Решили сэкономить!
Да что и говорить, люди одарённые и талантливые, сделавшие поистине важные открытия для мира, всегда жили скромно, если не сказать бедно.
Взять хотя бы англичанина Исаака Ньютона из обедневшей фермерской семьи, который учился на бюджетной основе для неимущих студентов в Кембридже. Где и защитил диссертацию, преподавал и сделал свои самые известные открытия.
Почти всю жизнь он прожил в общежитии для студентов. Занятый наукой, не имел даже возможности создать семью. Да и заработок профессора не позволял снять достойное жильё и содержать семью. Открытия его тогда не были интересны финансовым магнатам.
В отличие от Чарльза Дарвина, научные работы о естественном отборе которого пришлись вовремя и по вкусу богатым колонизаторам, которые и финансировали его. У Дарвина было 10 детей и свой особняк в пригороде Лондона.
Кто-то не захочет со мной согласиться, но наука и успешность в деньгах - две несовместимые вещи. И об этом моя история, простая и даже курьёзная.
* * *
Мало того, что Леонид и Николай были бывшими сокурсниками, они были ещё и соавторами многих научных гипотез и открытий. Оба после Университета остались на научной работе. Тогда как в начале девяностых многие выпускники либо "нырнули" в бизнес, либо уехали искать счастье и успешность в другие страны.
Но для них, как и для многих оставшихся на Родине учёных, которые не искали тёплого места под солнцем, ни о какой эмиграции речи не могло идти. Это настоящие учёные, открытия которых сегодня известны во всём мире.
Оба они рано защитили докторские диссертации и возглавили кафедры. В семейной жизни им тоже повезло.
У Леонида была вторая семья, в первой дети выросли, разъехались. Второй женой стала его бывшая аспирантка, с которой был общий круг интересов. На этой почве брак с первой женой и распался. Надо отдать должное, что ни первая, ни вторая жёны на материальном не зацикливались. Жили, как получалось.
У Николая вообще жена была его бывшей однокурсницей, и тоже преподавала. Дочь с мужем закончили аспирантуру и уехали в Сибирь. Там мужу предложили заведование лабораторией и интересную тему.
Поскольку открытия Леонида и Николая имеют международное значение, им приходится часто ездить на симпозиумы. Конечно, жить там приходится на скудные командировочные, а потому экономить на всём.
Но их это не пугает, главное - общение с коллегами и оппонентами, поиски новых решений.
Так случилось, что и в тот раз в поездке по Китаю им пришлось искать отель подешевле. Три дня пребывания в Шанхае приходились как раз на какой-то местный праздник, все более-менее недорогие отели были заняты. Пришлось заказать двухместный номер на двоих. Проживание в двух двухместных номерах им было не по карману.
Полёт прошёл успешно, разместились в отеле к вечеру, и Николай пошёл в ванную, принять с дороги душ. Леонид тоже разделся до трусов, ожидая, когда душ освободит Николай.
В этот момент в дверь постучали, на предложение войти вошла горничная. Китаянка приятной внешности, с дежурной улыбкой на устах спросила, не нуждаются ли господа в чём-либо.
Из душа вышел Николай, обёрнутый полотенцем и с мокрыми волосами. Смущённая горничная не ожидала двух постояльцев-мужчин в одном номере, и спросила по-английски:
- You brosers (вы братья)?
- We are friends (мы друзья), - поспешил ответить Леонид.
Горничная изменилась в лице, глаза вылезли из орбит, а дежурная улыбка превратилась в гримасу. Она знала, что в данном номере будут проживать учёные, приехавшие на международный симпозиум. А к науке в Китае с древности относятся серьёзно. Всё остальное, видимо, дорисовало её воображение.
Горничная удалилась, а Леонид с Николаем ещё долго пререкались:
- Леонид, ты вообще подумал, прежде чем сказать? - упрекнул друга Николай.
- А что такого я сказал? Мы же не братья! - удивился Леонид.
- Да в её глазах только что рухнул идеал науки, можно сказать, - продолжал возмущаться Николай.
Леонид не сразу понял, о чём ему намекал давний друг.
- Ах, ты вот о чём! - наконец дошло до Леонида. - А наука при чём?
- Может, в глазах этой китаянки упал имидж всей мировой науки! А ты туда же!
Все три дня при встрече с учёными в коридоре горничная робко опускала глаза и зажималась. Но как было ей объяснить, что они руководствовались лишь соображениями экономии!
По приезде домой Леонид и Николай рассказали жёнам историю, в какое неловкое положение два великовозрастных профессора поставили себя, сэкономив на гостинице. Эта история получила огласку, и дошла до друзей и знакомых.
Главное, что наука не пострадала! Пока!
Свидетельство о публикации №215012800009