Моя Армения. рассказ

МОЯ АРМЕНИЯ.
;Давно это было. Ох, как давно! Сыновьям нашим уже стукнуло по 26 лет. И ты уже ушел из этой жизни, мой друг.
В прошлом году, мы с тобой сидели друг напротив друга, в СКАЙПЕ, и смеялись, вспоминая нашу дружбу и приключения.
Ты уже жаловался на здоровье, перенес инфаркт, но сидел у экрана с рюмкой водки. А я с бокалом пива. И мы чокались через монитор. И снова смеялись, оба такие счастливые, что через 25 лет полной неизвестности и молчания, снова встретились! Пусть в интернете, пусть так, но... мы уже мечтали, что я еще раз приеду к тебе, в Армению!
ЁХАЙДЫ!!! Тебе так понравилось это латышское словечко, что ты меня даже так и звал! И мы, с огромным удовольствием, время от времени вставляли это ёхайды, в наш разговор.
Я прекрасно знал свой характер! Усидеть на одном месте долго для меня было просто невозможным. Трудно представить, как меня терпели на работе? На 1 мая, каждый год, мы с друзьями сплавлялись по рекам Латвии и Литвы, а уже на 9 мая я судил соревнования по гребному слалому в Карпатах, в Яремче! Обычно там проходил Кубок СССР. В июле - отпуск и снова по рекам! Карелии, Архангельской области, Украины. Только успев вернуться, через неделю я уже мчался на Ю. Буг, в Первомайск, на Чемпионат СССР по слалому. В основном моя работа на соревнованиях состояла в разговорах - я был судья-информатор.
В декабре 1988 года в Армении случилось ужаснейшее землетрясение! В январе следующего года, пошли слухи о том, что от каждого строительного управления города будут отбирать по два человека, для работы в Армении.
Не было никаких сомнений - я еду!!!
Натиска администрация не выдержала, я был отпущен и, в начале марта 1989 года, мы, строители со всей Латвии, прибыли в аэропорт Ленинакана. На автобусах оттуда в город Маралик.
Там начались мои два года работы в Армении, там, уже на следующий день началась и наша дружба!
Маралик не так пострадал от землетрясения, как многие другие города, но представить уже было можно. Многие, очень многие дома были пусты! Люди жили, кто где мог.
Первую ночь, мы провели вповалку, на полу. А на второй день, нас поселили в бывшем общежитии. У нас образовалась компания лиепайчан и досталась комната на втором этаже.
Нет, наверное, никакой тайны в том, что основным занятием в тот, второй день, была "обмывка" начала командировки. Мы прошли город, который был совсем небольшим, хотя и считался районным центром, выяснили все места, где можно приобрести алкоголь, затарились и вернулись в общежитие.
И, конечно же, нам не хватило! Ребята отправились за "ДП" и не возвращались довольно долго. Но вот в коридоре раздался шум, смех и в комнату ввалилась большая толпа народу.
Странно случается все-таки в этой жизни... познакомились с армянами другие ребята, а дружить стали мы!
Они были "автобусниками". Так мы, с Лешей, парнем из Лиепаи, с которым я сошелся ближе всех, называли их. Все из автобусного парка, все - водители автобусов.
Нас прибыло в Маралик около 200 человек. Ничего еще не было готово, всюду и во всем царил полный хаос! Наспех создавались бригады, распределялись объекты.
Весь первый месяц нашей вахты, мы занимались подготовкой быта. Надо отдать должное - бытовки из Латвии везли беспрерывно! Строилась баня. Столовую открыли для строителей в городе. В общем, улетая домой, для следующей смены все было, более-менее, готово.
А в первые же выходные, мы отправились в Ленинакан.
То, что я там увидел потрясло меня! И даже сейчас, через столько лет, я помню весь город. Точнее, то, что осталось от города. Руины.
Прошло два месяца, после катастрофы...
Уже никто не пытался искать и вызволять людей, погребенных под развалинами. Бульдозеры просто разравнивали груды кирпича, камней и бетона. Черепа, кости... все то появлялись под лопатой техники, то вновь исчезало.
Мы гуляли по городу весь день, пили пиво. Пили водку. Видели людей, раскапывающих магазины. Достающих из-под развалин то, что могли достать. Доставали такие мелочи, что ужас от трагедии сменялся ужасом от безумия. Рисковали жизнью, чтобы достать взбивалку для теста...
Назад нас вез в своем автобусе ты, мой друг.
Мы были сильно пьяны и, мне кажется, что именно мое потрясенное молчание и понимание того, что случилось с твоим народом и сделало нас друзьями.
Очень странная страна, Армения!
Полчаса езды до Маралика и... я уже трезв! Мне часто приходилось видеть это: утром наши друзья-армяне забирают нас с Лешей; набирают в автобус ящики с водкой и пивом; пару овец живьем и мы отправляемся на самую высокую гору армении - Арагац, высота которой 4090 метров.
Ехать долго. Всю дорогу туда, все балуются, смеются и пьют! К месту многие подъезжают вдребезги пьяными, но ... пока режутся и разделываются овечки, пока готовится костер для хашламы ( истинно самое вкусное блюдо из баранины!) ... встают совершенно трезвыми!
Так же случилось и тогда, после первого посещения Ленинакана.
Ты, Атун привез нас домой, но попросил оставаться в автобусе, сказал, что остальные ребята ждут нас. Нам надо познакомиться с женами и детьми наших новых друзей.
Мы и пришли. Нас ждали. Гарник, Сако, Акоп, Ашот и Гурген с семьями накрыли столы в доме.
Два года я был гостем во многих семьях армян, во многих городах.
Ты возил меня в Ереван на свадьбу, возил на озеро Севан, на крестины родственников, к родне в Спитак и... в каждом доме нас принимали с почестями, ну никак не меньшими, чем принимают самых дорогих людей!!!
Я не думаю, что это было так потому, что в кармане со мной всегда была записная книжка и я повсюду теребил тебя, требуя все новые и новые армянские слова и выражения. Не потому, что к исходу второго месяца работы, я уже легко понимал армянскую речь и даже сам говорил многое.
Нет, я не думаю, что поэтому.
Скорее всего, мы стали друзьями, благодаря схожести наших характеров. За два года жизни в твоей стране, я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы у вас, моих новых друзей было мрачное настроение! Всегда смешливые, всегда доброжелательные и, что меня поразило больше всего - необыкновенно работящие!
Умеющие найти время для всего!
Я и Леша от души старались помогать вам строить и обустраивать ваши дома. Хотя наш рабочий день длился 12 часов, мы находили время и для вас! А вы для нас!
Ты, Атун и Гарник, были самыми близкими! И остались...
С вами я побывал в очень многих местах Армении, встречался с очень многими людьми. Вы возили меня в Эчмиадзин - резиденцию армянских патриархов. Вы возили меня в горы на рудники по добыче туфа. Вместе с вами я побывал на кладбищах и на праздниках. В мастерских по изготовлению надгробий и смотрел, как готовят лаваш.
Играл в футбол на высоте более 2000 метров. Правда, мне очень быстро захотелось встать на ворота - не хватало воздуха. Игра проходила на любой, более-менее пригодной площадке, часто на краю обрыва. Было так смешно, когда кто-то из игроков упускал мяч с площадки. Это была передышка для остальных. Все весело орали нечто похожее на русское - автора за произведением!
Мяч скакал вниз по склону, а несчастный игрок мчался за ним.
Однажды вы разбудили меня посреди ночи - вставай, Валдис-джан - и мы поехали в далекое горное село. В нечто похожее на трактир. И вот...
Вышли трое очень пожилых армян и стали петь. Пел один, два других играли на инструменте, которого я никогда до этого не слышал и не видел. Это был армянский дудук!
И звук дудука и голос певца были божественными! Так я познакомился с Армянскими Плачами! Виды твоей страны и виды разрушений... история Армении и эти Плачи просто потрясли меня. Я плакал...
Вспоминал ваши слова о клятве, которую дали мужчины Армении... родить ребенка и возместить потерянные для Армении жизни.
И ты, Атун, родил сына! И остальные! Одно случилось непонятно: как твой сын появился на свет через две недели после моего?!
Мой - Виталик - родился 23 июля. А 26 самолет и я улетел в Армению.
7 августа родился твой Гевонд. Мы прадновали в горах. И пообещали друг другу, что наши сыновья станут братьями! Мы мечтали, что каждое лето, по очереди, они будут проводить месяц в гостях друг у друга. Судьба распорядилась по-другому, увы.
Ровно через год, моя семья в полном составе гостила в твоем доме! Твоему Гевондику тоже исполнился годик! Потом вы с Гарником гостили у меня! Все шло замечательно и... после этого, страна развалилась и мы потеряли друг друга.
Прошло более двух десятков лет. Я давно покинул город и жил на хуторе. Появился компьютер... и в один прекрасный день, мне пришло приглашение в скайп! Приглашал армянин. Я  принял приглашение...
И... Какова же была моя радость, когда через несколько часов раздался вызов! И на экране монитора я увидел тебя и Гарника!!! Боже! Я не только видел вас, но и слышал ваш голос с неповторимым армянским акцентом!
Откуда-то из глубины памяти всплыли армянские слова и я, вдруг, заговорил по-армянски. Как мы смеялись! Какие были радостные!
ЁХАЙДЫ - кричали мы в полном восторге друг от друга!
И больше года мы так общались. Мечтали встретиться...
Однажды мне позвонил Гарник и позвал к скайпу. Мы встретились и... я узнал, что тебя похоронили. Печаль. Печаль и память о тебе, мой друг...
Благодарю тебя за то, что сделал ты свою прекрасную страну и моей!
МОЕЙ АРМЕНИЕЙ!!!
                До встречи...


Рецензии