Средняя школа 269

1 сентября 1935 года дети Ростокинского района впервые пришли в новое  здание школы № 269.
– На этом месте, – сказал ученикам первый директор школы  Борис Ефимович Певзнер, –  была свалка. 27 марта вырыли первый котлован и за сто пятьдесят дней выстроили школу. Вот она, перед вами: приходите и учитесь.
Кирпичное многоэтажное строение было видно издалека среди деревянных построек бывшего села. В школу ходили ребята из сел Ростокино, Леоново, Свиблово, Владыкино, Медведково, с платформы «Яуза». В начальных классах было по 45 человек, пятых классов было семь. Сначала школа была восьмилетней, в ней учились и мальчики, и девочки. Потом школа стала чисто мужской, затем – чисто женской. В школе не только занимались на уроках, но и посещали разные кружки.

Во время Великой Отечественной войны в школе разместился госпиталь войск ПВО, а дети перешли учиться в соседнюю школу № 608 (до недавнего времени – школа № 10 на Ростокинской улице). В госпитале находились только тяжело раненые бойцы, часто с ампутированными конечностями. Учителя и ученики помогали медперсоналу госпиталя ухаживать за ранеными солдатами. За время существования в здании школы госпиталя (с 4 ноября 1941 года по 15 октября 1946 года) было вылечено более 2,5 тысяч солдат и офицеров Красной Армии. Но школьники помогали не только уходом за ранеными. С началом войны некоторые старшеклассники с учителями ушли в тыловое ополчение: они рыли окопы и противотанковые рвы на рубежах обороны столицы. Даже директор школы Антонина Ивановна Покорная вместе с учениками участвовала в оборонительных работах под Москвой.

30 июня 1941 года был издан приказ об эвакуации детей за город. Учителя с учениками старших классов перевозили малышей (на 100 учеников полагалось 3 учителя для присмотра) в подмосковные села и деревни, пионерские лагеря и санатории. У большинства детей не было ни еды, ни постелей. Родителей не отпускали с работы, и заботу о детях на себя взяли педагоги.
Многие ученики школы не вернулись с фронта. Владимир Тобольцев – разведчик партизанского отряда № 14, был выброшен в тыл врага в мае 1942 года для заполнения задания штаба Западного фронта. Погиб в июле 1942 года  при выполнении задания в д. Пустошь в Белоруссии – был убит местным полицаем.

 




Сержант Владимир Борисов воевал в должности командира отделения 525-го стрелкового полка знаменитой 171-й стрелковой дивизии, бравшей штурмом Рейхстаг. Погиб в бою 23 августа 1943 года в Новгородской области.
Валентина Аксенова, которую в школе называли «Самурай» из-за узкого разреза глаз, была санитаркой в 271 стрелковой дивизии. Погибла в бою 31 августа 1943 года в Ростовской области.
Сергей Москаленко – гвардии младший лейтенант, командир взвода 89-й гвардейской стрелковой дивизии. Погиб в жестоких боях на Курской дуге в июле 1943 года.
Красноармеец Вячеслав Харчуткин служил в 52-м запасном артиллерийском полку на Калининском фронте. Пропал без вести в январе 1944 года.
Красноармеец 634-го отдельного автотранспортного батальона 14-й армии Валентин Волков пропал без вести в сентябре 1942 года на севере страны.
Не вернулись с войны связистка Надя Свинич, Юра Кантин, Валентин Полетаев, летчик Саша Горбачев.
Выпускник 269-й школы Лев Копылов в 1939 году поступил в военное училище. Во время войны – гвардии лейтенант, командир батареи 228-го гвардейского гаубичного полка 2-й артиллерийской дивизии. Во время ожесточенных боев летом 1944 года в Прибалтике батарея лейтенанта Копылова действовала на прямой наводке в боевых порядках пехоты. 26 июля в бою у деревни Ермаки немцы бросились в контратаку при поддержке САУ «Фердинанд», наша пехота дрогнула и стала отступать. Тогда Лев Копылов приказал батарее рассредоточить орудия на высоте и не дать немцам перейти в наступление. Один на один батарея осталась сражаться с батальоном противника. В первые часы боя герои-артиллеристы уничтожили роту немцев, но фашисты продолжали упорно наступать на высоту, пытаясь окружить ее. Применив «психическую атаку», наступая в полный рост, немецкой пехоте удалось подобраться к позиции батареи на 30-40 шагов, но тут гитлеровцы были встречены дружным автоматным и винтовочным огнем и вынуждены были отступить вновь. Видя, что силой пехоты упорство наших артиллеристов не сломить, немцы вызвали из глубины своей обороны огонь артиллерии. Во время этого артналета командира батареи Копылова и ранило осколком снаряда, но мужественный офицер продолжил руководить боем, пока наша пехота не восстановила линию фронта. За день боя батарея лейтенанта Копылова разрушила немецкую землянку, подавила минометную батарею противника, 2 пулеметные точки и отбила 4 контратаки! Когда немцы бросились в бегство и наша пехота пошла в наступление, бойцы батареи попытались спасти своего командира, истекающего кровью. Но даже до санроты добежать не успели – герой-офицер скончался у них на руках от потери крови. Ценой своей жизни гвардии лейтенант Лев Копылов остановил продвижение противника и позволил нашим войскам перейти в успешное наступление. За этот подвиг Лев Николаевич Копылов посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Двое из выпускников школы в годы Великой Отечественной войны были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это заместитель командира эскадрильи 504-го штурмового авиаполка лейтенант Иван Архипович Докукин и командир пулеметного расчета 172-го гвардейского Краснознаменного стрелкового полка гвардии старший сержант Геннадий Сергеевич Турунов. Сейчас на фасаде школы находится мемориальная доска с именами героев. В советское время пионерская организация школы носила имя И.А. Докукина; именем Ивана Архиповича названа улица в районе Ростокино.

 



В 1943 году часть школы была снова открыта для учеников – госпиталь потеснился. Сначала приходилось учиться в три смены по 43 ученика в классе, а в 1946 году все пришло в норму, так как госпиталь перевели.
С фронта вернулись воевавшие педагоги. Полина Дмитриевна Заморина, учитель начальных классов, сражалась в морской пехоте. Учитель-словесник Иван Гущин был ранен, но все равно продолжил учить детей и основал школьный литературный кружок. Воевали и учитель химии Арсений Власович Дорофеев, и учитель литературы Дмитрий Федорович Троицкий, и математик Андрей Алексеевич Барсов. Каждый из учителей явился лучшим примеров, воспитав достойных граждан своей страны, настоящих патриотов, в тяжелое время вставших на защиту Родины и не пожалевших своего здоровья и своих жизней ради процветания будущих поколений.



 





 

Литература.
1. Историческая справка о ЦО № 1499
2. Останкинский ОВК, оп. 1959, д. 84
3. ЦАМО, ф. 33, оп. 11458, д. 348
4. ЦАМО, ф. 33, оп. 690655, д. 7540
5. ЦАМО, ф. 58, оп. 977521, дд. 11, 503, 534
6. ЦАМО, ф. 58, оп. 18001, дд. 660, 664, 937


Рецензии