Сморчки и не только...

                Сморчки и не только.

              В конце рабочего дня вижу из окна кабинета, как во двор лесхоза въезжает вахтовка. Открылась задняя дверь и из неё потоком хлынули рабочие и лесники.  Из кабины вылез лесничий, дал какие-то указания лесникам и направился в контору. Вот прогрохотали по коридору сапоги, затихли у двери. Раздался стук и лесничий, усталый, но  с весёлым и довольным видом, вошёл в кабинет в кабинет.
               --Всё, Вадим Кузьмич, можете поздравить! Завершили весеннюю страду. Последние гектары сегодня досадили. Сеянцев оказалось немного больше необходимого, так мы сверх плана ещё полтора гектара посадили. А это Вам подарок из нашего леса. – Он поставил на стол пакет, выложенный изнутри берестой. Обратно ехали через бор-беломошник, я в окно увидел, остановил машину и кто захотел все понемногу набрали.
                Я заглянул в импровизированный короб и увидел шоколадного цвета, морщинистые шляпки сморчков.
                -- Спасибо за заботу, но не возьму! Сегодня и завтра мне заниматься с ними некогда, пропадут зря. Забери, жену обрадуй. А мне лучше объясни поточнее, как лучше сейчас до  бора добраться. Послезавтра суббота, вот я и сгоняю.  Бор я этот хорошо знаю, а каково состояние дорог сейчас мне неизвестно.
                -- Даже затрудняюсь ответить – нахмурился лесничий – Мы на вахтовке туда с трудом добирались. Лучше будет сделать вот как – он подошёл к карте, развешенной на стене – доедите до старых выпасов, здесь дорога песчаная, хорошая,  повернёте вот сюда. Через километр будет покос, там машину придётся оставить и по квартальной просеке на север минут десять ходьбы.
                -- Понял! Знаю я и эту дорожку. Ну что ж, поздравляю! – пожал ему руку. – На завтра назначишь дежурных из лесников, а тебе с помощником даю отгул. Только из дома никуда, можем загореть, неделю дождя не было, а солнце жарит.
                В ночь с пятницы на субботу прошёл мелкий моросящий дождь на радость лесникам: сбросил напряжение от постоянного ожидания лесных пожаров. И вот я уже шагаю по просеке. Дождь недавно закончился, и тучи постепенно рассеиваются.  Началась третья декада мая, вокруг стоит птичий гомон, пахнет сосновой смолой и свежей хвоёй, березы выпустили светло-зелёные пальчики-листики. Распустились жёлтые колокольчики сон-травы, синими пятнами выделяются группы цветущей медуницы. Комаров ещё мало, можно обойтись без репеллента. Наконец дохожу до сосняка-беломошника.  Бор небольшой, около четырёх гектаров. Сонны стоят как свечи, довольно редко и подроста почти нет. Почва покрыта толстым  зелёно- белым пёстрым  ковром. Зелёный мох и серовато- белый узорчатый лишайник. На этом фоне чётко выделяются шоколадные шляпки сморчков.. Так хочется свежепожаренных грибов. Первыми у нас обычно появляются сморчковые шапочки (читайте «Первые грибы), но их в этом году почему-то не было. Начинаю сбор. Сморчок – гриб очень хрупкий и собирать его нужно осторожно срезая и укладывая в твёрдую тару. Пакет для этого не годится, принесёшь одни крошки, и я взял с собой небольшую корзинку. Грибов не много, но за полтора часа корзинка наполнилась.
                Решил передохнуть перед обратной дорогой, для чего устроился на широком старом пне, подёрнутым коротким зелёным мохом. Вскоре обратил внимание на маленькую птичку, которая летала от сосны к сосне трепещущим полётом, причём она описывала при полёте круг, возвращаясь на одно и то же место. В полёте она успевала исполнить незатейливую песенку. Похоже, что птица летала не просто так, а обозначала гнездовую территорию. Предположительно это была славка или пеночка. Но это поведение не укладывалось в привычную схему: эти птицы препочитают гнездиться в местах с густым подростом или подлеском. А здесь, как я указывал,  лес высокоствольный и  редковатый. По нему можно было ездить, если не на машине, то на мотоцикле с коляской запросто. Птица тем временем слетела на такой же замшелый широкий пень. Я достал бинокль и хорошо рассмотрел её. Желтовато-зелёный верх, светлые грудь и брюшко. Хвостик с выемкой. Пеночка! Над глазом заметил жёлтую полоску. Теперь ясно – пеночка-желтобровка. Самая немногочисленная и крупная из пеночек. Весит аж до 15 г.
                Пока я её разглядывал, заметил какое-то шевеление у основания пня. Перевёл туда бинокль. Точно такая же птичка выщипывала мох между корней и тут же отбрасывала его в сторону. Потом она потопталась на общипанном месте, взлетела и скрылась за деревьями. Первая последовала за ней. Заинтересованный, я подошёл и наклонился над пнём. В его основании,  в развилке толстых корней была выщипана, очищена от мусора, а затем утоптана маленькая площадка, размером меньше ладони. И больше ничего. Я недоумённо пожал плечами и отправился к машине.
                В начале июня мы проводили проверку качества выполненных работ по посадке леса. Мне довелось попасть как раз на этот участок. Пока закладывали закладывали пробные площадки я неожиданно для себя вспомнил эту поездку за сморчками и решил узнать, что же там делала пеночка.  Если бы я точно не помнил место, где она выщипывала мох, я бы точно прошёл мимо и ничего бы не заметил. Почему-то здесь образовалась кочка. Хотел взять её руками.  Да это никакая не кочка, это гнездо! В выщипанной и утоптанной ямке, искусно свитое из размочаленных стебельков трав, выстланное изнутри шерстью, причём исключительно лосиной. В гнезде лежало три белых с тёмными крапинками яичка. Значит, кладка только недавно началась. Над гнездом построен шалашик из  стебельков, тоненьких прутиков и сухих листьев   папоротников. Шалашик с трёх сторон и сверху закрывает гнездо от постороннего глаза, да ещё нависает над входом. А какая маскировка! В стенки и крышу вплетены сосновые хвоинки, зелёные листочки брусники и кусочки мха. Не зря я это сооружение принял за кочку.
                Пока я рассматривал необычное гнёздышко, прилетела хозяйка и с тревожным писком запорхала надо мной. Я поспешил удалиться, но недалеко, и спрятался за сосновым стволом. Пеночка покрутилась около гнезда, запрыгнула внутрь, быстро выпорхнула и уселась на пенёк. Что-то ей явно не нравилось! Слетела на землю, подобрала  красную сухую сосновую иголку, пристроила на крышу шалашика. Отскочила, придирчиво осмотрела, склонив голову набок, и удовлетворённо шмыгнула внутрь.
                Так открыла ещё одна маленькая лесная тайна…            


Рецензии
Вадим, у Вас реинкарнация Пришвина.

Вячеслав Вячеславов   11.08.2016 19:29     Заявить о нарушении
Расшифруйте пожалуйста! Пришвина я уважаю, Но согласен не во всём!

Вадим Светашов   11.08.2016 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.