Бизнес на автотрассе. Люди и события

     Автотрассу Ростов – Воронеж я за долгие годы изучил очень хорошо, и знаю её, как свои пять пальцев на руке. Ездить на автомобиле по этой дороге я начал с 1964 года, когда ещё на отдельных участках она была грунтовой, а во время распутицы превращалась в сплошное грязевое месиво. В таких условиях я ни один раз на своём автомобиле застревал в грязи. Мою автомашину, как и автомашины других автомобилистов, неоднократно вытаскивали из этой грязи тракторами. Я ездил из Ростова-на-Дону в своё родное село по этой дороге сотни раз, и на автомобиле ГАЗ-21 «Волга», и на автомобиле ГАЗ-24 «Волга», и на автомобиле ГАЗ-24-10 «Волга». Других автомобилей, кроме автомобиля марки «Волга», я не признавал. Помню я ещё те советские времена, когда на этой дороге было мало заправочных станций, когда бензин стоил дешевле лимонада, когда совсем не было станций технического обслуживания автомашин, когда каждую запасную часть для автомобиля приходилось доставать по великому блату или за большие деньги. Для того чтобы покушать, мне мама или жена давали узелок с продуктами в дорогу. Ни один раз я на этой дороге попадал в самые сложные ситуации. Несколько раз мой автомобиль выходил из строя, и приходилось ремонтировать его на месте или тащить его на буксире до ближайшего населённого пункта, где имелись, хотя бы какие-нибудь, примитивные колхозные автомастерские. Много видел на этой дороге всяких автомобильных аварий и происшествий. А однажды был и сам участником тяжёлой дорожной аварии, в которой, к счастью никто не пострадал, но мой автомобиль пришлось, потом ремонтировать. На этой дороге я знал все самые красивые места, пересекающие её реки и речушки, исторические места и памятники. Расскажу о некоторых наиболее значительных памятниках, сооружённых в разное время у дороги. Большинство из них относятся к периоду Великой отечественной войны, и свидетельствуют о мужестве и патриотизме советского народа. Если ехать из Ростова, то на перегоне между станицей Грушевской и поворотом на город Шахты сооружён мемориал в честь матери, провожающей своих детей на войну в образе журавлей. Это очень впечатляющее сооружение и мимо него спокойно проехать нельзя. Перед въездом в посёлок Тарасовский сооружён большой мемориал, посвящённый героическим боям в этих местах в период всё той же священной войны. Не доезжая до города Миллерово, на повороте в город Луганск сооружён очень необычный памятник женщинам труженицам, работавшим в тылу на алтарь всё той же великой победы. На высоком кургане две женщины впряглись в плуг, и тянут его по полю, чтобы вспахать это поле. Такое на самом деле было, я сам тому свидетель. На донском водоразделе между городом Богучаром и селом Верхним Мамоном установлен на гранитном постаменте танк Т-34 времён Великой отечественной войны, свидетельствуя о тяжёлых танковых боях с фашистами в этих местах. Первоначально этот танк стоял на левой стороне дороги и был направлен в сторону востока, но потом при реконструкции и расширении дороги в начале ХХ1 века этот танк перенесли на правую сторону дороги и сориентировали его движение правильно – на запад. Памятников, свидетельствующих о мирной жизни нашего народа, очень мало, и не только у этой дороги, но и в других местах. Правда, сейчас во всех красивых местах можно увидеть, как грибы, растущие дворцы и замки современных преуспевающих богатеев. Эти сооружения иногда выглядят монументально и красиво, но памятниками современной эпохи их назвать едва ли можно.
     За долгие годы на моих глазах происходило медленное превращение этой дороги из межрайонной дороги областного уровня в асфальтированную автомагистраль государственного значения. Всё это происходило медленно и с большими трудностями, так как у государства средств на это не хватало. Но вот пришли совсем другие времена. Советский Союз распался. Государственный строй в России резко поменялся. На смену социализму, как это ни странно, пришёл капитализм, да ещё и в самом диком его образе. Бензин стал стоить очень дорого, но зато у дороги на всём её протяжении появились десятки автозаправочных станций, десятки авторемонтных мастерских и магазинов с любыми автомобильными запчастями, сотни всяких кемпингов, кафе, закусочных и шашлычных. Частных автомашин стало в сотни раз больше, чем это было в советские времена. И всё это, в основном, иномарки, шикарные и дорогие. Мне не раз приходилось задавать себе вопрос: откуда в стране столько автомашин, да ещё и самых дорогих иномарок, если повсюду резко упало и промышленное и сельскохозяйственное производства. Чёткого и правильного ответа я не находил. Наверное, разворовали всё народное хозяйство советского времени, и продолжают воровать и дальше. Но такое воровство резко отражается на благосостоянии и уровне жизни подавляющего большинства трудового народа и, особенно, пенсионеров, инвалидов и безработных. Если бы всё разворованное в денежном выражении направить в социальную сферу жизни рядового российского гражданина, мы, может быть, не так бесканечно далеко ушли бы, скажем для примера, от Кувейта или Арабских эмиратов. Ведь российская земля во много раз богаче, чем полупустыни этих стран. Однако до этого никому нет никакого дела. А надо бы было об этом задуматься!!!
     Как-то один раз уже в постсоветское время, проезжая по дороге из Ростова-на-Дону до Верхнего Мамона, я обратил внимание на то, что практически все кемпинги, закусочные и шашлычные принадлежат выходцам с Кавказа. Об этом говорили не только лица их хозяев, но и вывески на этих заведениях, такие, как «Алан», «Казбек», «Лезгинка», «У Тимура» и тому подобные. Недалеко от Богучара я решил покушать в одном из таких заведений. Сел за столик и заказал себе шашлык. Пока готовили для меня это блюдо, я стал наблюдать за всем происходящим в шашлычной. Внутри павильона в чистом, нарядном углу за столиком сидел хозяин этого заведения, явно кавказской национальности, с упитанным лицом, большим носом и со слегка располневшей от сытости фигурой. Он внимательно следил за порядком в своём заведении. У мангала стоял другой кавказец. Дрова заготовляли, рубили и подносили ему местные русские парни. Молодая, красивая русская девушка разносила по столикам клиентам шашлык. Другая, такая же девушка, убирала со столиков остатки еды после посетителей и приводила эти столики в должный порядок. Мясо тоже было местного происхождения, купленное у здешних крестьян по заниженным ценам. Я невольно задал себе вопрос. А что, собственно, привезли с Кавказа сюда эти господа? И почему они здесь всем и всеми командуют? Разве местные русские жители сами не смогли бы организовать это дело? Покушав, кстати очень хорошо приготовленный шашлык, я расплатился и вышел из павильона. Меня безумно волновал ответ на поставленный мною вопрос. Я подозвал к себе одного из наиболее порядочно выглядевших парней, обслуживающих шашлычную, и завёл с ним такой разговор.
     -Послушай, парень, а тебе не кажется странным, что у вас здесь в шашлычной командуют и «стригут деньги» незаслуженно кавказцы, а вы русские у себя дома бегаете у них на побегушках за жалкие гроши? Почему бы вам самим не организовать это дело? И мясо, и дрова, и обслуживание - всё местное. В чём же тут загвоздка?
     Парень от такого неожиданного вопроса даже несколько оторопел. Потом пришёл в себя, подумал и сказал:
     -А зачем всё это мне нужно? Лишняя морока, неприятности с полицией и местным начальством. Я в таком, как сейчас, положении чувствую себя ни от кого и ни отчего независимым. Поработал, получил деньги, и до свиданья. На бутылку с закуской хватит, и мне уже хорошо!
     -А как же семья, дети, родители? – задал я следующий вопрос.
     -А я не женат, и жениться не собираюсь. Есть у меня Машка, а завтра, может быть, будет Зинка, и это меня тоже устраивает. Родители же получают пенсию и доход со своего огорода, им этого хватает на жизнь.
     Я попытался убедить этого парня в неправильности его мышления, но все усилия мои были напрасны. Так мы и расстались, не поняв, до конца, друг друга.
     Потом, уже в родном селе, один мой грамотный сосед, когда я ему рассказал об этом случае, объяснил мне, в чём тут проблема.
     -Дело тут гораздо сложнее, и глубоких причин много, - сказал он. - Русский человек сейчас очень сильно запуган и обленился. Он настолько разочаровался в местной власти, и особенно, в полиции, что не хочет для себя никаких лишних проблем. Всё вокруг настолько прогнило, обворовано, оплёвано, опохаблено и коррумпировано, что современное поколение опустило в беспомощности руки и не в состоянии с этим бороться. Нужно новое поколение, совершенно с другой моралью и подходом к жизни. Но такое поколение при современном режиме не создашь. А вот у кавказцев интерес к жизни и к делу ещё остался. Вы попробуйте тронуть кавказца с его шашлычной или с кемпингом. Через два-три часа все кавказцы, имеющие свои заведения у дороги от Ростова до Воронежа, будут там, возле него, и защитят всеми возможными мерами обиженного. А у нас разве может так быть? У нас, наоборот, скорее помогут разориться или поступят по принципу – ни мне, ни тебе. Кавказцы всё больше и больше забирают в свои руки, так называемый, бизнес в России. Они ворочают огромными деньгами. А где деньги, там власть и сила.
     Трудно было согласиться с выводами моего односельчанина, но я спорить с ним не стал, однако глубоко задумался над его словами. Не хотелось, чтобы он оказался прав, но окружающая нас жизнь всё чаще оказывается на его стороне.


Рецензии