Формула-1 - это не только гонки, это яркое зрелище

(статья в "Каширском энергетике" из цикла "Энергетики путешествуют")

Формулу-1 я смотрел ещё школьником, когда в начале девяностых годов в нашей стране впервые начали транслировать по телевизору эти интригующие гонки. Мне всегда было интересно, как люди на такой сумасшедшей скорости могут сохранять контроль на протяжении более полутора часов, ведь малейшая неточность может привести к трагическим последствиям.  Удивительны эти пит-стопы, как за считанные секунды можно успеть  «переобуть» и заправить болид?  А какое восхищение вызывает мастерство пилотов, вот уже на протяжении многих лет  у всего мира на слуху имена  Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Мика Хаккинен… А недавно заговорили и о российских спортсменах: Виталии Петрове и Данииле Квяте.
И, конечно, прошлой осенью я специально поехал в Сочи, так как не мог пропустить проходящее в Олимпийском парке Гран-при России. Это грандиозное событие проводится впервые в нашей стране за сто лет. Век назад подобные соревнования международного класса проходили в дореволюционном Санкт-Петербурге.
Построить трассу дело было непростое, в её строительство большие средства вложили российские компании. Потому, наверное, и дорогое это удовольствие, не всем по карману. Самый дешёвый билет, в зону свободного размещения, где нет сидячих мест, стоил 5000 руб. Первая по доступности трибуна – T6 между Ледовой ареной “Шайба” и Ледяным дворцом “Большой”, где я, собственно, и находился, стоила 11000 руб. А цены в "зоне гостеприимства" в районе пит-стопов, в VIP-ложах достигали более 100000 руб.!
Но надо понимать, что цена эта на полноценные четыре дня зрелищ. В этот период в Адлерском районе не так легко было найти место для проживания. Мне повезло устроиться в санатории “Южное взморье”. Очень комфортное для отдыха место. Но до Олимпийского парка лучше всё-таки добираться с вокзала, в день мероприятий оттуда ходили бесплатные электрички. А вот бесплатных автобусов  не встретил. Омрачали только гигантские пробки после возвращения с королевских гонок.
Первый день Гран-при – ознакомительный. Вход в парк был строго ограничен, с собой не разрешалось проносить металлические предметы (кроме фотоаппаратов) и еду (кроме воды). На территории парка были размещены кафе-бистро. Правда, цены на блюда в них «кусались». Гигантская очередь образовалась для прогулки по пит-лейну для держателей трёхдневных билетов.  Проигнорировав её, поспешил к Олимпийской площади Medals Plaza, куда приезжали гонщики для того, чтобы раздать автографы. Но время их пребывания там было ограничено, всего 10-20 минут, а народу было очень много. Совет будущим зрителям: если желаете получить автограф известного пилота, то на площадь награждения надо приходить заранее и ждать любимого гонщика. Я этого не учёл и в итоге остался без автографа.  Но зато увидел пилотов крупным планом, участвующих в автограф-сессии, транслирующейся на площади награждения.
Второй день – день свободных заездов. Причём, не только в классе Формулы-1, но и в классе Гран-при-2 (GP2, старшая серия) и Гран-при-3 (GP3, младшая серия). Это автогонки для подрастающих пилотов, болиды которых имеют менее мощные двигатели, хотя их рёв более “классический”, нежели у современных моторов Формулы-1. Целый день можно было наслаждаться предварительными заездами, на большом экране видеть, как настраиваются на предстоящую гонку команды.
Третий день – день квалификаций. В этот день гонщики должны было проехать круг за самое минимальное время, чтобы стартовать в гонке как можно с более высокой позиции. Проводились и свободные заезды. Были проведены первые гонки серий GP2 и GP3. В классе GP2 Митч Эванс из Новой Зеландии (российская команда “Русское время”) стал вторым, тогда как Артём Маркелов (“Русское время”) – всего лишь 16-м. В квалификации Формулы-1 российский пилот Даниил Квят занял почётное пятое место, чем порадовал всех наших болельщиков. После заездов  для зрителей  был дан  концерт с участием DJ Adik, Юлии Паршуты и приглашённой американской звезды Ленни Кравица. Стоит отметить, что Ленни приехал не один, а с целым ансамблем  исполнителей на духовых инструментах, гитарах, ударных и клавишных. Почти четыре часа длилась музыкальная феерия, публика наслаждалась великолепным  исполнением российских  и зарубежных артистов. А любители  фигурного катания и юмора за отдельную плату смогли побывать на  ледовом шоу "Огни большого города" в Ледовом дворце “Айсберг” и шоу “Comedy Club” в кёрлинговом центре “Ледяной куб”.
И вот, наконец, настал  день гонок. После того, как прошли вторые гонки GP3 и GP2, на трассу выехала платформа со всеми гонщиками Формулы-1. Это так называемый Парад пилотов перед гонкой. Не скрою, я уже давно болею за финского пилота Кими Райкконена из “Феррари”, и увидеть его вживую для меня было большим восторгом. К сожалению, технические причины помешали ему занять призовое место в гонке.  Далее выступившие участники пилотажной группы «Русь» продемонстрировали потрясающие фигуры:  "петля Нестерова", "фонтан", "тюльпан", "виражи",  "вентилятор", "бочки", "роспуски", порадовав в завершении  фигурой  пронзённого  стрелой сердца. А потом началась главная гонка. Десятки тысяч болельщиков, Чёрное море неподалёку и мчащиеся болиды – романтика! Мечта моей юности сбылась, я увидел это собственными глазами. Победу в гонке одержал представитель “Мерседеса” англичанин Льюис Хэмилтон, ставший впоследствии чемпионом Формулы-1 сезона 2014 года. Его с победой лично поздравил присутствующий на гонках Президент России Владимир Путин. К огорчению болельщиков,  Даниил Квят проиграл лидеру круг, став четырнадцатым в гонке. Неудача постигла в родных стенах и российскую команду “Маруся”. Мало того, что главный пилот команды француз Жюль Бьянки попал в серьёзную аварию на предыдущем Гран-при, он до сих пор находится  в тяжелом состоянии в одном из госпиталей Ниццы. Но замену ему не стали искать, тем самым решив поддержать спортсмена. А второй пилот Макс Чилтон сошёл с дистанции. К сожалению, это было последнее выступление российской команды в Формуле-1, из-за финансовых проблем она прекращает своё существование.
Гонки завершились. Но публика не спешила расходиться. В Олимпийском парке работали американские гонки, на концертной площадке выступали группы Zveri и IOWA.
За те четыре дня я получил массу впечатлений, это были незабываемые дни. И у меня появилось желание  побывать  на гоночном уикенде на Гран-при России, который пройдёт в Олимпийском парке Сочи с 8 по 11 октября нынешнего года. Надеюсь, что это желание станет реальностью.

(А.А. Тернов 27.01.2015)


Рецензии