Длинный день III

                III.

     Пришло время музыкального часа. Вслед за воспитательницей, дети, переговариваясь беспорядочно топочут по ковровой дорожке на лестнице, мимо зелёных гигантов в кадках, спускаются на первый этаж, шумно пробегают коридор и снова трусят по лестнице в соседний блок, где ждёт специальный танцевально-музыкальный зал-зал-зал! Большой и светлый, с блестящим паркетом и стенами, разрисованными сказочными сюжетами, у девочек он вызывает прилив оптимизма, а мальчики поначалу вяло реагируют на призывы петь и разучивать танцы, шумят и толкаются. Саша поотстал в коридоре, пока толпа просачивалась к узким дверям музыкалки. Здесь, в тёмном пространстве перехода, было устроено нечто, похожее на фонтан среди камней. Закруглённый бортик, обложенный мозаичной плиткой, за которым сложена была горка из крупных прозрачных "драгоценных" камней, с острыми краями и блестящими гранями. Возможно, в начале там и бил небольшой фонтанчик, но прошло время, вода "иссякла", высохла и осталась только горка этих "брильянтов", невесть кем и когда забытая по дороге. "Наверное гномы не дотащили сокровища в свою пещеру и сложили здесь, на хранение", - подумал мальчик, -уж больно тяжёлыми казались камни. Порадовавшись чудесному кладу, он вприпрыжку одолел лестницу и последним сел на длинную скамеечку в зале.
Музыкальная тётя, обьяснив задание, изящно провернулась на круглом стульчике с винтом, энергично вскинула руки и опустила пальцы в блестящие костяшки новенького полированного пианино. Дети вразнобой затянули:
          То берёзка, то рябина,
          Куст ракиты над рекой.
          Край родной, навек любимый,
          Где найдёшь ещё такой!
          Край родной, навек любимый,
          Где найдёшь ещё такой!
          Где найдёшь ещё такой!..
Саша смотрел на полупрозрачные шторки окон, выходивших на юг, туда, мимо школы, через дорогу и ручей, в дивный край степного парка водили их группой время от времени, на прогулку. Он помнил эту поросшую высокой травой медленную речушку, вдоль которой и росли эти кусты ракиты и берёзы. Там, на изумрудной полянке они и гуляли, носились по мураве, вдыхая свежий речной аромат, салили друг-друга, кто-то плёл веночки из одуванчиков..
Между тем, песенный минор уже сменился розово-утренним мажором, под шуршаший шорох чешек марширующей по залу группы:
     ... Нам песня строить и жить помогает,
         Она, как друг, и зовет, и ведет,
         И тот, кто с песней по жизни шагает,
         Тот никогда и нигде не пропадет,
         Тот никогда и нигде не пропадет...
Звенящая акустика зала завораживала, солнце било по стенам, отражалось лакированными поверхностями пианино и дети заводились этой игрой и уже песня лилась всё чётче и громче. Музыка оборвалась, но многие малыши, радостно раскрасневшись и отдуваясь, продолжали ещё скакать и маршировать, на месте.
      Вернувшись в свою группу, по команде с "верхнего яруса", довольные малыши стали переодеваться на прогулку. Весной и летом это было совсем не трудно: положить свои чешки в шкафчик, обуть сандалии или туфельки,- и ты готов! Взявшись за руки, парами, мальчик-девочка, девочка-мальчик, колонна двинулась, взятая в скобки двумя воспитательницами: одна вела спереди, другая подгоняла сзади. Дети дурачились, обзывали выходящих попарно,  во двор :первые- верные, вторые – заводные, ..пятые- проклятые, шестые- золотые..
      Полуденное солнце уже вовсю заливало лужайку у павильончиков. На территории, кроме обильных цветников и нескольких тополей, не было больше ни плодовых деревьев, ни ягодных кустов, ни каких-нибудь ещё насаждений. И в понимании Саши слово "садик" не имело прямого значения, что его удивляло поначалу, позже пришло понимание, что скорее оно обозначало место, где выращивали самих малышей. Разноцветные рубашечки и платьица рассеялись по территории. Одежда была незатейливая и отличалась, в основном цветом и рисунком, чего не скажешь о характерах малышей. Саше очень нравилось, что все разные, как солдатики, которых он любил рассматривать и сравнивать между собой. Только он это делал, преследуемый чисто художественным восторгом  перед формами, а другие, как он замечал, видели в разных фигурках, в основном их чисто военные качества: богатырь на лошади, у Андрея, всегда побеждал пешего, кто бы он ни был. Лучник, у Алика, всегда проигрывал мечнику со щитом. Но все сходились на том, что оловянные солдатики - лучшие! Андрей всегда стремился победить, подавить мощью противника, Алик - скорее обхитрить, найти уязвимое место и ударить туда, Вовка- крепыш надеялся на отвязную удаль случая..
     Дети блуждают по павильону, бегают в салочки по затоптанной площадке с пробивающейся травой, качают друг друга на качелях и весело орут. «Верхний ярус» наблюдает из глубины павильона и по временам ставит на место зарвавшихся лихачей. Атмосфера всеобщего ликования и счастья переполняет садик, со всеми его группами.
    Как же здорово весной! Какой обалденный аромат исходит от длиннющей полосы бархотцев, какие разноцветные бывают ромашки тонкой и остропахнущей космеи, из листиков которой девочки делают себе «удлинённые ногти», тут же на грядке растут левкои- «собачки», лёгкое нажатие на хрупкие цветки которых приоткрывает  бархатный зёв. Бесконечные пчёлы и мохнатые шмели, с жёлтой пергой на лапках, жужжат в пылу майского солнца, добавляя радостной суеты.
    Большаков поймал трутня, привязал нитку и носится с взлетающим насекомым вдоль дорожки. Дети машут руками, кричат ему что-то и смеются. Воспитательница заметила, подошла и отобрала игрушку, отпустила трутня и стала отчитывать нарушителя. Игорёк стоял, поглядывая в сторону, слегка улыбаясь, слушал нотацию, а в голове уже зрела новая идея и в глазах загорался огонёк.
- Игорь, а как ты отличаешь трутика от пчелы, - поинтересовался Саша,- он же ж полосатый такой же?
- Ты шо, тупой, не понимаешь? – беззлобно улыбнулся Игорёк, - трутик плоский, смотри,- и он ловким движением схватил трутня.- Лови теперь сам!
- А-а, а если то пчела?  Укусит! – с опаской непонимания ответил Саша.
- Не ссы, девчачий половник,- засмеялся Игорь.
Так и не решился Саша поймать трутня. А у Игорька в глазах уже огонёк загорелся. Всё глядит да посмеивается. Побегали ещё в салочки и, уставшие присели на траву. Рвали травинки и  одуванчики.Воспитательница рассказывала страшную историю про кладбище, как недобрые люди пугали  вечером запоздавших посетителей могил. Саша сидел на земле, откинувшись назад и опираясь на тонкие расставленные руки. Дети, застыв в ожидании, тихо слушали. Игорёк сидел рядом с Сашей и  ковырялся чем-то в траве.
- Сашка, поставь сюда руку,- указал он на траву.
- Зачем?
- Ну, поставь, узнаешь.
Воспитательница казалась очень взрослой серьёзной женщиной, отчего рассказ приобретал черты зловещей реальности.
- Они взяли большие бильярдные шары, натёрли их фосфором, нарисовали зрачки и, медленно выдвигали "глаза" из-за могильной стелы..
- А-а-а!!- заорал Саша,- все содрогнулись, а некоторые девочки даже подскочили и завизжали.
Он вздёрнул ужаленную руку, сбил с неё прицепившуюся пчелу и стал тереть покрасневшую руку
с разбухающей ранкой. Воспитательница подошла, молча посмотрела руку и  послала его промыть место укуса холодной водой. Саша, не глянув на Игорька, стиснув зубы от боли, злости и ещё более, от стыда, удалился.
      Сегодня Андрей принёс с собой две зелёные пластмассовые рапиры с защитными масками, которые ему подарили родители на День рождения. Его отец - офицер танковых войск и Андрей свысока посматривает на других малышей, понимая в том своё превосходство. Саша с восторгом наблюдает, как он, брызжа слюной, говорит, - мысли у него бегут гораздо быстрее слов и в играх он часто побеждает своим напором.
     Уже двое ребят проиграли в поединке Андрею и больше никто не изъявил желания сражаться.
 Сашу будоражит азарт соперничества и он принимает вызов пофехтовать на игрушечных шпагах.    
Он смотрит на Андрюшу, на его русые большие кольца чуба, большой треугольный череп, крупные смелые глаза и находит в его чертах так много знакомого, близкого, в его воображении они оба уже родные братья.
- Что, тоже хочешь попробовать?- усмехается довольный соперник.
- А, давай попробуем, может я побежу..,- запинается Саша и краснеет,- победю тебя!
- Угу, побежишь,- машет рапирой нетерпеливый Андрей. Он подскакивает на месте и расставив ноги и пригнувшись, готовится к атаке.
Саша испытывает внутренний трепет перед ураганной скоростью противника. Ему казалось до этой минуты, что Андрюшу победить невозможно, да и опыт других детей говорил об этом. Но, словно споткнувшись о высокий порог на выходе из дома, какая-то внутренняя сила, о которой он не знал ещё, толкнула его наружу так, что не успел он понять этого, как ожесточённая схватка уже началась. Раскрасневшись от натуги, с бешеной силой сжимая рукоять клинка, не дал Саша опомниться наблюдавшим ребятам, как уже вплотную насел на Андрея и в несколько ударов поединок был окончен.
- С одного раза не считается,- отвернулся с непроницаемым лицом Андрюша.
Саша задыхался от радости первой победы, сердце скакало в груди, но чувство ярости ещё только разгоралось в нём.
И снова сошлись они в короткой стычке, и ничто, казалось, не могло унять его волю к победе.
Подивился тогда Саша, какая энергия открылась в нём, какая звериная ненависть воспылала к «врагу», ещё минуту назад бывшего почти родным. И третья победа досталась ему.


Рецензии