобныя вещи (молитвы 4, 5, 7,10). Не есть ли это образ того сна, каким могут почивать только благодатные сыны Божии на лоне Отца Небесного?
Но грешнику ли почивать блаженным покоем праведников? Для кого скорее и внезапнее одр может сделаться гробом, сон смертью, как не для грешника? Кому ужаснее последний Суд Божий, как не тому, кто злое творя не престает! Церковь знает всю опасность нечаянной кончины, праведно могущей постигнуть нас, в нечаянии лежащих, поэтому, приводя к одру, она заставляет каждого из нас с недоумением вопрошать Господа: "Неужели мне одр сей гроб будет? Или еще окаянную мою душу просветиши днем?" Сама как бы трепещет Суда Божия за нас и нас заставляет признаться: "Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечные ужасаюсь". Прежде Суда Божия заставляет нас осуждать самих себя: "Знаю, о мой Боже, что я недостоин Твоего человеколюбия, а достоин всякого осуждения и муки". Но и здесь она старается возбудить надежды в нас, заставляя каждого произносить спокойно и со всей преданностью: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый ". Она влагает в уста наши сильные слова святого Дамаскина: "Господи, или хочу, или не хочу, спаси меня. Аще бо праведника спасеши, ничто же велие: и аще чистого помилуеши, ничто же дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию ". Поставляя нас пред ложем, на которое возлечь желаем, Церковь заповедует ограждать его крестным знамением, как щитом необоримым, и когда наши вежди готовы сомкнуться, она говорит нам последнее слово материнское: "Перекрестися и с молитвой засни, помышляя день Судный".
(Из "Бесед " Я. Амфитеатрова)



Утро. Утреннее славословие Творцу

Хвалите Бога утром, чада церкви. Всякое утро будем славословить Благого и покланяться Ему, устроившему светила в область дня и в область ночи. Покрывало ночи поднято и воссиял свет Божий над тварью; свет Твой, Господи, да озарит сердца наши. Сам Ты, Господи наш, научи нас славословить Тебя и вложи жизнь в души наши, и как извел нас из тьмы, так избавь нас от геенны. По милости Твоей напитай чад Церкви, прилепившихся к Тебе. Заступником нашим да будет милосердие Твое, Господи утра и вечера. Благодать Твоя, Господи, да сопровождает нас и да приведет к великому утру. Небо и земля, и все, что на них, с ними вкупе, да славословят Тебя за обращение наше. Славословие Тебе, поклоняемому Отцу и Единородному Твоему Сыну, и Духу Святому.
(Из творений преподобного Ефрема Сирина)

Сущность утренних молитв

«Вы все еще спите и почиваете», — говорил Спаситель ученикам Своим, около полуночи совершая кровавый подвиг в саду Гефсиманском. Троекратно подходил Он к ним, троекратно находил их спящими и, как бы жалея нарушить покой друзей своих, один повергался на землю с пламенной молитвой к Отцу Небесному (Мф. 26; 39-44). Поистине, братья возлюбленные, сии слова и сии действия Господа нашего мы вполне можем отнести к Святой Матери нашей, Церкви. Взирая на нас, как на детей, беспечно покоящихся в колыбелях своих, она около всякой полуночи тихо старается пробуждать нас гласом Искупителя: «Что спите? воставше молитеся, да не внидете в напасть». Но если мы спим и не хотим подняться от ложа нашего, то она с своими служителями и с немногими бодрствующими сынами, обыкновенно с дряхлыми старцами, удаляется в храмы свои, как Господь удалялся в сад Гефсиманский; там совершает «полунощные молитвы» о нас. Мы еще спим и почиваем, а она уже повторяет покаянные и поучительные псалмы Давидовы. Мы спим, а она, как бы с сожалением говоря о нас: «вы все спите и почиваете», — уже многократно испрашивает нам в молитве Господней хлеба насущного у Отца Небесного. Не довольствуясь одними общими молитвами за нас, приносимыми в храмах, и ведая, что мы не все поспешим туда, Церковь предлагает каждому из нас, как мать младенцу, особую готовую пищу домашнюю, — предлагает утренние молитвы, назначенные ею для домашнего употребления нашего. Она желает, чтобы первым нашим словом по пробуждении было призывание имени Всесвятыя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; чтобы первым нашим действием было троекратное ограждение себя знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня. Она старается тотчас по восстании нашем от сна придать нам чистоту Ангельскую, поставить нас в лик Сил Небесных и заставляет воспевать Ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят!» Но как все мы далеки от чистоты и святыни Ангелов Божиих, — мы, которые отходим ко сну грешными, а пробуждаемся от сна иногда еще грешнее, нежели какими уснули, — то Церковь сперва заповедует нам благодарить Создателя нашего, что Он не погубил нас со беззакониями нашими, но по своему обычному человеколюбию и долготерпению воздвиг от одра и сна. Потом каждую молитву свою наполняет очистительными воплями покаяния, просвещения и освящения нашего. Так в иных молитвах она заставляет нас умолять Господа, что бы Он Сам очистил «нас от всякой скверной плоти и духа, и даровал нам бодренным сердцем, и трезвенной мыслью, всю настоящего жития ночь прейти» (молитвы 1 и 5); в других — чтобы Он «по нашем сне ночнем воссиял нам день безгрешен» (молитва 2), «просветил наши мысли, очеса и ум наш от тяжкого сна лености восставил» (молитва 6); в иных, чтобы Он, даруя нам новый день жизни, помогал нам на всякое время во всякой вещи, и избавлял от всяких злых вещей (молитва 3), сподобляя нас всегда творить Его святую волю (молитва 4). Уныние, забвение, неразумие, нерадение почти всегда бывают причиной неисправной жизни нашей. Церковь обращает вас к Богоматери, да отженет Она святыми Своими и всесильными мольбами эти и все другие пороки (молитва последняя), да «разрешит пленицы грехопадений наших и сотворит нас домом Духа Божественного» (молитва 7). В каждую минуту жизни нам необходим небесный страж и помощник: Церковь заставляет нас вопиять к Ангелу-хранителю окаянной души нашей, да не оставит нас, ниже отступит за невоздержание наше, да укрепит бедствующую и худую руку нашу, и наставит нас на путь спасения, да покрыет в наступающий день и хранит нас от всякого искушения. Многократно мы отходили ко сну, многократно и вставали от сна такими же, как вчера и третьего дня; восстали ныне, — может быть, встанем и завтра, но кто знает, лучше ли будем сегодня и завтра, чем были вчера? Ах, братья, сколько раз обещались мы исправить окаянную жизнь нашу и всегда лгали себе и Богу нашему! Где наши дела, которые могли бы спасти нас? «Боже мой, да не взыщеши дел отнюдь оправдающих меня!» — Что же остается нам ко спасению? Благодать, вера. Посему-то Церковь в начале утренних молитв обязывает нас произносить молитвенно Символ веры, а в конце их дает нам сильную молитву к Искупителю нашему, которой старается не только умилостивить Господа, но как бы и убедить Его к тому, чтобы спасать нас, ссылаясь не на наши непостоянные, а на Его непреложные обетования, не на наши дела, а на Его бесконечную благодать и милосердие. "Ты, многомилостивый, — заставляет Церковь каждого из нас вопиять к Господу Иисусу, — многие ради любве шел и воплотился еси, яко да спасеши всех. Теперь еще и еще спаси меня по благодати, молю Тя". — Какой грешник сам от себя дерзнул бы сказать Богу-Судии: "Если от дел спасешь меня, — это не благодать и не дар: это долг паче?" — Церковь влагает в уста наши это дерзновение. Кто отважился бы одну простую веру свою представить вместо всех дел благих и ей смиренно защищаться перед правосудием? Церковь дает нам эту великую защиту. "Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Ты сам сказал: веруяй в Мя, — жив будет и не узрит смерти во веки. Итак, если вера в Тебя спасает отчаянных грешников, то вот, я верую: спаси меня, ибо Ты мой Бог и Создатель. Не взирай на мою испорченную волю, но хочу ли я, или не хочу, спаси меня, ибо Ты Бог мой от чрева матери моея" (молитва 8). Таким-то образом Святая Матерь наша, Церковь, не только молит Господа о нас, но и защищает нас перед Ним; не только сама защищает, но и нам, окаянным, дает некоторое неотъемлемое право на защиту себя.
(Из "Бесед" Я. Амфитеатрова)


Рецензии
Добрый день!
Для молитвы всегда самое время! Может, молись люди чаще, у нас было оставалось меньше времени на то, чтобы убивать друг друга.
С уважением и светлыми пожеланиями, Нелли.

Нелли Григорян   29.01.2015 10:24     Заявить о нарушении
Молитва - это постоянная состовляющая человека. Теряя эту состовляющую, человек непланомерно охладжевает в любви и радости. Без молитвы человек теряет постеппенно свой облик, свое истинное предназначение. Молитва - это защита, опора, багаж, ограждение. Молитва - это крылья, полет, плачь и слезы искренней любви. Молитва - это возвращение блудного сына, дочери. Да здравствует молитва! Окунись в ее лоно, успокой свою мятежную душу, пусть колыхнется сердце от соприкосновения с Богом в молитве. Не молчи! В путь, мои друзья, в путь!

Николай Катаев   15.03.2015 18:02   Заявить о нарушении