Вытереть ноги о Чёрный квадрат



Отдышались немного, и старший налил чаю, себе и молодому. Опять по раздевалке поплыл аромат луговых трав. Младший напомнил старшему:

    – Ты не забыл, Вадим Сергеич – за тобой рисунок на тему моностиха Брюсова.

    – Помню, мой молодой друг. Теперь включай воображение и слушай…Бледные ноги будут на фоне…чёрного квадрата…коленки прикрыты рубищем…бахрома тоже чёрная…для пущей загадочности. Если ноги будут кривые и волосатые, то это мужские ноги…А если белые, стройные, с эпиляцией, то, сам понимаешь, это будут женские ножки…Можно нарисовать стройные, белые, слегка волосатые ноги…и это будет непонятно, чьи ноги…бывают и у юношей стройные ноги…так и сделаем…

    – А чёрный квадрат зачем? – перебил молодой.

    – Для контраста. И…для страсти по Малевичу…Полотно в Эрмитаже видели несколько сот человек, зато стоимость в миллион долларов знают все…Такая цена запоминается…У некоторых перед картиной слюнки текут…хотя они не понимают, зачем нужно рисовать «полное затмение солнца», если можно сфотографировать через телескоп…

Молодой внимательно слушал, потом вскочил и прошёлся по раздевалке туда-сюда…Старший замолчал, проследил, как тот перемещается между шкафчиков.

    – Ты чего, дружище? – спросил он.

    – Сейчас, сейчас…А если так подать Брюсова вместе с Малевичем:

Ты помой свои бледные ноги
И поставь их на «Чёрный квадрат».
Отдохни немного с дороги,
Символист ведь художнику брат.

    – Ну, как, Вадим Сергеич? – спросил он, остановившись напротив художника.

 Тот поднял руку с оттопыренным большим пальцем:

    – Во! Твои стихи прекрасно совместятся с моей иллюстрацией…Только надо бы их продолжить…У тебя Малевич приглашает усталого Брюсова вытереть ноги о свой «Чёрный квадрат»…Нормально, они жили в одно время, теоретически вполне могли встретиться.

    –Да, да, конечно могли!...Теперь Брюсов должен ответить что-то на великодушное приглашение Малевича…Надо дальше сочинять…чтобы получился диалог…высокая поэзия сливается с супрематическим искусством…у них много общего – и те, другие ставят новое искусство выше пошлой реальности…

Поэт возбудился, говорил громко, почти кричал. Пенсионеры прекратили разговоры о политике и с удивлением взирали на оратора. Некоторые крутили пальцем у виска – дескать, чудак какой-то объявился.

Художник предложил сходить в парилку. Они ушли, обсуждая на ходу творческие зигзаги неожиданно нагрянувшего вдохновения.

 Ветераны труда и войны строили предположения: кто они – писатели, художники или артисты? Высказавшись со своими версиями, они вновь перешли на критику правительства и к повышению пенсий.

Свободные художники вернулись из парилки изрядно покрасневшие и запыхавшиеся. Опять пили ароматный чай из объёмистого термоса и подводили итоги: парилка сегодня удалась.

О творческом диалоге первым вспомнил молодой:

    – Я вспомнил, Вадим Сергеевич, вспомнил кое-что…Они, конечно же, могли встретиться, но это же два самовлюблённых типа…классики, гении…особенно Брюсов – он так и написал в дневнике: «Юность моя – юность гения». К тому же он ещё и наркотой баловался…Нет, два гения на одном квадрате не сойдутся…

    – Так разведи их к чертям собачьим! Конечно, не уживутся…Не то, что на одном квадрате, даже в одном туалете на соседних унитазах не сядут, – посоветовал старший.

    – Да я так и сделал. Вот послушай, как заносчивый Брюсов отвечает Малевичу:

Я не буду мыть бледные ноги,
Мне не нужен ваш «Чёрный квадрат».
Да, устал я немного с дороги,
Только вряд ли Малевич мне брат.

    – Прекрасно, мой друг! Сошлись на минуту, обменялись ехидными мнениями и разошлись, как молния на брюках…Сойдёт за пародию…шутка поэта…Эти гении шутили над нами, выдавая бледные ноги и чёрные квадраты за шедевры высокого искусства. Так почему бы нам не пошутить над ними?

    – А что, Вадим Сергеич? Возьму и включу в свой новый сборник стихов…Только надо немного подработать…

    – И добавь побольше ехидства…пусть умоются поклонники модернизма…Иллюстрации и обложку я тебе сделаю. Когда будет готов сборник?

    – Месяца через два.

    – Как закончишь, приноси. Я тебе бесплатно всю отделку сделаю.

    – Спасибо, Вадим Сергеевич…

    – Пока что не за что. Работай…

Они ушли мыться, а три оставшихся в раздевалке пенсионера принялись выяснять, что это такое – чёрные ноги и бледный квадрат, о которых так страстно говорили здесь эти два чудака. Пришли к выводу, что это они о чём-то своём трындели. Артисты, наверное…Интеллигенция.

    – Все мы артисты, – подвёл итог обсуждения седобородый ветеран, сидевший с краю, у входа в раздевалку.

    – А ноги надо мыть всем – и артистам, и дантистам, – добавил другой пенсионер.

    – Ну, тогда пошли париться, – сказал третий, и вся троица весело двинулась в парилку.


Рецензии