Сергей Параджанов - homo ludens продолжение

  Александр Зельдович, режиссёр и продюссер, свою первую встречу с Параджановым вспоминает как некий спектакль. Приехав в Тбилиси, они с тбилисскими  друзьями долго искали улицу и дом, затем  звонили в какую - то заколоченную дверь. Наконец дверь открылась и вышел босой и очень подозрительный молодой человек. Это был Шура Атанесян - ассистент Параджанова.

  Сергей сразу усадил гостей за стол и кому-то сказал:
  - Иди, посвисти Юру.
  Тот вышел и начал дико свистеть на весь город. Через минут 20 явился сонный и надменный  Юра, сосед Параджанова, в тренировочных штанах.
  Параджанов сказал:
  - Сними рубашку, надень её на голову  и накрути как чалму!

  Юра проделал всё меланхолично и величественно, демонстрируя своё совершенное тело. Потом так же меланхолично, не меняя выражения лица. прошествовал назад.

  На столе - куски тканей. За столом - незнакомая девушка, художница из Томска, которой Сергей показывает, как совмещать куски, чтобы получился костюм.

  ...Однажды Зельдович нашёл Параджанова в какой-то убогой гостинице, в номере с облезшими обоями. Он лежал на диване, а кругом - мешки с какой-то мурой, которую Сергей вывез из штатов. Он вытряхнул гигантский мешок, полный старых, грязных галстуков, и велел из этих "потрясающих" вещей выбрать себе подарок.
  С Зельдовичем  была итальянка, которой Параджанов  тут же подобрал туфли из другого мешка.

  Вспоминая Параджанова, Зельдович особо подчёркивал, что Параджанов был ОДИН! Он был праздничный, что никак не не получалось в той ситуации, в той стране, где он жил.



 ... Лиля Брик принимала в судьбе Параджанова огромное участие. Он писал ей из тюрьмы забавные письма, посылал вылепленные из хлебных мякишей и расписанные в диковинные цвета - слоников, кроликов.

  Через Луи Арагона Лиля очень помогала Сергею. Он стучался в высочайшие партийные двери Москвы, вплоть до Брежнева с требованием освободить Параджанова.


 ... Майя Плисецкая  в конце 60-х танцевала в Тбилиси и была приглашена в гости к Параджанову. Он тщательно готовился к встрече с балериной. На открытой веранде - вазы с крапивой, листья винограда. При входе на балкон гостей встречал  молодой парень в наряде султана с подносом фруктов в руках. И он не дышал, т.к.он изображал статую. Плисецкой хозяин громко представил "статую" - "Он вор".

  Везде горели свечи, на стенах висели коллажи, на полу -старые, пёстрые ковры в заплатах, сделанные им самим, хотя он уверял, что на них спал какой-то Мухамед Пятнадцатый.

  Параджанов попросил Плисецкую подписать её балетные туфли, и почему-то три пары. Получив подарок. он был абсолютно счастлив. Всё было замечательно, но потом он продал эти туфли какому-то коллекционеру, а на вырученные деньги закатил пир.
  Позже, когда Плисецкая уехала, Сергей достал где - то балетные туфли, сам написал -"Майя Плисецкая" и устроил аукцион.


  ...Во ВГИКе Параджанов был отличником. За это ему доверили нести портрет Сталина во время парада на Красной площади. Он гордо нёс Сталина в надежде, что Сталин увидит его и папу Сергея выпустят из тюрьмы. И вдруг - ветер!

  Параджанов бегом проносится мимо трибуны. Потом где-то около Каменного моста все разбегаются, и Сергей остаётся один с портретом вождя. Ветер усиливается. Сталин начинает "хмурится", "морщится", и его несёт, как парус. Наконец Сергей влетает в подворотню, ломает  раму, снимает ткань со Сталиным и складывает аккуратно её. Затем он отправляется на почту  и посылает полотно маме с письмом:
  - Мама! В начале нашей улицы - артель инвалидов. У них такая эмблема - здороваются левой рукой. Там работает дядя Котэ. Он давно мечтал иметь портрет Сталина, чтобы выставлять его по праздникам. Пожалуйста, дай ему и не продешеви.

  Прошло больше месяца Сергей напомнил матери о деньгах, где, мол, они. И мама ему ответила:
  - Я давно постирала твоё полотно, грязную воду вылила и послала тебе простыню. Ты на ней спишь.


  ...В марте 1985 года, когда весь мир приглядывался к нашему новому лидеру, на премьере "Легенды Сурамской крепости" Параджанову был задан вопрос, как он относится к Горбачёву. Вопрос прозвучал  из уст иностранного гостя.

  Новый генсек только-только приступил к своим обязанностям, и публично, да ещё со сцены, высказываться о нём пока никто не решался. А тут - Параджанов! Совершенно непредсказуемый человек! Зал замер в ожидании ответа. И Параджанов ответил:
  - Как  я отношусь? Прекрасно! Он мне сразу понравился! Прекрасный политик и прекрасный актёр! У него прекрасной лепки голова и стройные, сильные ноги.

  Но перестройку Параджанов упорно называл "пересрайкой."

  ... Когда Параджанова спрашивали, о чём он мечтает, ответ был один:
  - Чтоб в моём доме был тёплый туалет.
   В дождливые дни крыша его туалета протекала, а зимой холодный ветер дул из многочисленных  щелей дощатых стен. По словам Параджанова, "туалет не располагал к  долгой сидке, когда можно помечтать о чём-то сокровенном и отключиться от мирской суеты, например, петь арии из любимых опер. Когда я пою, медные тазы, висящие на стенах, резонируют от моего "бель канто".


  ...В Голландии группу награждённых привезли в королевский дворец, где Параджанову должны были вручить документ - "Маэстро 21 века".
  Накрыли длиннющий стол: фарфор, фаянс, всё, как положено. Посадили рядом с королевой, а те двое, которым скомандовали  следить за ни от Москвы, так и стоят за его стулом. Сергей им говорит:
  - Садитесь, еды всем хватит!
  Они даже глазом не моргнули.
  Уже после первого блюда Сергею схватило живот. Хорошо, подумал он, причина посмотреть, какой туалет у королевы, похож на его или нет. Встал, побежал, куда ему показали, а те двое за ним. Параджанов спрашивает:
  -Ребята, вы что, задницу мне будете подтирать?
  Совести у них хватило - остались у порога.
  Входит Параджанов, а там - "огромный сиреневый зал в мраморе и зеркалах. Напротив каждого зеркала - раковины и писсуары причудливых форм с золотыми ручками. Бумага тончайшая, для самых нежных задниц. Полотенца с гербами. И главное - тепло! И тихо! Только музыка где-то...скрипки...менуэты...Моцарт", - так описывал Параджанов своё первое впечатление.
 
  Дальше - усаживается на унитаз, а он такой тёплый! Сидит, оглядывается, забыл, зачем пришёл. Увидел на стене кнопки и решил проверить: нажал на одну, думал кофе принесут. А там что-то щёлкнуло, загудело и его стало...засасывать в унитаз.  Кричать было стыдно:
  - Ну, думаю, "Маэстро 21 века"! Пораджанов!  В тюрьме тебя сгноить не смогли, а в королевском унитазе заживо в говне захлебнёшься! Ну, уж нет! Дотянулся до  второй, нажал. Сработало что-то обратное: меня выстрелило из унитаза, как ядро Мюнхгаузена. Лбом распахиваю дверь, руками держась за штаны, которые не успел поднять. С голым задом пролетаю мимо охранников, не могу остановиться - пол королевской мастикой намазали.
  Скользит Параджанов по  полу, а охранники, ошалевшие, бегут за ним и хватаются за пистолеты.
  Сергей им кричит:
  - Да не бойтесь вы! Не сбегу я!  От тёплых туалетов не сбегают  маэстры 21 века.

   На этой "весёлой" ноте я прощаюсь с Вами до скорого.

 
 
 
 

   


Рецензии