Часть 1 Дивьи люди Глава 6

Глава 6

Только ни спокойной ночи, ни сладких снов я не увидел. Послышались, пьяные голоса и энное количество мужиков, потревоженных дождём, пришли с требованием пищи и зрелищ.
Пищу, конечно, им подали и вино, а вот поглазеть на меня они ввалились, даже не пожравши.
- Михей, хватит дрыхнуть! Пойдём, с нами посиди!
- Отстаньте, а? Я спать буду!
- Почто как купчиха чванишься? – трое принялись упрекать меня наперебой,
- Вставай!
- Тебя все ждут.
- Волошин сам пришел, слово сказать тебе хотел, а ты...
Думал я послать всех подальше и Волошина туда же. Да, только жалко, девчонкам в спальне рядом нежданные гости своими басистыми уговорами заснуть совсем не дали бы.
- Ладно, пошли, потолкуем. – буркнул я, а про себя продолжал занудствовать, преодолевая нежелание вставать с постели, - «О чем мне с этой пьянью разговаривать? Достали уже!» - Я встал, протянул руку за штанами, мужики перекидывались примитивными шутками. Рассчитывать на то, что они деликатно выйдут, предоставив мне время одеться, смысла не было.
- Ты смотри!
- Это чего?
- Портрет чей-то! – после этих фраз в комнате разом повисла тишина. Я развернулся к ним в пол оборота, всё ещё не управившись с ширинкой на джинсах, типа, - «Чего замолчали?» - и тут до меня дошло, что именно привело их в замешательство – мои сине-красные боксеры с женским лицом на задней части. – «Чтоб тебя, Ритка, с этим подарком!» - вспомнил я историю их появления, вместе с последней подружкой. И почему, я их носить принялся?
- Так в нашем мире положено, - услышали мой ответ притихшие «наблюдатели», когда я, спрятав образ красотки за синей тканью джинсов, стал искать в сумке свежие носки. - У нас мужики рисунки на трусах носят… - я замялся, придумывая логическое завершение своему объяснению, а голова, словно никогда не сочиняла ложь, отказывала напрочь, - на удачу… - мямлил несуразицу мой язык.
- Как баба на сраке может удачу принести? – Они принялись гоготать как гуси, - Егорыч, ты и нам такую красотулю на исподнем намазюкай. Глядишь, завтра всё в два раза выгодней продадим.
После того как местный «зодчий» обещал им, чтоб бельё не портить, прямо на самом светлом участке кожи по девахе нарисовать они уже от хохота только что по полу не катались,
- Чудик ты, Михей, - заверяли они, утирая от смеха слёзы, -  удачу мыльный камень дарует, а ты как дитя в небылицы веришь!
- Не верю я. Просто это подарок. А я человек практичный, вещами не разбрасываюсь.
- И кто ж тебе трусы дарит? – их вопросы раздражали не меньше басистых раскатов смеха. - Может попробовать твою удачу стрелой или дубиной испытать? – продолжались подначивания.
- Да ну вас! - Жар от смущения достиг моих ушей, от чего я был близок к бешенству. А селяне не унимались:
- Дорогой небось подарок?
- Конечно. Они же импортные, дизайнерские, - нёс я полнейшую ахинею, с трудом преодолевая раздражение с примесью препротивного, не свойственного мне смущения. От досады, пнул сумку. Присутствующие притихли.
Вопреки моему невнятному лепету пресловутое смущение, душившее меня, стало, как назло, понятно каждому находящемуся в комнате. Я старался отвлечь их от собственной персоны с пылающими ушами и, про себя, срываясь на многократный мат, вслух старательно выстраивал предложение без иностранных слов, - Не на родной земле штука сшита была.
- И что? Там все такие носят?
- Не все, конечно.
- А почему не на груди, например?
- А у них там тенденция - при большой опасности всё время задницы спасать, - вспомнил я особенности страны-производителя данного изделия.
Гости во главе с хозяином опять уставились на меня как на полоумного. Смешки стихли. Интерес к бреду, который я нёс, поутих. Мне снисходительно покачали головой, изредка всё ещё усмехаясь, и шумным потоком хлынули назад в большую комнату.
Паныч похлопал меня по спине, подталкивая вслед толпе, и негромко, так чтобы только я один услышал, добавил:
- Когда спасаешь задницу, не забывай лицо сохранять, - после этих слов тоже вышел и, уже громко, принялся приглашать гостей «откушать яблочной наливки».
Что делать? «Отыскав» своё лицо и почесав остывающее ухо, я вышел за ними.
Отдав должное напитку и угощению, поблагодарив и отпустив хозяйку, мужики стали обсуждать вероятность хорошей торговли на ярмарке.
- Дождь, если будет - укрывать телеги придётся... – говорил один.
- … до Начала Пути, а там всегда погода ясная, - заканчивали, наперебой, уже другие.
Сегодня разговорить меня у них не получалось, хотя попыток делали достаточно,
- Михей, ты со мной завтра поедешь? – поинтересовался Фадей Паныч.
- Не знаю, надо ли?
- В Царь Граде самая большая торговля будет. Туда народ со всей Чуди съедется. Мы, не долго, поторгуем, потом по городу походим, в пивные заглянем, - придумывал он заманчивые идеи.
Я же из его слов понял одно - к торговле, как и к другим делам в деревне, мужики относились не серьёзно.
- Чем торговать собираетесь? – решил я проявить толику интереса и обратился ко всем присутствующим.
- Копченую рыбу, мясо, сыр, льняные верёвки, мёд, опять же, повезём, - услышал я голос Волошина, он единственный из гостей отказался от угощения и даже от предложенного ему кубка как-то брезгливо отодвинулся. Вчера, я посчитал его пьянчужкой, сегодня просто хамом, а вот другие примолкли, не перебивая и ожидая продолжения, смотрели на Волошина с полным уважением, - Алекша, твоя резьбу закончила?
- А как жешть! Две картины готовы и украшений полный короб, - держал ответ Алекша. Как на совещании у начальства, каждый рассказал, что в его семье приготовили. Товар действительно был самый разный. Как я понял, продавали его прямо с телег, соблюдая определённые правила. Например, украшения нужно было продавать в седьмом ряду, хлеб и продукты в первом. Существовали даже родовые ряды для отдельных семей, таких как семья Волошиных. Они могли торговать любой продукцией. Для тех, кто привозил на ярмарку смешанные товары, имелись поселковые места. Люди из Марьинки торговали в сто сорок пятом ряду. Они считали ярмарку главным событием года и готовы были рассказывать о ней часами, пока Волошин не перебил их без вступлений,
- Фадей, ты со мной к трём к воеводе заявлен. Мне с товарищем быть велено.
- Случилось чего? – звучало несколько голосов сразу.
- Мне причины сообщать не сказано, – пресёк любопытствующих староста и предупредил хозяина: - Тебе приказ завтра прямо в Царь Граде доставят – так, что не растеряйся.
- Будет велено, пойду… - Фадей Паныч, как мне показалось, в службу не рвался. Кто-то ждал продолжения уговоров или развития темы. Волошин же приложился к чарке потом, словно опомнившись, отодвинул её, отвернулся и стал смотреть в угол комнаты. Странный он. Мне показалось, он боролся с желанием продолжить говорить о чём-то важном, но не посмел. Мужики перекинулись ещё парой фраз, в надежде развить тему, да и только. Староста, опять остался равнодушен к их  предположениям о важности дела, и в беседе за столом возникла пауза.
«Мент родился», - пошутили бы в моём мире. А там, где  я находился этим летом, переходы от смешного к серьёзному были такие непредсказуемые, что я со своими шутками решил не влезать.
– Схожу-ка я… до ветру, - вымолвил мужик с бородой, жена которого пекла  медовые пряники для ярмарки, пока он, упившись вина отлить собрался.
Бородач вернулся почти сразу. Выпучив, ставшие трезвыми зенки, сказал, опуская руки:
- Там, на колодце, малец лежит. Не дышит, кажись.
Мы, толкая друг друга, высыпали на крыльцо. В нескольких метрах от нас светлым пятном обозначилось неподвижное тело. Я подбежал к нему одним из первых. Человек, в светлых штанах, без рубашки, лежал на крышке колодца лицом вниз, раскинув руки, словно смерть настигла его в попытке обнять колодец. Может, он цеплялся за него в тот страшный для него миг?
Я отцепил сжатые пальцы от доски и перевернул тело на спину. Юноша не дышал, пульса не было. Однако голая кожа не успела отдать ночному воздуху своё живое тепло. За это тепло я цеплялся из последних сил, убеждая себя, что успею вдохнуть назад ускользнувшую секунды назад жизнь. Нажав на грудную клетку, услышал хлюпающий звук.
- Паныч, помоги! - Наклонив парня набок, мы подняли его за ноги. Из открытого рта потекла жидкость, хотя он сам и всё вокруг было сухим.
Когда после нескольких минут потраченных на прямой массаж сердца и искусственное дыхание, я задержал свой вдох и прислушался, в надежде на стук преждевременно замершего сердца, то услышал лишь:
- Михаил, не терзай его. Он ушел, - Паныч остановил меня, – Отдай его матери, - он сочувственно положил руку мне на плечо, отводя меня в сторону.
Женщина, которую я видел здесь вчера, подошла и обратилась к сыну, словно тот уснул:
- Пойдём домой, мой мальчик, холодно здесь под утро. Мы тебя омоем, ты же у меня…
Я отошел подальше.
- Ты видел, как гвозди на досках вывернуло? – спросил я у Фадея Паныча.
- Кто-то силищей немереной, их изнутри, вырвал, - согласился он.
- Сейчас парня унесут. Мужиков собери. Давай, колодец обследуем.
Через пару минут мы стояли у края колодца.
- Опускай лампу ниже! – командовал Волошин.
- Не видно ничего, только тёмная вода.
- Нужно не лампу опускать, а факел, - предложил я, - лампа днищем тень отбрасывает, не видно, что в воде.
- Смотри пятно какое-то, - указал староста вниз, где факел осветил макушку головы и длинные черные волосы, изменяющие форму под водой, словно, их перебирал речной поток. Как я понял, на дне колодца обнаружился ещё один покойник, скорее всего покойница.
- Багром бы зацепить!
- Я крюк из коптильни принесу. Его на палку закрепим.
Паныч принёс большой железный крюк, я привязал его куском бечевки к шесту и опустил в воду.
- Смотри, что творит! – крикнул кто-то из мужиков. Для них было забавой наблюдать как девушка, стоя под водой на дне колодца, отпихивала палку, желтоватой, словно из воска рукой.
- Закопать её там, пусть подыхает! – предложил другой.
- Русалка? Подохнет? Ей земля не повредит!
- Паныч, вы о чём? – ничего не понимая, попросил я подробностей.
- Утопленица из наших видимо. Нынче в Открытую Седмицу вернулась. На родной Земле хотела танцевать. Да почему-то задержалась здесь.
- То есть мёртвая она, сейчас, нам отпор даёт?
- И не так может. Только сунься.
- Это она доски выдрала и парня убила?
- Сомнений быть не может!
- Как же поступить?
- В колодце оставить, сама уйдёт, как срок подойдёт.
- Не дам я ей уйти! – Мать погибшего юноши незаметно для нас вернулась, заговорив, подошла к деревянному краю и посмотрела вниз. Приглядевшись, она кивнула головой, соглашаясь со своими мыслями, и зашептала, быстро проговаривая слова:
- Красный Всадник приди, силу в слове найди.
Кто из Нави пришел тот, на век, будь заключен.
Солнышко - Родушко, помоги мне своим лучом,
Крепче камня земля, гуще крови вода,
Будь здесь тлен, взятый в плен!
- «Зачем звать на помощь солнце, если до рассвета…» - Вопрос до конца не сформировался у меня в голове, как на горизонте, подобно свету далёкого маяка, появилась светящаяся точка. Её свет стремительно усиливался. Разрезая предрассветную темень на две половины, пучок света приближался к нам. Мы замерли без дыхания, когда точка выросла до размеров огненного скакуна, который пронёсся мимо домов и ветхих заборов, освещая их белым, дневным светом, пока не достиг стенок колодца. За миг, что конь застыл перед нами, мы смогли увидеть только вихрь, дополнивший ослепительное видение человеческим силуэтом, как вдруг и конь и наездник рассыпались жидкой светящейся субстанцией, по виду напоминавшей кисель, окружившей нас прозрачной сферой. Мы таращились на друг друга, застывшие с открытыми ртами, притихшие настолько, что казалось можно услышать как кто-то изредка моргнёт.
Мертвенно бледное лицо показалось над водой, сверкая мокрыми бликами, отраженного света на синюшно-восковой коже, оно щерилось в улыбке.
- Отпусти меня-я-я, подру-у-жка! – потребовала утопленница, - Как бы ху-у-у-же не стало. - Она вытянула вверх бескровно-белую ладонь и указала на нас. - Убью-ю-ю. Выбира-а-ай с кого нача-а-ать!
- Знала я, кого увижу. Ты и после смерти, такая же злая и подлая, как была при жизни.
- Я за своим пришла-а-а, - пела мертвячка противным, скрипучим голосом. Она упёрлась обеими руками в края колодца и подтянула ноги, готовая напасть.
- Они не твои. Один мой муж, второй мой сын.
- Я забрала-а-а их у тебя, - хвастливо, выговорила живая покойница, на распев,-  ты-ы-ы пользовалась их любовью, временно… Простой поцелуй для каждого и- и-и… теперь они будут со мно-о-о-й. Это прия-я-тно! Это не бо-о-о-льно! - Она улыбалась, шаря безумным взглядом по нашим лицам. Руки опирались о деревянную кладку колодца, как две стальные арматуры на которых тело в серой, мокрой рубахе, начало раскачиваться словно маятник.
- Каждый хочет меня, - хохотала русалка. По паучьи переставляя руки и ноги, упираясь в вертикальные стенки, она в мгновение ока оказалась над верхним краем и, безобразно оскалившись, уверенно процедила: - Заберу-у-у! - показывая пальцем на меня.
- Забери то, что я тебе сама отдам! – Дуня наклонилась ниже, положила руку на внутреннюю поверхность верхнего бревна. Другой рукой, она достала из кармана нож. Как на разделочной доске, одним движением, отсекла себе безымянный палец на правой руке. Вместе с кровью и двумя фалангами пальца в воду полетело необычное, траурно-чёрное обручальное кольцо. Под водой оно не исчезло, я продолжал наблюдать как оно упало и его волшебный метал засверкал, освещая рубленные стенки колодца до самого дна.
Стон травмированной женщины утонул в зверином рёве из колодца. Свет, излучаемый кольцом, становился ярче и достиг ног русалки. Полукруг сияющей сферы уменьшил свой фокус до размеров отверстия колодца. Русалка металась, запертая двумя источниками сжигающих её лучей. Солнечная сфера загоняла её вглубь, а снизу, сияние обручального кольца, обжигало голые ноги, заполняя наше обоняние вонью мертвого тела и гари.
- Я вытащила тебя, Любаша. Там, на озере, я тебя не бросила. Ты пыталась меня утопить - я только отбивалась от тебя. Я не хотела... Ты наказала меня не справедливо, - всхлипывала Дуня, оседая на залитую водой и кровью землю.
Её бывшая подруга быстро меняла облик, трупное разложение горелой плоти происходило прямо у нас на глазах. Глазницы впали, вытекая мутной жидкостью из-под век, обваренная лучами кожа, а за ней и мышцы расползались, как старая мешковина, обнажая скелет. Рука, вытянутая вверх грозила нам бескровными, мокрыми костяшками с ошмётками обваренной плоти, пока, сорвавшись, тело не свалилось в бурлящую колодезную воду.
Свет погас, словно по щелчку тумблера. Мы озирались ослепшие на миг, некоторые из нас потирали лбы и веки. Наконец, в тусклом свете лампы, глаза начали различать присутствующих людей.
- Дуня, пойдём, я тебе помогу. – Паныч позвал и меня, - Михаил, давай со мной. Кровь на руке ручьём льёт.
Я, наспех, перетянул обрубок пальца куском поданной кем-то верёвки. Женщина слабо возражала, когда мы завели её в дом Фадея Паныча. Пришлось обработать самогоном иголку и нитку, наложить пять швов, не стягивая кожу до конца.
- Теперь можно домой, - заботливо поддерживая за плечи, накинув на женщину, что-то типа плаща, Паныч повёл её во двор.
- Прости, сосед, за испорченный колодец!
- О чём ты? Давно хотел новый сделать. В том, брёвна подгнивать почали.
Человечность впервые проступила в поведении мужчин: каждый предлагал помощь, Волошин распределял работу, организуя всё необходимое для завтрашних похорон.
- Копать рядом с дедом будете. Бабка погодит. Пусть живёт - дочке помогает.
- Не знал, что русалки такие страшные. У нас в сказках — это милашки с рыбьими хвостами. Максимум моряков пением заманивают.
- Ну, скорее, это зависит от того, какой девушка была при жизни. Любин нрав всему селу был известен, - рассказал Волошин. - Знаю, что при жизни она мало кого любила. Собственная мать от неё наплакалась. Дуня единственной подругой была...и вот как обернулось. Мы так думали, что она жить не схотела, когда Дуняша Матвея на Поляне нашла.
- Тятя! - крик, раздался издалека. - Тя-тя! – кричали из темноты, уже ближе. К нам бежала дочка Волошиных. В паре шагов она остановилась, собираясь что-то сказать. Девочка открывала и закрывала рот, как рыба, но не смогла выговорить, ни слова.
Мы поняли причину её появления без слов, видя, как заплаканное лицо сводит судорога невысказанного горя.
- Митя? - вздохнул тяжело староста, делая первый шаг навстречу ужасной вести. Девчонку ему пришлось взять на руки. Она начала задыхаться от рыданий.
- Всё, дочка, всё! Я понял. Успокойся! – говорил отец, а сам, спотыкаясь в темноте, спешил домой, готовый сорваться на бег.


Рецензии