Первые авианосные корабли России

     В  исторической справке - обосновании к приказу об объявлении 17 июля 1916 днем Морской авиации России сказано, что этот день объявляется в честь победы российских морских летчиков взлетевших  с авианосного(определение тех лет) судна Балтийского флота «Орлица».
     27 января 1915 года пароход «Императрица Александра» был приобретён русским Морским ведомством с целью оборудования под авиаматку. Одновременно с этим он был переименован в «Орлицу» и зачислен во второй ранг судов и в разряд учебных судов. Переоборудование корабля осуществлялось на Путиловской верфи и было закончено в срок. Командиром стал капитан 2-го ранга Б. П. Дудоров.
  На палубе были установлены постоянные ангары для самолетов с парусиновыми обвесами вместо дверей. Над двумя отделениями, машинным и котельным, натягивалась сеть, чтобы защитить палубу корабля от вражеских авиационных бомб.
   Во второй половине 1915 года гидроавиатранспорт (ГАТ) «Орлица» был отправлен в Рижский залив для противодействия активизировавшейся в этом районе германской авиации. Гидросамолёты «Орлицы» вели разведку, обеспечивали противоздушную оборону кораблей на огневых позициях, корректирование артиллерийского огня, бомбардировали позиции противника. Так, 9 октября корабельная авиагруппа вела разведку и обеспечила противовоздушную оборону во время удачной высадки десанта в районе Домеснеса. Кампанию 1915 года ГАТ «Орлица» закончила, уйдя на зимовку в Гельсингфорс.
     В кампанию 1916 года ГАТ «Орлицу» вновь включили в состав тактической группы морских сил Рижского залива. В июне немецкие самолёты несколько раз безуспешно пытались атаковать русский гидроавиатранспорт. 2 июля 1916 года ГАТ«Орлица» приняла активное участие в артиллерийских ударах по позициям противника. 17 июля 1916 года четыре гидросамолета М-9 ГАТ «Орлица» вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами и сбили два из их. В 1996 году приказом Главнокомандующего ВМФ РФ этот день объявлен днем Морской авиации ВМФ России.
     Компанию 1917 года гидроавиатранспорт провёл в ремонте.
 
    В многочисленных публикациях можно встретить  слова о том, что ГАТ«Орлица» была первым авианосным судном императорской России, что с неё взлетали самолеты. Это не соответствует истине.  Действительно ГАТ «Орлица» был первым и единственным авианосным кораблём  Балтийского  флота того времени, а самолеты он только перевозил. Взлетали и садились они на воду, с палубы спускались и поднимались  лебедкой, как и на всех аналогичных  судах.

Собранные материалы позволяют утверждать следующее.

     Начало  работы по разработке авианосных кораблей в России положил капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мациевич, который весной 1909 года на заседании военно-морского кружка в Петербурге сделал доклад о состоянии авиационной техники и возможности применения аэропланов в военно-морском флоте. Спустя полгода - 23 октября 1909 года — Л.Мациевич более подробно развивал свои идеи в докладной записке на имя начальнике Морского Генерального штаба. В ней, в частности, предлагалось построить корабль-разведчик, который смог бы нести на борту до 25 аэропланов. «Не представляет затруднений, — писал Л.Мациевич, — устроить на судне специального типа легкую навесную палубу, на которой находились бы, взлетали и садились аэропланы». По мнению конструктора, самолеты могли бы взлетать с палубы такого корабля при ходе его против ветра либо с помощью электрической лебедки, выстреливающей аппарат с нужной скоростью. Что касается посадки, то Л.Мациевич для уменьшения пробега предлагал «особые сети (суть тормозную систему), распростертые над частью палубы»... Для проверки технических деталей Л.Мациевич просил провести необходимые опыты на новом быстроходном эсминце.
    21 марта 1910 года  однокашник Л.Мациевича по Морской академии подполковник М. Конокотин подал начальству записку «Об организации опытов по применению аэропланов на флоте». В ней он ставил вопрос о постройке авианосца, необходимого, по его мнению, для базирования самолетов, способных вести разведку и фотографирование вражеских кораблей в море и на базах, а также поддерживать связь между кораблями во время походов.
     Успешные опыты взаимодействия аэропланов с кораблями побудили морское ведомство внимательно отнестись к предложению М.Конокотина создать «авианесущий корабль».
      «Первоначально, — писал он, — можно ограничиться одним из старых судов, например «Адмирал Лазарев. По моим предварительным измерениям, этот корабль после необходимых переделок сможет удовлетворить следующим требованиям: поместить со всеми необходимыми приспособлениями 10 самолетов, иметь приспособления для быстрого взлета самолетов, иметь чистую палубу, и если окажется необходимым, то и приспособления для посадки на палубу».
    В переоборудованном виде «Адмирал Лазарев» должен был представлять собой авианосец с двумя палубами. Верхняя, полетная, — совершенно чистая, без надстроек и дымовых труб — используется только для взлета и посадки аэропланов. Вторая, ангарная, предназначена для хранения самолетов, подаваемых на полетную палубу через два «машинных люка».
     Любопытна и печальна судьба обоих проектов. Осуществление первого прекратилось после того, как Л. Мациевич 7 октября (24 сентября по старому стилю) 1910 года разбился на глазах многочисленной публики во время демонстрационного полета на аэроплане. Проект М.Конокотина получил одобрение морского ведомства, и дело как будто двинулось. Но, как это ни странно, через некоторое время М.Конокотин получил назначение на Амурскую флотилию, а его проект оказался в архиве с грифом: «Дело производством само собой прекращено»...  И только в 1915 году на Балтике вернулись к оборудованию авианосного судна, которым и стала ГАТ «Орлица».
     К началу войны черноморские моряки  переоборудовали в авиатранспорты два парохода — «Император Александр I» и «Император Николай I», которые вступили в строй в 1914 году. В 1916 году к ним присоединился третий — гидрокрейсер «Румыния» — один из пяти пассажирских пароходов, переданных России вступившей в войну Румынией. На Черном море вооружили также гидроаэропланом для корректировки артиллерийской стрельбы и разведки крейсер «Алмаз», который спускал аппарат на воду и принимал на борт с помощью стрелы. Все эти корабли вместе с самолетами берегового базирования и составили наличные авианосные  силы морских сил Черного моря, а затем  и Черноморского флота.
     Самолеты базирующиеся на этих судах, задолго до ГАТ «Орлицы» выполняли полеты на сопровождение кораблей морских сил Черного моря, а затем и Черноморского флота к берегам Турции, осуществляли разведку побережья и морских сил противника, проводили поиск и   бомбардировку подводных лодок, совершали налеты на береговые укрепления, осуществляли  наблюдение, оповещение и связь морских сил Черного моря. Вот только  воздушных боев с противником  практически не было т.к. превосходство российского императорского флота в воздухе было подавляющим. 
 
               
  На основании имеющихся фото и печатных материалов  осмелюсь утверждать что:
1. Российский авианосный флот   имеет глубокие корни, уходящие в начало 20 века.
2. Теоретические основы авианосного флота были разработаны офицерами императорского флота России капитаном Л.М. Мациевичем и подполковником М.М. Конокотиным.
3. Практическая реализация авианосных судов в России была начата в морских силах Черного моря (с 1914 года - Черноморском флоте), где к началу русско-турецкой (с Германией) войны имелось два гидроавиатранспорта и один авианосный крейсер.
4. В ходе «странной» войны августа-октября 1914 года России против немецко-турецкого флота, авиаторы Черноморского флота получили практический опыт применения авиации для нужд флота по разведке, наблюдению, обеспечению связи, бомбардировкам  морских и береговых целей противника, поиску подводных лодок противника. Полученный опыт с успехом был применен в первой мировой войне на Балтике, куда с Черного моря были переведена значительная часть авиаторов-черноморцев ставшая боевым костяком авиации Балтийского флота (наименование с 1914 года).
5. Вопросы авианосных кораблей периодически возникал в Вооруженных силах СССР. В ВМС РККА с успехом применялись авианосные баржи, самолеты на кораблях первого ранга. Была выпущена малая серия самолетов для подводных лодок. Был разработан эскизный проект летающей подводной лодки. Долгое время успешно эксплуатировались ПКР проекта 1123 «Москва» и «Ленинград» (вертолетоносцы).  Эстафету продолжили тяжелые авианесущие крейсеры для самолетов вертикального взлета и посадки проекта 1143 «Киев», «Минск» (пр.1143.2), «Новороссийск»(пр.1143.3), «Баку» (пр.1143.4, переделан в индийский «Викрамадитья»),  а в последующем и для самолетов традиционных взлета и посадки : « Адмирал  Н.Г. Кузнецов» (пр.1143.5, действующий), «Варяг» (пр.1143.6, продан недостроенным), «Ульяновск» (пр.1143.7, разобран на стапелях). 
  Все современные большие противолодочные корабли (БПК)ВМФ России оснащены  противолодочными вертолетами.


Рецензии