РИТМ

Она сидела на стуле у входа в полумраке и очень медленно расстегивала пуговицы длинного пальто.  Тусклая настольная лампа, круглый стол, односпальная кровать,  два стула - обычная московская гостиница класса ниже среднего. На незатейливой скатерти стола, за которым сидел полубоком к дверям с отрешенным лицом мужчина – бутылка коньяка «Кутузов», рюмка и блюдце с порезанным на кольца лимоном.
- Как тебя зовут?
- Анечка… а…
- Аааанечка??? Хм…Что ж не Анжелика-то?,- он это даже не спросил, а так с сарказмом пробормотал чуть слышно, тут же забыв ее имя,  понимая, что это ее псевдоним, и выпил залпом рюмку коньяка…
-  … А вы дядя Саша?, - осторожно спросила девушка.
Мужчина на секунду замер. Резкая догадка острой спицей пронзила основание черепа.
- Анечка???!!!, - теперь он вскрикнул, поперхнувшись спиртным, и уставился на нее. Лицо его на миг обезобразила мина виноватого ужаса.
Вот так бывает с нашей памятью, странной матрицей, которую никак не разгадают ученые умы, когда вдруг в памяти всплывает, например, частица стиха, и ты даже не помнишь, откуда этот стих, кто автор, когда ты его учил,  продолжения и начала, ты просто веришь, раз он всплыл, значит когда-то ты его слышал или читал…. Так случилось и с ним.  Александр вдруг узнал эту девочку, и многое вспомнил, что с ней связано. Встретил бы он ее на улице то, скорее, даже не обратил бы внимания на знакомые черты лица, ну мало ли похожих друг на друга людей. А тут как молния ударила в его память, мгновенно, выхватив из матрицы нужный файл, и моментально развернув его в области сознания. И охватив этот файл вначале внутренним взглядом, он теперь пытался распознать информацию в этой папке памяти более подробно.
Они не виделись больше семи лет. Хотя лучше было бы сказать, что виделись в последний раз больше семи лет назад.
 - А я вас сразу узнала, - она расстегнула последнею пуговицу на пальто.
- Постой, не раздевайся… Точней пальто-то снимай… Ну ты же понимаешь, что между нами ни чего не будет?... Сколько же тебе лет?
Он сморщил лоб, делая вид, что считает, но мысли уводили его в вспоминания, которые проносились перед глазами старым черно-белым кино. Александр сейчас смотрел на Аню как-то со стороны, одновременно видя себя с ней и нынешних и тех,  которыми они были семь лет назад… Как будто смотрел в прошлое, почему-то черно-белое...  Почему черно-белое? Он пытался раскрасить картинку в памяти, но тщетно, и смирился с этим: достаточно того, что вспомнил и это уже не было чем-то особенным, требующим внимания…
Она повесила пальто на спинку стула и села, как маленькая девочка на утреннике, фотографируясь на общую фотографию, выпрямив спинку и сложив ручки на коленях.
- 23… почти 24.
- Почему так?... Ты же была…,- он споткнулся на полуслове, поняв, что не знает, что сказать, и задумавшись, продолжал смотреть черно-белый фильм теперь уже их из общего прошлого.
 
- А какая я была, дядя Саш?
- Не такой, как все что ли… Необычной. Я вот не помню ни одной твоей подруги, друзей, а тебя помню, причем хорошо так…правда маленькой…
- Какой необычной?
- Ну, как объяснить-то? Ты как-то сама по себе была, что ли… не формальной..
- Неформалкой?
- Нееет. А может, да, так у вас это называлось. Со своей изюминкой. Помнишь? Все – на дискотеку, а ты с наушниками и магнитофоном на крышу?...
Он залпом выпил еще рюмку коньяка, и стал расхаживать по комнате, жестикулируя одной рукой, помогая рождаться словам. Воспоминания прыгали в голове, как неуправляемые дикие кони, цеплялись друг за друга, запутывались и он стал даже сомневаться в них, а не выдумка ли это его воображения.
- Все.. курить, а ты во двор на качелях качаться… Или это, помнишь, как ты на лыжах по двору каталась?
- Да,- она засмеялась, что-то вспомнив.
- Все же все девочки на коньки… как-то,… а ты на эти… - лыжи. Да, а еще ты одевалась совсем  необычно. Я вот почему-то не помню, какая тогда была стадная мода, помню, что ты отличалась… а в чем не помню…
В возникшей паузе, он остановился, и рассмотрел девушку. Как поразительно она изменилась!....Точнее почти не изменившись внешне, что-то внутри ее неуловимо переменилось, сделав совсем другой.
- А вот вы совсем не изменились, дядя Саша!,- сказала Аня, как будто угадав Мысли Александра.
- Да???.... А я какой был?
- Добрый и сильный!... Это же только Вы меня Анечкой называли еще с первого класса.
- Почему только я? Тебя все так звали…
- Нет, только вы и мама…
- Да?...
Он опять прокрутил в памяти черно-белую пленку. Но там, где эта девочка пребывала еще ребенком, пленка была засвечена, он видел только мало узнаваемый силуэт шустрой маленькой непоседы. Всплывали лишь редкие кадры -  когда он ей дарил конфеты или когда они сталкивались на лестничной площадке.
- А вы ведь тоже любили на крышу залезать, да? Помните, вы мне там карандаши подарили?
- Помню… да, точно!!! У тебя же очень хорошо получалось рисовать в детстве…
- Мне уже тогда пятнадцать было, я не рисовала…
Вот тут черно-белое кино его прошлого стало принимать более четкое очертание. Он отчетливо вспомнил коробку с карандашами. И вместе с этой незамысловатой коробочкой появился цвет. Мысленно приоткрыв ее, Александр увидел разноцветные палочки. И то, что стоит с ней на крыше. И город. И крохотных людей внизу… И машины, кажущиеся сверху как и люди – игрушечными…Красные, белые, синие… И голубей. Ведь тогда они тоже были,  собирались в свои кучки на их крыше, ворковали, хохлились. Это сейчас их нет, по непонятной ему причине, впрочем, он никогда об этом не задумывался, просто не замечал, что птицы исчезли. И девочку, что  стояла перед ним, улыбаясь, протягивая руки за карандашами, чуть слышно благодаря за подарок. Она была в полосатом шарфе, и Александр отчетливо различал разноцветные полоски на нем. Где она раздобыла этот шарф, который тогда казался таким старомодным? И почему он на ней был в мае? Сам он стоял в футболке, смешных трениках и тапках на босу ногу. И смотрел на нее по другому, как на ребенка, но уже взрослого, которого он также воспитывал, как эта крыша, двор, голуби. Ему хотелось верить, что, когда эта девочка потом, далеко потом, когда устроит свою жизнь и может станет знаменитым художником, или дизайнером, да не важно кем, она поймет, что такой стала, потому что ее хорошо воспитала мама, и что как-то на нее повлиял и он, и эта крыша, и даже голуби, которых теперь нет. Что все в ее детстве  было важным. И даже эти короткие встречи на крыше с редкими разговорами.
- Вы меня почти не замечали, дядь Саш… лет до четырнадцати,-  она улыбнулась.
- Почему не замечал, я тебе конфеты дарил,… а в лифте, помнишь, всегда твой этаж набирал, и мы ехали сначала к тебе на восьмой, а потом я спускался пешком на свой – пятый…
Хотя с чего это он все придумал? Это хотелось ему, чтоб так было! Но… если бы она добилась успеха в жизни. А если бы не добилась? Надо было ли ему этого желать? И тогда он верил, что она добьется. А теперь?
Он снова заходил по комнате, размахивая рукой:
- Я вспомнил, почему ты другая… была. Это я в тебе видел необычность. Это мне казалось, что ты одевалась не как все, мне нравились твои рисунки, не то что ты рисовала, а то, как ты это рисовала. Помнишь рисунок нашего двора?
- Помню, я его вам и подарила на день рождения. Он вам нравился.
- Да, верно. Так вот, если я и представляю теперь наш двор, когда нахожусь далеко от дома, то я его всегда представляю, как у тебя на том рисунке… А ведь ни когда не думал, почему так. А теперь понимаю, что ты тогда маленькой девочкой нарисовала наш двор вот точно так же, как и я бы его нарисовал, если бы умел, понимаешь?...
- Нет.
- Понимаешь, я в тебе видел, как это… харизму что ли. Не знаю, почему, может, вот из-за твоей, вот этой непонятной необычности…
- Я помню.
- Что помнишь?
- Про харизму. Я и решила уехать в Москву, после того, как вы мне это сказали…
- Насколько я помню, ты всегда хотела в Москву.
- Хотела, а потом вы мне это сказали, и я решилась… И уехала…. Дядь Саш, а расскажите опять?
- Что опять, рассказать?
- Что такое  харизма.
Он на мгновение задумался. Присел, налил рюмку, выпил, жадно закусив лимоном. Кровь горячил напиток, разбегаясь по венам, артериям и аортам. Множество мыслей стучались в ворота сознания, и он решал какую пустить первой.
- Харизма…. Харизматичный человек… или личность? Вот прилагательное мне не нравится, сам не понимаю его в словосочетании «харизматичная личность», а вот слово
«харизма» мне импонирует… красивое такое слово. И как тебе объяснить?... Давай на примере. Вот кто обладал харизмой, мощной такой… ну, например, Высоцкий! Ты знаешь такого?
- Ну конечно.
- Вот. Талантище!! Это не ваша  попса, под которую вы орете, как полоумные, ааааа…,- он изобразил орущего фаната,-  …а сами, даже, зачастую не понимаете о чем песня. Да может слова-то знаете, но не понимаете их, значений слов. Я вас не ругаю, время другое, многое я уже, может, не понимаю, но мне и не интересно понимать, разумеешь? А Высоцкий… На него толпы людей ходили, думающих людей.  Они его слушали, и понимали, о чем он поет. Да что там поет! Он, когда просто рассказывает о себе, ты даже это с жадностью внимаешь. Ты слышала его? Он заставлял людей верить в себя и себе, но заставлял не потому что это была его цель, нееее, он заставлял их верить… своим талантом… харизмой, понимаешь? Он.. Он был необычным человеком, просто сносящей наповал этим своим даром…Вот. Есть такие люди, они задают некий ритм изнутри, который им в свою очередь задает их харизма и человек живет в этом ритме. А другие прислушиваются, понимаешь? И слышат, видят этот его ритм и тянутся к нему, верят ему. А он никого за собой не тянет, нет у него цели корыстной в жизни, это его харизма увлекает других людей, помогает им. И он, не знает, что он кому-то приходит на выручку, что кого-то ведет за собой, а кого-то направляет в нужное русло..  Он просто живет так, понимаешь?
Александр сник. Он все равно пришел к печальному концу и не мог его не сказать. Еще немного покружив по комнате, он снова сел за стол в ту же позу, в которой сидел, когда пришла она к нему в номер, и так же налил очередную рюмку коньяка «Кутузов».
- Вот только ломают таких людей. Толпа. Толпа быдла… тупого, завистливого быдла. У них нет ни капли харизмы, они мечутся из стороны в сторону и собираются в толпу, которой не важно кого растоптать… Только делают это по разному, лестью, обманом, силой, чем-то еще, не важно. Важен только конечный результат – растоптать…
Его прервал Анин мобильный, резко всколыхнувший своим звуком нависшую над ними напряженность. Она даже не посмотрела, кто звонил, просто выслушала кого-то в черной трубке, а затем подошла к нему, мужчине из своего детства, когда-то попробовшему изменить ее жизнь и подарила легкий, но долгий поцелуй его трехдневной щетине:
- Спасибо вам, дядя Саша. Я все вспомнила, но мне пора. До свиданья….


Рецензии