Эхо войны. Судьбы людские

      Десять лет назад на страницах местной газеты "Аргун" я рассказала три истории о жертвах войны в Чечне. Сегодня мы видим, как гибнут мирные люди В Украине. Невозможно спокойно смотреть эти страшные кадры военной хроники. Особенно тем, кто сам был там, где смерть подстерегала на каждом углу и в любой момент...
Когда же мир научится жить?! Просто - жить, радуясь тому, что ты - есть на этой прекрасной планете. "Но разве небо не одно у нас? Но разве не одно нам светит солнце?..", как заметила однажды  чеченская поэтесса Раиса Ахматова.
 Итак, история первая.
                МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ.
   У героев этой публикации много общего. Самое главное - они ЕДИНСТВЕННЫЕ сыновья у родителей. Оба учились в одной и той же школе - Аргунской средней №4. Жили по соседству в двух пятиэтажках, рядом со школой. Звонки на урок и с урока были одни на двоих, хотя учились в разновозрастных классах. И учителя, в основном, были одни и те же. Что еще? Да, и солнце сияло одинаково светло и тепло для обоих. А дальше... Дальше у каждого был СВОЙ путь к трагедии, после которой физические страдания   и возвращение к жизни были почти одинаковыми. Но обо всем по порядку.
      В один из августовских дней 1995 года, когда летняя жара спала и день начал клониться к закату, трое друзей отправились во фруктовый сад на территории Лечебно-трудового профилактория. Друзья решили  нарвать себе немного яблок. Ах, сколько тысяч школьников прошли через этот фруктовый сад до начала войны 1994 года! Когда начинался массовый сбор урожая, руководство совхоза "Южный" обращалось за помощью к руководителям школ. Объявлялся трудовой десант, и ликующие школьники вносили свою весомую лепту в общее дело. Но канули в Лету те времена, и теперь  этот сад стоял в запустении, никому не нужный.
  Если бы ребята знали, какую смертельную опасность таит теперь этот сад!
  Один из друзей заметил под деревом блестящий предмет и, забыв, что незнакомые предметы нельзя брать в руки, наклонился, чтоб поднять его...В этот момент к другу направился второй мальчик. Это был Гагаев Хасан. А третий под соседним деревом потянулся за яблоком и не успел опустить поднятую руку и подойти к ним.
    В этот момент взрыв страшной силы подбросил их вверх... Облако дыма и пыли взметнулось высоко в небо, а взрывной волной выбило стекла во многих квартирах пятиэтажных домов в районе Дворца Культуры и сахзавода. Пластиковая мина сделала свое коварное дело. Тот, который взял в руки мину, остался почти без рук (по два обрубленных пальца на каждой руке) и получил множественные осколочные ранения по всему телу.
А Хасан чуть не лишился зрения из-за проникающей раны роговицы с выпадением внутренних оболочек и отслоения зрачка правого глаза. И тоже получил множественные осколочные ранения по всему телу.
Раненых срочно увезли в 9-ую больницу города Грозный, где им была оказана первая медицинская помощь А затем одного из них - Хасана - перевезли в Назрань, потому что могли быть проблемы со вторым глазом.
Как мы знаем, все когда-нибудь кончается. Закончилось время пребывания Хасана в больнице. Выздоровев (насколько это слово применимо в данном случае), он вернулся домой в Аргун с диагнозом: рубцы роговицы обоих глаз. А на лице в виде фиолетовых рубцов - многочисленные следы от осколков...
Назначили Хасану пенсию - как инвалиду детства(?!). Я слушаю мать Хасана Зуру и в этом месте ее рассказа с недоумением смотрю на нее: КАКОЙ же он ИНВАЛИД ДЕТСТВА?!
Автор этих строк в то время работала в СШ №4 и помнит его здоровым, веселым, неугомонным мальчишкой, гонявшим футбол. В октябре 1995 года ему - физически здоровому, если бы не эта проклятая мина! - должно было исполниться 11 лет. И вдруг - инвалид детства. Вовсе не детства инвалид, а войны! - ЖЕРТВА ВОЙНЫ!
Чья же рука человека в белом халате вынесла столь бесчеловечный вердикт, вследствие чего мальчику была начислена мизерная пенсия в 740 рублей, которую ему "посчастливилось" получать до достижения им 18-ти лет? А потом прекратили выплачивать пенсию, потому что он, якобы, уже взрослый и может зарабатывать себе на жизнь.
А ведь мальчик хотел стать программистом, мечтал о компьютере.
Вот и спрашивает меня его мама, в КАКУЮ дверь КАКОГО чиновника можно постучаться, чтобы ДОСТУЧАТЬСЯ до правды, до справедливости, до человечности?
  Та мина, которая перевернула жизнь Хасана Гагаева, взорвалась один раз. Как и положено мине. Но безразличие к человеческой судьбе, преступное равнодушие  и бессердечность врачей-экспертов сработало в отношении Гагаева Хасана  как мина замедленного действия. В нашей республике сегодня даже здоровому и дипломированному специалисту некуда приложить свои знания и руки, не говоря уж об инвалидах. И вот в самый неподходящий момент, когда он более всего нуждался в материальной поддержке, его в одночасье лишили пенсии: сработал тот злополучный диагноз "инвалид детства", когда он на самом деле является жертвой войны.А ведь Хасан был единственной надеждой родителей. И не успел стать опорой для них и трех своих сестер.


История вторая.
                ПОМИЛОСЕРДСТВУЕМ!
    Шел пятнадцатый день священного для мусульман месяца Рамадан. Это было 12 декабря 2000 года. Экмурзаев Рамзан со своими дворовыми друзьями находился на продуваемом насквозь первом этаже разрушенного в результате военных действий Дворца культуры города Аргун. Ребята бегали, играли в прятки, короче, коротали время, чтобы меньше думать о еде, потому что кушать они все равно не стали бы, так как у них была ураза(т.е. соблюдали пост.А в Исламе в светлое время суток следует воздерживаться от приема воды и пищи). Среди прочего мусора и битого кирпича  Рамзан заметил что-то блестящее и потянул проволоку рукой. Конечно, дома взрослые и учителя в школе предупреждали их всех не притрагиваться к неизвестным вещам, валяющимся на дороге игрушкам, не играть на развалинах, не заходить в разрушенные дома и т.д. Да и сами они бывали свидетелями разных рассказов о случившихся несчастиях. Но разве возможно удержать вездесущих мальчишек? Вот и потянул Рамзан проволоку. Как оказалось, на свою беду. Раздался страшный взрыв...
     Рамзана срочно доставили в Аргунскую городскую больницу. Вовремя оказали квалифицированную врачебную помощь. Только один час понадобился врачу хирургу-кудеснику Руслану (фамилию врача мама Рамзана, к сожалению, забыла), чтобы суметь вырвать мальчишку из лап смерти. Осколочная рваная рана левой голени, множественные осколочные ранения левого глаза и самое страшное - ампутация левого предплечья - результат прикосновения к страшной находке. А он всего лишь восьмиклассник пятнадцати с половиной лет от роду. Возраст, когда на жизнь начинаешь смотреть по-другому, по-взрослому. Как теперь быть? Необходимо приобретать новые навыки, приспосабливаться обходиться одной рукой. Осталась несбывшейся мечта работать рядом с дядей, возиться с теле- радиоаппаратурой. Осталась неоконченной школа.
   Правда, нашлись добрые люди - работники республиканского протезно-ортопедического  предприятия Келимат и Хусейн, которые помогли ему с поездкой в Северную Осетию. Один раз - снять размеры для протеза, во второй раз - на примерку и в третий раз - на получение бесплатного протеза.
  Но проблемы, в любом случае, не кончились. Со времени того протезирования прошло три года. За это время Экмурзаев Рамзан подрос, сейчас ему  необходимо подобрать новый протез. Если опять не помогут получить его бесплатно, то не знаю, как и быть, сетует мама  Хазанат.
  В семье их 7 человек: родители, 4 дочери и единственный  сын Рамзан. Постоянного источника дохода у них нет. Одно время бесплатно получали хлеб, но сейчас их почему-то исключили  из этого списка. Правда, иногда получают небольшую помощь от Датского Совета по делам беженцев. Ну и плюс ко всему этому - пенсия Рамзана в 500 рублей. Медико-социальная экспертиза определила ему третью группу инвалидности, объяснив, что он трудоспособный. Интересно, КАКИМИ глазами смотрели  на Рамзана те, которые по долгу службы озвучили на комиссии столь чудовищное решение? Какая работа с одной рукой в сегодняшней Чечне? Какие же критерии существуют для объективного, честного, человеческого назначения пенсии?

Мы рассказали вам две почти одинаковые истории. Но поставить точку в конце своего рассказа не можем, потому что жизнь, к сожалению, ставит и будет ставить перед героями этих рассказов слишком много вопросов, ответы на которые им придется искать самим. И не всегда находить. Так почему же мы, здоровые, с двумя ногами и руками, не ищем  возможности оказать им помощь и прибегаем к каким-то уловкам и причинам, чтобы остаться глухими к их проблемам? почему к пострадавшим от бесчеловечной войны не повернутся лицом те, кто по долгу службы ОБЯЗАН проявить милосердие, участие, внимание?


        История третья.     ПУСТЬ СУДЬБА ХРАНИТ НАС
  КРАСОТА, МАМА, ЖИЗНЬ... Слова эти в русском языке определяются как имена существительные женского рода. Кажется парадоксом, что и слово ВОЙНА  тоже женского рода. Нелепость какая-то. Общеизвестно выражение "У войны не женское лицо". И не человеческое вовсе. И вот это самое уродливое слово способно выражать значение дальнего  действия. Иначе как объяснить, что спустя много времени (год, два, а то и десятилетия) война отдается эхом  в искалеченных наших душах, руках, ногах, сердцах?
        20 сентября 1999 года ничего неожиданного, тем более трагического не предвещало  жителю города Аргун Абубакарову Яхья Исмаиловичу, когда он на своем велосипеде поехал в район Лечебно-трудового профилактория собрать шиповник для больной жены и внука. Собирая вдоль берега реки Аргун шиповник, он не заметил, как подошел вплотную к густым зарослям шиповника, которые корнями уходили под берег реки. И вдруг произошел взрыв. Яхья не сразу понял, что ЭТО произошло именно с ним, потому что он - странно! - не потерял сознания. Осмотрев себя, он обнаружил, что стопу и треть голеностопного сустава левой ноги ему разорвало миной. На этом месте клочьями висели кожные ткани, а из разорванных вен фонтаном била кровь. Правая нога была цела, если не считать  осколочных ранений, пришедшихся на ее долю. Сняв с себя верхнюю куртку, Яхья перевязал левую ногу выше раны, дополз до велосипеда и, опираясь на него и оставшуюся правую ногу, попробовал было добраться до дороги. Но понял, что он может сейчас лишиться сознания. Ему пришло в голову, что надо бы позвать кого-нибудь на помощь. Собрав остаток сил, он несколько раз крикнул. И - о чудо! - его услышали двое мужчин, которые в высохшей части русла реки собирали камень для фундамента. Они  подбежали к нему, мигом подхватили его подмышки, быстро донесли до стоявшего неподалеку КамАЗа и сразу же повезли в местную Аргунскую городскую больницу.
  Кровь и раны разные люди воспринимают по-разному. Поэтому не удивительно, что водителя КамАЗа несколько раз стошнило по дороге, он вырывал и, тем не менее, своевременно довез раненого до больницы. Помог медперсоналу перенести его в операционную и, узнав адрес Абубакарова, сообщил  родным о случившемся. Благодаря Аллаху и усилиям врачей, а также своевременной доставке в больницу, раненый Яхья остался в живых.
  Конечно же, он долго не мог привыкнуть к протезу: как-никак 62 года своей жизни он ходил по земле до этой трагедии на своих двух здоровых ногах. Босыми ногами мог ощущать приятную прохладу утренней росы, шершавость высохшей летом травы, колючесть стерни и жар земли, разогретой июльским солнцем.
  Но он не ропщет на судьбу. Как истинный мусульманин, понимает, что на все воля Аллаха. Со словами благодарности вспоминает своих спасителей - водителя из Гудермеса и его напарника из Аргуна.
   Сделав горестный глубокий вздох, Яхья говорит:"Не дай Бог молодым людям, ребятишкам наткнуться на эту смертельную штуку - "подарок" войны. Пусть судьба хранит нас всех!"      


Рецензии
Отлично написано, Айза! О содержании говорить не буду - это открытая рана. Я и сама жертва войны. Но удалось набрать 45 лет стажа для пенсии по старости. (По закону ГДР).
Рада познакомиться с Вашим творчеством.
С уважением-

Жарикова Эмма Семёновна   24.06.2015 20:14     Заявить о нарушении
Глубокоуважаемая Лэся!Спасибо Вам за внимание и за столь лестный отзыв! После прочтений нескольких Ваших произведений мне стало довольно-таки не по себе от мысли: а чтО это я делаю тут, на Прозе?! Рядом с ТАКИМИ... Хрестоматийные слова " Какая глыба,а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник",по моему глубокому убеждению, относятся именно к Вам.
Я не прощаюсь с Вами - я говорю Вам " До свидания!"
Творческих высот Вам,Лэся!

Айза Барзанукаева   14.07.2015 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.