Ростокинская красильно-апперетурная фабрика

Текстильная фабрика в селе Ростокино начала работать в 1870 году. Построена вновь фабрика была в 1889 году купцом 2-й гильдии Вольдемаром Фридрихом Ферманом. В.Ф. Ферман отвел под будущую фабрику около 3 гектаров из принадлежащего ему земельного надела. Первыми фабричными постройками были два кирпичных одноэтажных здания длиной около 30 метров. В них размещались 27 деревянных чанов (богачи) для замочки и окраски пряжей – шерстяных и хлопчатобумажных ниток в мотках. Рабочие, в основном мужчины, жили при фабрике. После смерти Вольдемара Фермана в 1894 году, красильное дело перешло к старшему сыну Вольдемару Вольдемаровичу. При нем было продолжено строительство новых корпусов фабрики (корпуса эти существуют и сейчас), дело расширилось, появилось аппретурно-отделочное производство. В эти годы на фабрике осваивается новая технология окраски и выделки бараньих шкурок – таким образом, Ростокинская красильно-аппретурная фабрика В.В. Фермана окрашивала ткани, готовые изделия и меха, доводя их до товарного вида. У рабочих фабрики было общежитие, баня и медицинский пункт.
В 1913 – 1914 годах рабочие фабрики бастовали.
Когда произошла Октябрьская революция, Ферман отказался подчиняться распоряжениям местных Советов и фабричного комитета. Поэтому вскоре фабрика была национализирована личным распоряжением В.И. Ленина (на главном здании сохраняется мемориальная доска в память об этом событии; по некоторым данным, Ленин сам приезжал на фабрику). После фабрика продолжила свою работу в условиях новой власти в стране. Уже к 1 марта 1918 года фабрика дала 300 тысяч рублей прибыли. Эта сумма была потрачена на приобретение новой производственной машины, был оборудован клуб для рабочих, в котором можно было показывать кино. В 1928 году для рабочих фабрики был построен  новый пятиэтажный дом-общежитие. Дом сохранился и до настоящего времени. Стоит он по адресу ул. Сельскохозяйственная, д. 28. Однако не все в работе фабрики было гладко. К примеру, в соответствии с подготовленным для ЦК ВКБ(б) информационным обзором «Материалы о перебоях в снабжении сырьем текстильных фабрик и сокращении рабочих», в 1929 году имели место существенные перебои в снабжении сырьем основных текстильных предприятий страны. На Ростокинскую фабрику за октябрь 1929 года было недодано 6 000 кусков сырья. В том же месяце на фабрике случались простои производства до двух часов в день, всего за месяц простои составили 26 часов.

 



С началом Великой Отечественной войны фабрика продолжила работать в своем штатном режиме. Однако в 1942 году основное производство фабрики было законсервировано. Консервация длилась вплоть до 1946 года. В цехах начали изготовлять рукавицы, носки и портянки для фронта.

 



В этот период директором Ростокинской красильно-апперетурной фабрики была Евдокия Викторовна Виноградова – знаменитая Дуся Виноградова, инициатор «виноградовского движения» (стахановского движения многостаночниц в текстильной промышленности), в 1930-е годы – символ «нового человека», «первая работница Советской страны» и даже «Miss U.S.S.R.»!
Евдокия Викторовна родилась 1 августа 1914 года в селе Вичуга Иваново-Вознесенской губернии в семье рабочего. Окончив школу ФЗО, поступила работать ткачихой на вичугскую текстильную фабрику им. Ногина. В 1927 году на её предприятии начали монтировать ткацкие станки-автоматы системы "нортроп", норма обслуживания на которых для ткачихи была установлена в 12-24 станка. В 1934 году стала сменщицей А.Болдыревой, одной из первых в СССР перешедшей на сверхтиповое уплотнение в 48 станков. В начале 1935 года А.Болдырева и Е.Виноградова обслуживали уже 52 станка. Это позволило им занять первое место в соцсоревновании по Ивановской области среди ткачих-многостаночниц.
С мая 1935 года Евдокия Виноградова стала обслуживать уже 70 станков. Это было рекордное уплотнение в СССР. Рекордное обслуживание станков в СССР по воле руководства фабрики в течение четырёх месяцев держалось в тайне. Это объяснялось стремлением всё взвесить, перепроверить, выявить и ликвидировать слабые места. Но после рекорда Алексея Стаханова 31 августа 1935 года и публикации в "Правде" от 6 сентября 1935 года статьи "Советские богатыри" (о трудовом достижении Стаханова и Дюканова) информация о рекорде поступила в печать. 12 сентября отраслевая газета "Лёгкая индустрия" впервые сообщила о всесоюзном рекорде обслуживания ткацких станков, достигнутом на вичугской фабрике им. Ногина. С этого момента начался звёздный взлёт ткачих Дуси и Маруси Виноградовых – помощницей Евдокии к тому времени стала ее однофамилица.
С октября 1935 года ткачихи Виноградовы обслуживали сначала 100 станков, затем 148, а с ноября 1935 по июль 1936 года - 216 станков. В январе 1936 года Е.В. Виноградова была награждена орденом Ленина.
В 1938 году Виноградовы на фабрике им. Ногина установили новый рекорд - обслуживание 284 станков, который в дальнейшем в течение 18 лет повторяли другие ткачихи. В 1940 году режиссёр Г.Александров снял художественный фильм "Светлый путь", прототипом главной героини которого стала Е.В.Виноградова (в фильме её играет Любовь Орлова).

 


В 1936 – 1941 годах Е.В. Виноградова училась в Промышленной Академии в Москве. В 1941 году её назначили начальником отдела технического контроля на родную фабрику им. Ногина в Вичуге. Однако с началом войны Е.В. Виноградова была направлена заместителем главного инженера на фабрику в Ташкенте. С сентября 1942 года Евдокия Викторовна в Москве – сначала заместитель директора Семёновской красильно-отделочной фабрики, затем – директор Ростокинской красильно-апперетурной фабрики. Именно под ее началом ростокинцы начали трудиться на фабрике, выпуская продукция для нужд фронта, чем также принесли немалую пользу, вложив свой труд в общее дело разгрома немецких захватчиков.

В послевоенные годы на Ростокинской камвольно-отделочной фабрике трудилась нормировщица Наталья Трофимовна Самойлович – человек удивительной судьбы и силы воли. Уйдя в августе 1941 года добровольцем на фронт, Наталья была зачислена в диверсионно-разведывательную группу Западного фронта, командиром которой являлся ярославский комсомолец Борис Крайнов. В эту же группу входила девушка, чье имя и подвиг потом станут известны всей стране – Зоя Космодемьянская.

 



В начале ноября 1941 года отряд, выполнив задание в немецком тылу, стал выходить на позиции наших войск. Для этого нужно было перебраться через реку Нара. Лед был еще тонок, да вдобавок неожиданно пошел сильный дождь.
– Мы, девчата, – вспоминала Лида Булгина, также состоявшая в группе, – стали просить у ко¬мандира лодку, так как у Наташи Самойлович была ранена рука, а Воронина Аня не умела плавать. Лодку найти не удалось. Начали плести из прутьев маты, чтобы положить их на лед. Из этой затеи ничего не вышло – маты тонули. Когда ломали в лесу кусты, подня¬ли шум. Со стороны наших войск группу обстреляли из пулемета. Обнаружил нас и противник. Два бойца под огнем стали прорубать лед, чтобы можно было пуститься вплавь. Наташа Самойлович, при¬земистая, курносая девушка, обратилась к подругам: «Поплывем!» И вот разделись на снегу, белье связали в плащ-палатку. Бросились в воду. Холод пронизывал все тело, ноги сводило... Наташа Самойло¬вич гребла одной рукой, то и дело погружаясь в воду с головой. Пер¬вые перебравшиеся бойцы подали нам шесты. Так мы выбрались к своим.
После излечения в госпитале Наталью Самойлович направили в Действующую армию – медицинской сестрой 54-го отдельного медико-санитарного батальона 48-й гвардейской стрелковой дивизии. За самоотверженный труд по уходу за ранеными старшина медицинской службы Н.Т. Самойлович была награждена медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. 13 августа 1944 года во время боев в родной Белоруссии Наталья Трофимовна, находясь на дежурстве в медсанбате, была тяжело ранена: у нее оказались перебиты ноги и поврежден позвоночник. С фронта она вернулась инвалидом; девушке грозило медленное угасание. Но она так же решительно, как бросилась когда-то в ледя¬ную Нару, начала борьбу с болезнью.
– Много раз я твердила себе, что нельзя сидеть без дела! – рассказывала она писателю Евгению Савинову. – Я стала надомницей, вязала кофточ¬ки для артели и старалась забыть о недуге. Затем ко мне при¬шли с камвольной фабрики и предложили работу нормиров¬щицы. Несмотря на костыли, я пошла в цех. А сейчас, как ви¬дите, вполне здорова, имею детей.
Пример жизни Натальи Трофимовны полезен каждому из нас – всегда идти до конца, идти к победе на врагом и над собой, над своими слабостями, не покоряться обстоятельствам, а стараться принести как можно больше пользы ради процветания нашей страны.



Литература.
1. Виноградова М.И. Наш метод работы. - Иваново, 1935.
2. История Москвы. Т. 6. – М.: издательство АН СССР, 1957 г.
3. Савинов Е. В их отряде сражалась Зоя. – Литературная газета от 11.12.1956 г.
4. Хлопчатобумажный комбинат им. В.П.Ногина. Овеянные славой Виноградовы и другие. - М., 1936.
5. ЦА ФСБ России. ф. 2, оп. 5, д. 65, л. 27 29. Копия.
6. ЦАМО, ф. 33, оп. 686044, д. 2973
7. ЦАМО, ф. 33, оп. 690155, д. 779


Рецензии