Пифагор прав?!

        Пифагор первый стал употреблять слово «философ». На вопрос Монтия в Пелопонесе, какова его профессия, Пифагор ответил: «Я не имею никакой профессии, Я – философ». Далее он пояснил, что философ – это «друг мудрости». «Мудрость для философа – владычица, которой он должен отдать всю свою жизнь». «Размышлять – значит развивать в себе высшие свойства человека».
        Согласно Пифагору, в каждом предмете, помимо его изменчивых состояний, существует неизменное бытие, некая неизменная субстанция. Это и есть число. Отсюда главная идея пифагореизма: число – основа всего сущего. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы. Под "изменчивыми состояниями", по видимому подразумеваются свойства предметов и веществ. А под неизменной субстанцией - атомно-молекулярный состав.
        Действительно, в любом объекте или процессе есть конкретный набор ядерно-атомно-молекулярных частиц, которые находятся в определённых пространственных отношениях относительно друг друга (движутся и как-то располагаются в пространстве)  и взаимодействуют между собой (притягиваются и отталкиваются). Всё. Остальные рассуждения об особых качествах чисел избыточны. Если Пифагор и его последователи имели в виду наличие количественных отношения между составом, строением и взаимодействием, которые мы сейчас называем законами, то они правы. Но, судя по многочисленным высказываниям пифагорейцев, под "числом" они подразумевают не только констатацию количества единиц, но и нечто мистическое, сакральное и трансцендентальное.
        Числам придаётся статус независимого бытия. В этом я не согласен с пифагорейцами. Логичнее принять, что не мир построен по "числам", это числа есть отражение устройства мира. Это числа таковы, каков мир, а не мир таков, каковы числа. Числа - это продукт высшего абстрагирования человеческого мышления, сознания от конкретных, единичных ощущений  предметов и процессов. Числа возникли в сознании людей в процессе мышления для удобства описания и объяснения всей  совокупности   восприятий окружающего мира. Человеку нужно было как-то упорядочить, систематизировать, обобщить, классифицировать хаотичный набор собственных ощущений. От конкретного к абстрактному, от отдельного к общему.  В процессе этого упорядочивания и систематизации выяснилось, что наш мир устроен  по каким-то довольно простым, "симпатичным"  законам и следует (подчиняется) определённым гармоничным количественным соотношениям (например, золотой пропорции). Это удивительно  до сих пор!    
        По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, т.е. вечны. Числа - это некая реальность, стоящая выше реальности вещей. Пифагор говорит, что все свойства предмета могут быть уничтожены, или могут измениться, кроме одного лишь числового свойства. Это свойство – единица.
        Хотелось бы задать Пифагору и его ученикам вопрос, а что такое в их понимании "свойства предмета"? Если кто-то думает, что это очевидность - сильно заблуждается. Химия тысячи лет посвятила ответу на этот вопрос. Кое-что достигнуто. Но исчерпывающего ответа вы и сейчас в учебниках химии не найдёте.
        Задумайтесь - что такое "свойство вещества"? И поймёте, что это очень непростой вопрос.
        Единица, согласно Пифагору, есть абсолютное число. Единица обладает вечностью. Единице не надо находиться ни в каком отношении к чему-либо иному. Она существует сама по себе. Два есть только отношение одного к одному. Все числа есть лишь числовые отношения Единицы, ее модификации. А все формы бытия есть лишь определенные стороны бесконечности, а значит и Единицы. Первоначальное Один заключает в себе все числа, следовательно, заключает в себе элементы всего мира.
        Близкие и подобные идеи содержаться практически во всех древних учениях о возникновении и устройстве мира. Всё произошло из Одного! Это отражено и в Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста,   и в Ведах (Упанишады), и в шумеро-аккадских мифах, и в египетской и греческой мифологиях, и в учении Лао Цзы, и у древних греков (вода, воздух, огонь, апейрон) и в древнееврейских учениях. 
       Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Трудно с этим не согласиться. Поверка алгеброй гармонии - вечная задача  науки. Поиск количественных соотношений между различными объектами, свойствами,  процессами, явлениями - главный предмет познания всех современных наук.
       Пифагор учил, что душа человека бессмертна. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.
      Душа, как число, представляет собой Единицу, т.е. душа совершенна по существу. Но всякое совершенство, поскольку оно приходит в движение, обращается в несовершенство, хотя и стремится обрести вновь свое прежнее совершенное состояние.
      Несовершенством Пифагор называл отклонение от Единицы. Поэтому число два считалось проклятым числом. Душа в человеке пребывает в состоянии сравнительного несовершенства. Она состоит из трех элементов: разум, ум, страсть. Но если умом и страстями обладают и животные, то разумом (рассудком) наделен только человек.
     Пифагор считал, со слов его учеников, что существует три вида разумного живого существа: бог, человек и «подобные Пифагору».
     Будем думать.

      "О чистой философии"  http://proza.ru/2015/07/04/1673
      "Философия, наука, религия"   http://proza.ru/2016/11/14/1706


Рецензии