Сергей Параджанов -homo ludens - человек играющий

   В жизни Параджанова - увлекательной, провокационной и порой опасной - было много хаотичного, но в образе мышления - никогда! Всё, что он придумывал или советовал, поражало своей новизной.

   Нелли Георгиевна Долидзе, редактор и сценарист документальных и научно-популярных фильмов, очень дружила с Сергеем Параджановым. Она вспоминает, что он очень любил дарить. То колечко с камушком на палец наденет, то ожерелье на шею. Она возвращала дорогие подарки, уверяя его, что не любит украшения. Он возмущался. обзывая её дурой, а потом сообщал, что украшения эти уже подарил достойным особам.


   Но однажды Параджанов подарил ей новогодний вечер, который она запомнила на всю жизнь. Был канун Нового года. Муж запаздывал, дети - у соседей на ёлке. Стол накрыт. К 12-ти часам все должны собраться, но пока хозяйка одна. Вдруг раздаётся звонок в дверь. Нелли Георгиевна бежит, открывает дверь и... застывает. Перед ней карлик в длинном, до пола, халате и чалме с павлиньим пером. Рядом - голубоглазый богатырь со светлой бородой и огромным подносом в руках. Карлик что-то радостно лепечет и визжит, а богатырь стоит молча, как изваяние.

   Наконец, карлик подталкивает богатыря, и тот с поклоном протягивает ей поднос, полный восточных сладостей и фруктов. Хозяйка растерялась, стала мотать головой, что-то бормотать, мол, не ошиблись ли дверью? И вдруг слышит знакомый голос:
  - Ну, бери же, бери! Жалко парня, поднос тяжёлый!
   "Карлик" встаёт с колен, срывает усы, кусок бороды и превращается в Сергея.
   Скоро пришли домочадцы и с изумлением воззрились на красовавшийся в середине стола огромный поднос с яствами.

   
   Летом 1986 года в Тбилиси приехал   Марчелло Мастрояни. Наслышанный о Параджанове, он первым долго зашёл к нему. Пришёл он поздно, после спектакля театра им. Руставели и, естественно, угощения. Было уже около полуночи. Сергей с друзьями ждали гостя с накрытым столом, сюрпризами и подарками. 


   Мастрояни, уставший, через мгновенье включился в параджановский карнавал. Параджанов был облачён в причудливый костюм, рассказывал какие-то байки, сопровождая их соответствующими жестами. Марчелло умолял отпустить его в гостиницу, но веселье продолжилось до трёх часов ночи. Лето. Жара. Все спят с открытыми окнами.


   Наконец Параджанов идёт провожать гостя. Неожиданно Сергей останавливается у открытого окна на уровне тротуара и стучит в ставень. Все пытались его остановить, но это невозможно. Если он что-то задумал, спорить с ним бесполезно. Наконец зажёгся свет и в окне появилась голова - седые волосы в ржавых бигудях. Старушка узнала Сергея и стала ворчать что-то о безобразной манере будить порядочных людей среди ночи по всяким глупостям. И тут Сергей произносит:
  - Маргарита, вот  ты спишь, так и мечту свою проспишь! О чём ты мечтаешь? Ты же мечтала увидеть Мастрояни. Вот он перед тобой! Живой, настоящий!
   В то время в городе во всех кинотеатрах демонстрировали "Брак по- итальянски", и зрители бредили этим артистом.


   Маргарита сперва рассердилась нелепой шутке и даже попыталась закрыть окно. Затем, вглядевшись, онемела, а потом издала такой вопль, что разбудила всю улицу. Сдирая бигуди, она  стала накрывать на стол прямо на уличной лавке. И тут началось такое! Кто-то притащил огромный штоф с молодым кахетинским вином,  кто-те всякую еду, столы, стулья. Затянули застольную песню в пять голосов. Люди в окнах подхватили её. Гуляла вся улица.


   В 1988 году двух "бывших негодяев"  - Сергея Параджанова и Отара Иоселиани- пригласили в Роттердам на триумфальный слёт  лучших мастеров кино под девизом - "Режиссёры 21 века".


   Здесь все чествовались и отвечали на английском, а Параджанов языка не зал. Но два слова по-английски гости праздника от Сергея по-английски услышали. Правда, не устных, а письменных.
   На торжественный раут следовало явиться в чёрном смокинге, Все, конечно, явились. Смокинга у Параджанова не было и надо было как-нибудь выкрутиться. И он выкрутился!
   Представьте себе торжественную реку белых сорочек и чёрных смокингов. Посреди этой чёрно-белой реки красуется в чём приехал Параджанов - в единственном числе.
   Но, соблюдая приличия, он нацепил на шею дощечку, где красиво вывел два английских слова: -  No smoking!
   В этом весь Параджанов!

   Вспоминает режиссёр и продюссер Александр Зельдович...
   Впрочем, об этом позже.
 
 


   


Рецензии