Две сестры

1 ГЛАВА

— Павел, просыпайся! Ну, проснись же скорей! — будила мужа взволнованная женщина.

— Что случилось? Успокойся! Сейчас все пройдет! — с закрытыми глазами, сквозь сон, отвечал спокойно мужчина, не желая вставать с постели посреди ночи.

— На этот раз все серьезно, дорогой! Ребенок вот-вот появится на свет! — не унималась Анфиса, держась перепугано за живот.

Услышав эти слова, Павел Иванович подпрыгнул с постели, как ужаленный, и подбежал к жене:

— Ну, что же ты молчишь?! Так бы сразу и сказала! А то ведь я уже стал привыкать, что тебе каждую ночь не спится. Наконец-то, наконец на свет появится наш маленький барин! Потерпи, дорогая, я сейчас помогу тебе одеться!

— Почему ты так уверен, что это будет мальчик? Может быть Бог подарит нам славную девочку? — пыталась как можно спокойнее говорить женщина, чтобы не пугать и без того напуганного мужчину.

— Ну девочку, так девочку, лишь бы здоровенькой была! — ответил взволнованный отец и принялся помогать беременной жене поскорее одеться. — Только уж слишком живот у тебя большой для девочки: не иначе как богатырь там сидит!

— Ага! Богатырь! И такой же ленивый, как его отец: спал бы и спал, а ты тут мучься вот в ожиданиях! — пыталась как-то шутить женщина. — Марфушу вот только зря отпустила! Давай я уже сама натяну этот несчастный чулок! — нервничала Анфиса, пытаясь одной рукой отодвинуть неуклюжего мужа от своей ноги, а другой держась за свой огромный живот. Ай-яй-яй! Как же больно!
— Ты вот присядь-ка лучше и сиди! «Сама она натянет»! — ворчал мужчина. — Справлюсь уж как-нибудь! Потерпи немножко! Сейчас Петр лошадей приготовит, и мы быстро довезем тебя до города. Все будет хорошо! Нашего малыша примет самый лучший в округе лекарь, так что не переживай!

— А, может лучше к местной повитухе? Уж очень живот болит! Вдруг не успеем до города то?! И потом: мне этот твой лекарь не очень-то и нравится: всегда такой важный, смотрит сквозь очки и молчит, сам себе на уме. Кто его знает, может не такой уж он и образованный, каким хочет показаться?!

— Анфиса Павловна права! — вмешался пожилой мужчина, который только что зашел в дом. — Уж лучше не рисковать Вам, барин! Можем ведь и не успеть.

— Наговорите вы мне здесь с перепугу! Как это мы не успеем? Я ведь уже обо всем договорился с Жалиным, заплатил ему немало денег… Успеем! Здесь до города-то меньше часа ехать! Не будем же мы рисковать своим сыном, обращаясь к какой-то там безграмотной повитухе!

— Опять: «сыном»?! — перебила мужа молодая мамаша, взбираясь на повозку. — Говорю же: «девочка у нас родится!» Вот сердцем чувствую, что девочка! Ой-ей-ей! Болит-то как!

— Петр! Гони быстрее! Чего стоишь?

2 ГЛАВА

Дорога в город шла через лес. Анфиса то и дело поглядывала в темное окошечко, а каждая кочка, на которой она подпрыгивала вместе с повозкой, причиняла ей столько боли, что слезы просто градом катились из ее больших перепуганных глаз. И вдруг, ей стало настолько больно, что она стала кричать во весь голос, пугая этим, сидящего возле нее молодого барина, который, как беспомощный мальчишка теперь не знал, что предпринять. Как облегчить страдания жены, которая была готова сейчас выпрыгнуть прямо в снег, лишь бы только ее тело больше не сотрясалось?

— Остановите! Остановите! — просила она.

— Да что же ты делаешь, глупая?! — тяжело вздыхал мужчина, прижимая свою любимую женщину к себе поближе. — Мы же в лесу сейчас! На улице мороз! Потерпи, родная, потерпи!

Но тут повозка остановилась.

— В чем дело? — кричал и злился на слугу Павел, — почему мы стоим?
— Не гневайтесь, барин, я просто услышал, как кричит Анфиса Павловна и подумал…

— Что ты подумал? Заморозить нас здесь подумал? «Подумал» он! Я тут думаю!

— Ох, загубите Вы бедную Анфису Павловну, батюшка, и ребеночка загубите своего! — не унимался Петр. — Вы же видите, рожает она!

— И что ты мне прикажешь делать? Самому на морозе роды принимать?

— Сейчас, батюшка-барин, сейчас, все будет хорошо! — решительно ответил старый слуга и побежал куда-то вглубь леса.

— Куда это ты, Петр? Пе-е-етр! — кричал мужчина. — Да что же это делается?!

Бедный Павел Иванович обхватил голову руками и стоял, как ребенок, которого бросили одного, не зная, что делать! Отчаяние, боль, а еще и чувство вины теперь просто убивали его. Но тут он собрался с силами, вытер перчаткой слезы и пошел к жене. Почувствовав на себе ответственность за ее жизнь, он снял с себя шубу и укутал ею трясущуюся женщину с головы до ног, как маленького ребенка, а сам сел рядом и, закрыв глаза, произнес шепотом молитву.

В это время в глубине леса в небольшой хатке горел свет. За столом сидела женщина: не очень молодая, но еще и не старая. Она смотрела в одну точку и о чем-то размышляла сама про себя.

— Почему ты не спишь? — бурчал из другой комнаты муж.

— Да что-то не спится! — отвечала нехотя женщина, поднимая с пола выпавший из руки гребешок.

— Опять ты за свое?! Снова о ребеночке думаешь? Пора уже смириться может?! Сколько уже страдаешь! Хватит! И себя и меня этим измучила!

— Ну, почему, Вань?! За что нам такое, а? Живем ведь беднее всех, и детей у нас нет — все ни как у людей! Состаримся уже скоро! Даже кружку воды подать некому будет! Совсем одни-одинешеньки!
— Да ладно тебе причитать! Что уж мы прямо-таки совсем одни? Вон брат твой постоянно заезжает, гостинцы тебе тащит! Сама ведь захотела здесь жить! А деревня-то под боком! И в дом тебя батька звал! Но ты же — гордая. «Отдельно — говоришь — хочу! Хозяйкой себе быть!» Вот и будь! Что ты теперь стонешь?
— Перестань! Тихо! — насторожилась женщина.- Слышишь?! Снег как скрепит! Кого это к нам несет в такой час?!

— Да брось ты, глупая баба, кто тут будет ходить у нас ночью?! — ворчал мужик, а сам между тем уже быстренько взял со спинки стула штаны и рубаху…

— Ой, батюшки, стучатся! — перекрестилась женщина и попятилась от двери. — Кто там?
— Да это я, Марусь, открывай уже скорее! — послышался знакомый голос за дверью.

— Петя?!
— Да открывай ты уже, брата не узнала?! Чего стоишь? — ворчал мужик, натягивающий на ходу рубаху. — Не мешайся уже лучше — сам открою!

И не успел он открыть дверь, как Петр прямо с порога скомандовал:

— Одевайся живее, Иван! Со мной пойдешь! И фонарь захвати! А ты, Марусь, ставь таз с водой на печь, да поскорее, слышишь?! Будешь сейчас роды принимать!

После этих слов Петр стянул с кровати какое-то старое покрывало, и, перекинув его одним концом через плечо, скрылся за дверью.

— Вот это да! — прошептала Мария, пытаясь поплотнее притянуть к себе дверь, чтобы не дуло из щели. Толи от холода, толи от страха по ее телу пробежала вдруг мелкая-мелкая дрожь, а ноги сами побежали к бочонку с водой. — Неужели в моем доме сегодня родится малыш?! — повторяла и повторяла взволнованная женщина.


3 ГЛАВА

Прошло 17 лет.

В большой, красиво украшенной, гостиной, играла музыка. Здесь было полно народу, большинство из которых были совсем юными.

В центре комнаты кружились пары. Хорошенькие девушки строили глазки элегантно одетым молодым парням, ожидая с замиранием сердца: кто на этот раз пригласит их на очередной танец?!
— Позвольте, Варвара Павловна?! — спросил немного смущенно молодой человек, протягивая правую руку к руке стоящей перед ним молоденькой даме в розовом пышном платье.
— Ну, что Вы, Сергей Степанович, пожалейте моих милых подруг, которые вот уже в третий раз будут с завистью смотреть на нас. Вы ведь самый взрослый из здешних кавалеров, и любая из девушек с радостью пойдет танцевать с Вами!

— Любая, но не Вы?! … И потом, — слегка запнувшись, добавил он, — мне ведь только 23 года, а Вы говорите так, словно…

— Нет, нет- перебила краснощекого офицера девушка, — я не хотела Вас обидеть, а наоборот: Вы такой статный, такой умный… по сравнению с теми легкомысленными юнцами, которых здесь большинство, что я бы сочла за честь…

— Так Вы согласны?! — ожидал ответа парень, затаив дыхание, и смотря девушке прямо в глаза.
— Ну, не смотрите же Вы так на меня! — наконец смутившись, ответила Варя. — Мне нужно пойти посмотреть, где маменька: что-то я давно не видела ее.
Девушка быстренько развернулась и отошла в сторону. Затем, переведя дыхание, и глубоко вздохнув, отправилась на балкон, где стояла ее не менее красивая мать.

«И что он делает опять в нашем доме?» -подумала Варя, увидев, как неприятный для нее Жалин целует на прощание руку ее матери.
Увидев перед собой юную особу, старый лекарь тут же, с присущей ему сухостью, поздоровался и поздравил девушку с днем рождения. А затем, откланявшись обеим дамам, удалился.

— Маменька! Что ему нужно было и почему ты такая расстроенная? — не понимала дочь, смотря большими глазами на мать, которая пыталась скрыть от дочери свое настроение.

— А ты, я вижу, весь вечер окружена вниманием хорошенького офицера?! — как ни в чем не бывало спросила она. — Посмотри, он и сейчас не сводит с тебя глаз!

— Ма-а-менька! — протяжно вымолвила Варя, обняв за плечи свою грустную мать. — Я сейчас не желаю говорить ни о Сергее Степановиче ни еще там о ком-то! Меня сейчас волнуешь только ты! Уже две недели я не вижу твоей улыбки, ты постоянно о чем-то думаешь и вздыхаешь! А сейчас, после разговора с этим неприятным типом, еще и выглядишь как-то нехорошо — ну просто: вся не своя! В чем дело?

Не сумев больше скрывать своих эмоций от дочери, Анфиса расплакалась.

— Я так не хотела тебя в это впутывать, дочка, тем более в твой день рождения! — сквозь слезы сказала она. — Ох, если бы только твой отец сейчас был с нами, если бы ни эта жуткая война, которая забрала его от нас! — рыдала и рыдала женщина, отворачиваясь от большого окна, чтобы гости не увидели ее состояния. — Милый мой Пашенька, зачем же ты меня оставил? Что же мне теперь делать? Что же делать? — плакала и плакала она.
— Что произошло, маменька? Почему ты опять так грустишь? Прошло уже столько лет! — не понимала Варя внезапно нахлынувших эмоций матери, которая, казалась, уже давно отошла от постигнувшего их горя.
— Мы разорены, дочка! — сказала тихо мать. — И все это дело рук этого негодяя, еще смеет являться в наш дом и целовать мне руки.

— Ты о лекаре?! — удивилась Варя. Она давно испытывала не самые хорошие чувства к этому человеку, но чтобы такое, даже и подумать не могла.

— Да, о нем, дочка, о нем! Жалин был помощником твоего отца, — ну, ты знаешь сама об этом! Отец доверял ему во всем, посвящал во все свои дела. Даже я не знала всего, что знал он. Сколько раз я говорила отцу не связываться с этим человеком, но он всегда убеждал меня в его порядочности. А когда пришло письмо о гибели твоего отца, Жалин тут же все прибрал к своим рукам. Все, понимаешь?! Все! То, что было нажито ни только твоим отцом, но и дедом — досталось этому вору и обманщику! Нам остался только этот дом, ну и так еще там немного — по мелочи: мои личные сбережения. А сегодня, дочка, в твой день рождения, он набрался наглости и сделал мне предложение, сказав, что если я не выйду за него, то потеряю и последнее. А он может! У него есть какие-то там бумаги, что мы ему еще должны за что-то… — Я ведь ничего в этом не понимаю! Меня обмануть очень легко, понимаешь?!
— Маменька! Да как же это так? Как же он мог?! — плакала с матерью Варя, прижимаясь всем телом к ее дрожащей спине, чтобы хоть как-то приостановить внезапно нахлынувшую на нее дрожь. Потом немного помолчав, спросила с осторожностью:
— А ты ему что ответила?
— Я…я вначале отказала ему, и даже высказала все, что о нем думаю. Но потом подумала о тебе: Как я могу лишить тебя молодую, красивую девушку твоего дома, всего того, к чему ты привыкла?!
— И ты согласилась?! — испугалась Варя.- Маменька!
— Еще не согласилась! Сказала, что подумаю!

— Маменька, милая, этим браком ты сделаешь не только себя несчастной, но и меня! Уж лучше остаться совсем без ничего и даже жить на улице, чем в одном доме с вот таким вот бессовестным человеком!

— Ну, на улице мы конечно не останемся, — сказала уже более спокойным голосом Анфиса Павловна, которая похоже больше всего переживала за реакцию дочери на эту новость, и ответ которой освободил ее от так не желаемого для нее брака. -У меня есть в деревне небольшое поместье, конечно не здешние хоромы, но довольно-таки приличное жилье. Оно мне досталось от моих родителей, которые рано ушли из жизни. Там мы жили с твоим отцом до твоего рождения. Сейчас за ним присматривает Петр, мой старый слуга и моя служанка с мужем. Но дом в порядке, я постоянно получаю от них письма, и мы можем ехать туда хоть завтра!

— Завтра?! — немного смутилась девушка. А потом подумав поцеловала мать и более бодрым голосом сказала: ну завтра, так завтра! Проводим гостей и начнем собираться. Мне папа часто рассказывал про ту деревню, где вы жили, я с удовольствием уеду туда с тобой от этого бессовестного человека!




4 Глава

Погода была замечательная. Солнце светило совсем не по-зимнему, и хотя вокруг было белым бело, Варя не переставала удивляться тем местам, по которым они ехали.
— Маменька, дорогая, а почему мы никогда сюда не приезжали? Здесь ведь так красиво, ни то что в городе! Я никогда не видела такого красивого леса. Ой, мам, посмотри, там белочка, смотри, смотри, во-о-он на том дереве! — радовалась совсем по-детски девушка.

— Да-а, когда-то я часто бывала в этих местах, знала каждую тропинку, каждый кустик, но потом родилась ты, и мы переехали в город. Отец всегда мечтал там жить, хотел, чтобы у его ребенка было все! А когда умерли его родители, твои бабушка и дедушка, и оставили нам свое имение в городе, то он сразу же и перевез нас туда. Я очень скучала по здешним местами, но мне так не хотелось ехать сюда без твоего папы, а он только обещал-обещал, но всегда был занят. А теперь вот еду, и еду все равно без него. — Женщина тяжело вздохнула, а потом взяла себя в руки. — Как хорошо, что у меня есть ты, девочка моя! — сказав это, она подсела поближе к дочери, наблюдая вместе с ней за мелькающими белыми деревьями за окном.

— Все будет хорошо, маменька! — говорила по взрослому дочка, поглаживая руку матери, лежащую теперь у нее на коленках.
В это время повозка остановилась и женщины услышали какой-то шум.

— Что это?! Что случилось?! — пыталась выяснить причину Анфиса Павловна, приоткрывая дверцу повозки. Но, не успев открыть ее, она тут же захлопнула ее обратно, быстро меняясь в лице. — Господи, сохрани нас, Господи! — шептала она, прижимая свою девочку к себе. — Разбойники! Откуда они тут?!

В это время дверцы распахнулись и грубый голос беспардонно произнес:

— Ваши кошельки, дамочки! Кошелечки!

Не успели женщины даже опомниться, как мужчина в страшной маске вдруг захлопнул дверцу и поспешно отошел прочь. Только скрип снега под тяжелыми сапогами и бранные словечки, которыми осыпали мужчину дружки его, доносились теперь до ушей перепуганных до смерти матери и дочки.
— Кого ты там увидел? — слышали они злые голоса их.
— Да говорю же вам: там она!

— Не может быть!
— Может! Своими глазами видел!
Через несколько минут все исчезли! Стало тихо! И женщины спокойно поехали дальше, поглядывая в недоумении друг на друга, и благодаря мысленно Бога за то что все обошлось!



5 глава

— Что-о?! Опять нажрался?! Как же мне надоело возиться с тобой, старый! — возмущалась на отца девица, вошедшая в ветхую избушку, в которой было не топлено и грязно. — Лучше бы печь затопил, да прибрался, а то кормлю тебя, пою, а от тебя никакого толку.

— Молчать! — попытался вставить слово папаша! — Я тебя вырастил, а ты, неблагодарная, кричать на отца?!

— Вырастил он, где же?! Пока мать была жива, пока и жили по-людски, а теперь вон, посмотри, в кого ты превратился?! Если бы ни я — помер бы уже давно с голоду и холоду. А мне делать больше нечего: хожу ухаживаю за тобой! На-а, поешь лучше, а вина не принесу больше, совсем сопьешься!

Тут в дом зашел мужчина лет тридцати и занес дрова:

— Все возишься с ним?! — обратился вполголоса он к подружке.
— Ну, да! А ты как хотел?! Отец же все-таки! Растапливай скорее, да иди уже к жене, поди заждалась! А завтра не забудь собрать всех на нашем месте!

— А ты, что, здесь собралась ночевать? — недоумевал мужчина.

— Останусь с отцом сегодня! Что-то мне так все надоело! Хочу от всех отдохнуть. А ты слышал, Егор, что Васька сегодня рассказывал?! — Вот умора!

— Нет, а что?

— Ему дружки из Сашкиной шайки сегодня рассказывали, что чуть меня не ограбили. Говорят, что открыл Сашка дверцу повозки, а там — я сижу! И смотрю на него такими невинными глазками. Вся такая чистенькая, ухоженная, словно барыня какая! Ох и испугался же он! И что это было?! — Девушка рассмеялась. — Померещится же со страху!

— Да уж! Вот дела! Ну я то Сашку знаю: у него с головой все в порядке! Он, конечно, любит приврать, ну чтобы такое! Что-то здесь не так!

— Ну, конечно! — засмеялась Соня! У меня значит с головой не все в порядке: разъезжаю значит в дорогих повозках в шикарных таких платьях, а потом переодеваюсь вот в эти лохмотья и продолжаю грабить и убивать? — Так по твоему?!

— Да ты не кипятись, я ни это имел ввиду! Ладно тебе — разошлась!

— Та-а-к! Растопил печь?! А теперь шагай давай, умник! «Я Сашку знаю! Он не мог!»

— Да ладно-ладно, я пошел! Дрова вон в углу, подкидывай!

— Да уж разберусь, иди уже!

Девушка сняла с себя сапоги, распустила косу и взяла с полки гребенку… Расчесывая свои длинные русые волосы, она что-то мурлыкала себе под нос.

— Ты красивая! — донеслось из другой комнаты. Такая же, как твоя мать!

— Скажешь тоже! Проспись лучше, потом и поговорим. Разве я похожа на мамку?!

— Похожа! Похожа, дочка! Я тут слышал ваш разговор с Егором! Пора тебе уже все узнать! Это была ее тайна! Ну я должен, должен тебе все рассказать, потому что не хочу, чтобы из-за нашего греха с матерью, ты была теперь вот такой жалкой и несчастной воровкой и убийцей, что еще хуже!

— О чем это ты, старый? Что там за тайна? Ну рассказывай уже давай, что ты там знаешь, чего я не знаю?!
Девушка подсела к отцу на кровать и стала внимательно слушать его рассказ:

Это произошло 17 лет назад. Мимо нашего дома проезжала барыня, и в это время у нее начались роды…


6 глава

— Маменька! Как здесь мило! А прислуга твоя как нас встретила: такой пир закатили! Городские наши поварихи так не готовили вкусно! А какой здесь воздух, маменька, прям надышаться не могу!

— Вот в этом и причина, родная! Свежий воздух тебе пошел на пользу, вот и аппетит появился! Ну, ладно, отдыхай уже, а завтра я тебе покажу здешние места, договорились?!

— Да, маменька! Договорились! Спокойной ночи!

В эту ночь Варя не могла уснуть. Она подошла к окну и долго смотрела на звездное небо, вспоминая всю свою жизнь.

Когда она была маленькой, отец часто ее выводил ночью на балкон, чтобы вместе полюбоваться звездами. Он рассказывал ей так много о них, что она представляла и себя маленькой звездочкой, которая тоже может кому-то осветить путь. Родители так любили свою дочь, что очень много времени уделяли ее воспитанию: Они вместе с ней ходили в церковь, читали вечерами истории из библии. А когда девочка выходила гулять во двор, давали ей полную корзину со свежими булочки, чтобы она могла поделиться ими с крестьянскими детьми. Все соседские дети прыгали от счастья, когда Варя выходила на прогулку. Когда девочка подросла — она не перестала заботиться о бедных детишках. А вчера перед самым отъездом дворник вручил ей открытку от них. Дети смастерили ее своими руками в честь дня ее рождения! «Как же они там будут без меня?! — грустила Варя. — А бедный садовник? Он никогда не отведает сладостей, которые так любит! Разве кто другой угостит старика?! А голубоглазый офицер?! Сергей Степанович будет очень расстроен, когда узнает, что я уехала. Даже не попрощалась с ним! Как я могла?!» — думала она. — Интересно, он уже знает о моем отъезде или нет?! А может оно и к лучшему, что мы расстались?! Я ведь никогда не смогла бы полюбить его! А он на это так надеется!»

В это время в маленькой избушке, которая находилась в самой чаще леса тоже не спали.

Протрезвевший, наконец-то, отец разговаривал по душам со своей дочерью.

— Я давно хотел рассказать тебе об этом, -говорил он, — но боялся, что ты бросишь меня, и я останусь совсем один.

— Почему же рассказал? Уже не боишься? — прошептала дочь, гладя отца по седой голове.

— Боюсь! Но еще больше за тебя боюсь, смотря, как ты превращаешься из моей милой Сонечки в злую разбойницу-Соньку, которую боится вся округа.

— Да уж! — фыркнула девица, которая погрязла так глубоко в своих бандитских делах, что и выхода из этого уже не видела.
Узнав о том, что у нее есть мать и сестра в загрубевшем сердце что-то произошло. Какой бы могла быть она, если бы 17 лет назад ее не выкрали у настоящей матери?

— Презираешь?! — с осторожностью спросил отец, боясь нарушить воцарившееся в избе молчание.
— Да нет, успокойся, батя! Не презираю я тебя! И не брошу — не бойся! Что сделали, то сделали! Наверное на вашем месте я сделала бы так же, или еще хуже: двоих детей забрала бы сразу, а родителей пристрелила и все на том! Хотя зачем бы мне нужны были эти малютки?! Их же кормить надо, одевать, воспитывать! Я помню, как тяжело вам приходилось трудиться с матерью, чтобы меня растить.

— Да ладно тебе! Мы это делали с радостью! А вот убивать, дочка, — это большой грех! Мне больно слышать такое от тебя! Мы с матерью тебя ни так воспитывали! — старик почесал свой затылок и вздохнул так тяжко-тяжко. — А я ведь ей тогда запрещал делать это! А она как свихнулась: завернула тебя в одеяльце, пока мать твоя была в шоке, и сунула мне, умоляя спрятать поскорее в сенях. Что я только не говорил ей, как не бранил, чем только не пугал. «Неси! — говорит, и все тут. — Это наш шанс!» А когда барышня уже пришла в себя, мы подали ей твою сестру, чтоб покормила, и отца твоего только тогда запустили в комнату, когда все было позади. Как же они были счастливы тогда: любовались-любовались своей малюткой! Им даже и в голову не приходило, что есть еще одна, точь-в-точь похожая на ту, что у них была сейчас в руках.

— Значит мы — близняшки с сестрой? — расспрашивала Соня, подсев снова поближе к отцу, и вслушиваясь в каждое его слово. Ей так хотелось побольше узнать о своих родителях и сестре.

— Да! Близняшки! Когда я услышал ваш разговор с Егором, то сразу и пьянь куда делась! Я понял, что настало то время, которого мы с твоей матерью больше всего боялись. Пока твои родители жили в городе — нам нечего было бояться. Интересно, а почему они решили вернуться?! Ах, ну да, Петр же рассказывал.

— Наш дядя Петр?! Погоди, погоди, это что значит: та барыня, у которой он служит, и про которую он нам всегда рассказывает, и есть моя мама?! — все больше и больше удивлялась Соня. — Вот так дела! Сколько же мне сегодня открывается! А я всегда не понимала, почему вы так интересуетесь его хозяйкой?! Ну надо же! И что? Что он рассказывал? Говори уже скорей! Чего я еще не знаю?

— Твоя мама писала ему, что отец твой - Павел Иванович, умер, и что…

— Умер?! - перебила старика девушка, округлив глаза.

— Да, дорогая, умер, так и не узнав о тебе!
 
— Наверное это и к лучшему! — как можно спокойнее старалась говорить Соня, — не узнал и не надо! Маме с сестрой тоже не за чем обо мне знать. К чему я им такая?

— Неужели ты не захочешь стать барыней, как они?! — осторожно поинтересовался старик, пытаясь разузнать о планах дочери, при вновь открывшихся для нее обстоятельствах.

—  У меня и так все есть! Что, думаешь, у меня меньше денег чем у них?! Да я хоть сейчас могу уехать туда, где меня никто не знает и купить себе дом не хуже ихнего и даже заведу себе слуг!

—  Так что же не уедешь? Неужели нравится тебе убивать и грабить?! Или ты думаешь, что ты - неуловимая?! Петр говорил, что твое лицо на каждом углу развешали - ищут тебя! А с такими, как ты, поверь, не будут церемониться!

— Ну пусть сначала поймают! — сказала сквозь зубы Софья. А потом округлила глаза и как подпрыгнет, что старик аж содрогнулся весь с испугу.

— Ой, мамочки! — бегала девушка с угла в угол. — Ой, мамочки: "мое лицо, мое лицо"! Ужас, ужас! — тарахтела и тарахтела она, как сумасшедшая.

— Что с тобой? Да успокойся ты уже! — переживал старик. Он никогда не видел дочку такой напуганной! — Ты же сама говорила, что тебя не просто поймать! - Успокойся!

— Да причем тут я, старый? Неужели ты не понимаешь? Я о своей сестре - она же на меня так похожа! Даже Сашка нас спутал! Ты понимаешь это?! Ужас! Ужас! У-у-ужас!!!!

— Ой! А я и не подумал об этом! Ей значит грозит опасность! Пойдет девка на прогулку, а ее там: цап, и все тут! А потом докажи всем что ты — это не ты! И подумают ведь, что специально под барыню нарядилась!

— А дядя Петр? Скажи, батя, он что, тоже все знал? Ну про меня, про то, как вы… А если он расскажет все моей маме?

— Ну, хотел бы, давно бы уже рассказал! Он, конечно, был очень зол на свою сестру: кричал, ругался, даже грозился забрать тебя у нас, рассказать хозяйке… Но братские чувства все же возобладали: не смог он лишить свою сестру единственного счастья в жизни, которое появилось у нее. Ведь он знал, как сестра его страдала долгие годы от того, что Бог не дает ей детей. А со временем даже стал помогать нам чем мог!

— Да уж, вот это сегодня денек, у меня просто кругом голова идет от всех этих новостей! Ну что же нам теперь делать, отец?! Похоже придется мне все-таки встретиться с моей сестрицей, а? Не знаю еще: как и где, но нужно с этим не затягивать!


7 Глава

После завтрака мама с дочерью отправились на прогулку к речке.

— Представляешь, дочка?! Петр - мой старый слуга, сегодня все утро запугивал меня разбойниками и говорил, что мол: зря мы с тобой сюда приехали! Я, прямо-таки, не узнаю его! Раньше он так любил меня, а теперь как будто и не рад моему приезду!

— Ну, полно тебе, маменька, расстраиваться! — утешала Варя. - Мне кажется, что он потому и переживает, что любит тебя! Ведь о разбойниках-то он сказал тебе правду! Вспомни, что было с нами вчера! - У меня до сих пор перед глазами стоит тот человек в маске!

— Ну вот и Петр говорит мне, что за последнее время уже вторая шайка появилась в нашем лесу. Многих из них, правда, поймали! И, представляешь, перед тем, как повесить их, многих разговорили. И, знаешь, что они рассказали?

— Ой, мам, погоди, мне так жутко обо всем этом слышать, особенно о том, что их повесили. Разве можно так с людьми?!

— Доченька, о чем ты говоришь, эти разбойники — не люди, ты послушай, я сама сегодня была в шоке, когда Петр мне все это рассказывал: Так вот, если прошлая банда просто грабила людей, то эта еще и убивает. На нас, как я поняла, напала банда, которая только грабит, потому что они были в черных масках. А те, другие, маски не надевают, они просто убивают сразу и все, чтоб свидетелей не было! И самое главное, что меня просто поразило, так это то, что главарь их банды -
 девушка. Она твоя ровесница, представляешь?! О ней мне уже Марфуша рассказала, которая услышала наш разговор с Петром.

— Девушка? — Ой, маменька! А что будет с ней? Ее что, тоже повесят? — чуть ли не плача спрашивала Варя.

— Я тебя не понимаю, дочка! Тебе что, жалко какую-то девку, которая безжалостно грабит и убивает?!

— Мне жалко! Может она не такая уж и злая, как о ней говорят?! Может у нее что-то случилось в жизни. Ну кто ее знает?! Мне, конечно, очень жалко тех людей, которых она ограбила и убила, но ее почему-то тоже очень жаль! Наверное ее родителям больно от того, что она такая! А может у нее их и вовсе нет, поэтому так и пошло все у нее!
 
— Я думаю, что у нормальных родителей не может быть таких детей! Вот ты же у меня не такая!

— А если бы была такая, ты бы отвернулась от меня, маменька?
 
— Ну что ты говоришь такое, дочка?! Ну что ты говоришь?! — махала руками барыня, не желая даже слушать об этом.

— А я вот думаю, что Бог дал бы ей шанс! Помнишь, как Он простил разбойника, который висел рядом с ним на кресте?! Он бы и ее простил, только бы она покаялась! Только бы покаялась!

 Некоторое время женщины шли молча, думая каждая о своем. Погода была тихая, на речке уже начинал таять лед и пахло весной.

— Маменька! — нарушила тишину Варя! — А с папой вы тоже гуляли по этой тропинке вдоль реки? — Здесь так красиво!

— Да, дочка! Это любимое место твоего отца, я потому и привела тебя сюда! А тебе здесь правда нравится?

— Очень! Здесь так тихо и красиво! Представляю, как здесь будет весной, когда природа вся оживет!

— Да-а! Здесь будет великолепно!

— А когда ты впервые увидела моего отца, ты сразу его полюбила? — после небольшой паузы спросила Варя.

— Да! А почему ты спрашиваешь? Вспомнила своего хорошенького ухажера?! — с улыбкой на лице спросила мать.

— Ну, мам, совсем не моего! Он, конечно, хороший и любит меня, но у меня вот нет каких-то особенных чувств к нему, может быть больше жалость?! А он — бедный, так страдает!

— Жалко! Из вас получилась бы прекрасная пара!

— Что-то я уже так продрогла, маменька, а не возвратиться ли нам уже домой?! Так горячего чая хочется!

— Да, конечно, дорогая, я тоже уже начала замерзать! Пойдем домой!


8 Глава

 Вечером Варя, как всегда, читала свою любимую книгу - библию, которую ей подарил отец. В те времена это был очень дорогой подарок, далеко ни каждый мог себе его позволить. Но он позволил, когда увидел, как девочка тянется к познанию Бога. И теперь, это было единственное сокровище, которое досталось дочери от отца.

— Иисус! — молилась Варя, держа книгу в руках, — помоги той девушке, которая убивает людей! Прости ее и помоги ей, Господи! Сжалься над ней и дай ей второй шанс, чтобы она смогла измениться!

Не успела Варя сказать: «Аминь!», как вдруг, за окном послышался какой-то странный звук, похожий на чьи-то шаги, или даже прыжки.

«Кто это?!» — испугалась девушка и подошла тихонько к окну. Она пыталась рассмотреть через окно, что там происходит. Лунный свет и звездочки в небе слегка освящали двор, но этого было мало — Варя ничего не видела там. Как вдруг, прямо перед ней появилось чье-то испачканное лицо. Оно пристально смотрело на нее с той стороны. Девушка захотела закричать, но от страха у нее пропал голос, и она только тихонечко смогла прошептать:

— Ой, мамочки! — Это же я!

 Два совершенно одинаковых лица смотрели друг на друга, как в зеркало, боясь даже моргнуть глазами. Единственно, что отличало эти лица, так это то, что одно из них было немного грязным.

 Показав жестом, что хочет войти, девушка, которая была снаружи, улыбнулась, а та, что стояла здесь внутри послушно отодвинула засов и впустила «свое отражение» в комнату!

— Не бойся! — Тихим голосом сказала Соня сестре, ловко спрыгнув с подоконника. — Я не причиню тебе зла! Да очнись же ты уже! — прикоснувшись к плечу, до смерти напуганной девушки, сказала она.

Почувствовав прикосновение живого человека, Варя постепенно пришла в себя и, немного запнувшись, чуть слышно спросила:

— Ты кто? И почему у тебя мое лицо?

От этих слов Соня чуть не рассмеялась во весь голос, но, вспомнив, что ее могут услышать, сдержала свои эмоции, прикрыв рот рукой.

 Долго разговаривали в этот вечер сестры, и целовались, и обнимались и подпрыгивали от счастья. Огромная любовь друг ко другу разгорелась в их юных сердечках — такая большая, что они и расстаться не могли: так и просидели почти всю ночь рядышком — в обнимку.

— Ну почему ты не можешь остаться у нас? — не понимала Варя. — Мы с тобой все расскажем нашей маме, и она будет счастлива так же, как и мы, нет: даже больше!

— Не сейчас, сестренка, не сейчас! — Поверь, так будет лучше! Но я приду еще! Жди!

Когда Соня ушла — Варя уселась возле окна, укуталась одеялом и просидела так до самого утра, думая о том, что у нее теперь есть родная сестра. — Как же она была счастлива! Только когда послышались шаги матери, которая шла звать ее к столу — девушка быстренько нырнула в свою кровать и закрыла глаза.

Как же тяжело было Варе скрывать от всех свои эмоции, но она ведь дала слово, и должна была его сдержать! Даже от прогулки в деревню сегодня ей пришлось отказаться, сославшись на легкое недомогание.

  Теперь каждый вечер Соня приходила к своей сестре. Варя ей с удовольствием рассказывала об отце, о своем ухажере, о всех своих друзьях в городе, все, что только могла вспомнить. И, даже, о Жалине рассказала, как обошелся он с ними и, как теперь из-за него им было трудно жить.

— Почему же ты мне так мало рассказываешь о себе, сестренка?! — спрашивала, немного обиженным голосом, Варя. Но Соня, как всегда, только меняла тему разговора.

— Не обижайся, родная! — оправдывалась она сегодня, заметив грусть в глазах сестры, — я так рада, что нашла тебя, и мне очень не терпится познакомиться с матерью, но я не могу, поверь, — мне страшно!
 
— Страшно?! — удивилась Варя. — Чего же ты боишься? — Я не понимаю!

— Вы - очень хорошие! — сказала Соня, — а я! Я не такая! Вы не полюбите меня, если узнаете всю правду обо мне! — После этих слов девушка быстро оделась и ловко выпрыгнула через окно во двор.

И только сейчас Варя все поняла. — С большими от удивления и печальными глазами она стояла теперь перед окном, размышляя обо всем происшедшем, а слезы так и  бежали-бежали, не переставая, по ее пылающим девичьим щекам, и, казалось, конца им уже не будет. Как же раньше она над этим не задумывалась?! Теперь это все было так явно: Поведение сестры, ее грубоватые манеры, и словечки, которые, как бы она их не сдерживала, вылетали всегда наружу! А главное, это то, что Варя, вдруг, вспомнила того мужчину в маске и его испуг, когда он, увидев ее — передумал грабить. — Все теперь стало на свои места. И мамин рассказ о девушке — ее ровеснице, теперь тоже лишений раз все подтверждал.

 Как же плакала девушка в эту ночь! Как же ей было больно! Она не презирала свою сестру, — нет! Теперь она любила ее еще больше, ведь понимала, что может потерять ее навсегда! От одной только мысли о том, что ждало Соню — все тело покрывалось мелкой дрожью, и хотелось громко кричать и плакать. Какое же будущее у нее?! Виселица?! — "О, Господи, что же делать?"

Варя стала на колени и, со слезами на глазах, молила Бога что-то сделать для ее дорогой и непутевой сестрицы. «Только Ты! — говорила она, — Только Ты можешь помочь моей родненькой Сонечке! Помоги ей, пожалуйста, Господи! Помоги! Дай ей шанс все исправить! Дай ей шанс!»

И вдруг, девушке стало так легко-легко на сердце, что она легла и уснула.



9 Глава

 На улицах города было слякотно из-за таявшего снега. Лошадей кучер не гнал сильно, чтобы не обрызгивать прохожих, поэтому повозка передвигалась очень медленно.

— Ну почему мы тянемся? — возмущалась Соня, которая, то и дело, поправляла свою новенькую шляпку. — До чего же неловко мне в этой барской одежде! — жаловалась она Петру.

— Ничего, потерпи, если хочешь помочь сестре! Ты должна выглядеть, как она: и не только внешне, но и манеры должны быть такими же, как у нее, иначе Жалин вмиг тебя раскусит.

— Не раскусит! — Я хорошая актриса! — засмеялась девушка и произнесла несколько фраз таким милым голоском, что Петр и, сидевший напротив него безупречно одетый Егор, не выдержали и рассмеялись тоже.
 
— Ты уверена, что тебе хватит денег? — поинтересовался Петр.

— Да, мой заботливый дядюшка, не переживай! У меня их достаточно!

— Ну вот, приехали! Во-о-н его дом! Вы, барышня, идите! А я, пожалуй, здесь у ворот постою, я же все-таки - Ваш слуга. — Сказал с сарказмом старик и отошел в сторону.

— Слушайте, а мне уже нравится этот образ! — посмеялась Соня в ответ Петру, и обращаясь теперь к Егору добавила:

— Не забывай, что ты сегодня — мой жених, а не какой-то там: "разбойник с большой дороги", поэтому и веди себя, как полагается, понял?! Ну, разве что этот Жалин начнет отпираться и не захочет продавать нам то, что ему и так не принадлежит по праву, тогда уже можешь и забыть про все эти светские манеры, и врезать ему, как следует!



10 Глава

  Целый день Варя думала о сестре. И даже от матери у нее не получалось сегодня скрывать свое настроение.

— Девочка моя! Ну что с тобой? На тебе и лица нет! Ты не заболела? — переживала Анфиса Павловна. Надо бы лекаря позвать! И как назло: Петра нет! Отпросился ведь на несколько часов, а сам так и не появился! Скоро стемнеет, а его нет! Вот куда подевался?!

 Услышав про Петра, — девушка еще больше изменилась в лице. Она знала, что их слуга навещает Соню, и, наверняка, сегодня тоже поехал туда. «Ну почему же он не возвращается?! Не случилось ли чего?!» — не находила она себе покоя. Предчувствуя что-то плохое, Варя опять сослалась на недомогание, успокоив мать, что это от здешнего переизбытка кислорода, и пошла к себе в комнату.

 Долго сидела сегодня Варя у своего окошка, ожидая сестренку, но той так и не было: ни через час, ни через два… Сердце выпрыгивало из груди, а руки были холодными, "ватными" и непослушными; мысли разные все лезли и лезли в голову, и не было сил уже больше все это терпеть!
 
 Одевшись потеплее, девушка открыла окно и попыталась вылезти. С трудом выбравшись на улицу, Варя побежала к соседней конюшне, в которой надеялась встретить молодого слугу, с которым она недавно познакомилась. К ее радости — он был тут. От удивления, юноша даже рот раскрыл, увидев в столь поздний час прекрасную Варю перед собой.

— Варвара Павловна? — спросил он заикаясь. — А Вы что тут делаете?

— Федя, миленький! Мне нужна твоя помощь! — молила Варя, дергая его за рукав. — Отвези меня к дому Сони! Отвези скорее! — видя недоумение парня, девушка пояснила: Ну той Соньки из леса, которую все боятся! —
У парня от этих слов аж дыхание перехватило: Ехать в лес ночью, да еще и к разбойнице-Соньке?! Но за эти дни он так привязался к своей юной, прелестной хозяйке, что даже и не думал сейчас перечить ей, хотя сильно боялся ехать.

— Ну, что же, поедем-те, барышня, раз Вам это так надобно! — только и произнес Федор, и пошел отвязывать лошадей.



11 Глава

 Соня с дядей и Егором решили остаться в эту ночь в купленном особняке. Бумажные дела заняли гораздо больше времени, чем ожидалось. И, хотя девушка всеми средствами пыталась ускорить этот процесс, еще и на следующий день ей нужно было оставаться здесь, чтобы все дела закончить!

— Хорошо, хоть драться не пришлось! — смеялась Сонька, расхаживая по комнатам, и рассматривая все с большим интересом. — Ты видел глаза этого Жалина, когда я назвала сумму, за которую готова купить дом?! — обратилась она к развалившемуся на шикарном диване другу.

— Да уж! Я не забуду этого выражения лица! — рассмеялся тот. — Он так боялся, что мы, вдруг, передумаем, что даже отдал нам ключи от особняка заранее!

— Это точно! А сколько ты ему уже заплатил? Не слишком много для задатка?!

— Все нормально, не переживай! Никуда он от нас не денется! — Половина бумаг уже у нас на руках!

Как же радовалась в эту ночь Соня: она лежала на шикарной постели, какой еще в жизни своей не видала, и представляла, как здесь будет скоро спать ее сестра! «Ох и обрадуется же Варька! — думала девушка. — Она даже не представляет, что я лежу сейчас на ее чудесной кровати! Надо будет поскорее перевезти ее сюда! Мама тоже будет счастлива! Интересно, как она отреагирует, когда узнает обо мне?! — с этими мыслями Соня уснула.


 К полудню следующего дня все документы были подписаны и с хорошим настроением все поехали домой.

Попрощавшись со своим дядей у тропинки, ведущей к ее старенькому дому, Соня вприпрыжку побежала к отцу. Егор шел следом за ней, как верный пес, радуясь за свою молодую хозяйку.

— Папа, папа! — не могла скрыть своих эмоций девушка, открывая двери в дом.

Но что это?! Все раскидано! Старик сидит за столом, весь не в себе, и вытирает слезы с опухших глаз. Увидев Соню, он подпрыгнул резко, и побежал ей навстречу:

— Доченька! Ты в порядке? Девочка моя! — кинулся было старик ей на шею, но Соня убрала его руки в недоумении:

— Что произошло, отец? Что здесь случилось? Почему ты плачешь?

— Здесь была твоя сестра! — еле вымолвил отец.

— Варя?! Она была здесь?! — до смерти перепугалась девушка, которая надеялась, что сестра ничего не знает о ее ужасной жизни.

— Да! Дочка! Да! — еще больше расплакался старик.

— Да что же случилось?! — истерически уже заорала Соня. - Ты можешь все объяснить наконец? Почему здесь все вверх дном и где Варя?

— Ее забрали! - еле вымолвил старик.

— Как? Кто? Когда? — кричала не своим голосом Соня.

— После того, как ты с Петром уехала, в дом ворвались какие-то люди и спросили тебя. Я сказал, что не знаю, где ты. Тогда они ударили меня так сильно, что я упал, а когда очнулся, то увидел ее перед собой! Я вначале даже не понял, что это не ты. Но когда она заговорила, то мне все сразу стало понятно! И тут вышли эти люди из спальни, в которой прятались, грубо связали ей руки и поволокли на улицу! А она даже не сопротивлялась! И паренька ее потом тоже повязали!

— Почему же ты им все не объяснил, что это не я?! Почему?! — кричала Соня.

— Да говорил я им, а они посчитали, что я из ума выжил. Тем более, что она сама подтвердила им, что она — Соня!

— Что?! — еще пуще разрыдалась девушка. — Бедная моя сестрица, бедная Варечка, она же меня спасала: меня — злую, никуда негодную сестру. Что же теперь будет, что же будет?

— Она оставила тебе письмо, дочка!

— Письмо? Какое письмо? Когда она его написала? Ты же сказал…

- Когда ей сказали прощаться со мной, она попросила у меня листок бумаги и перо! Потом… потом я услышал, как мужики говорили об виселице… утром… — старик рыдал, как ребенок, стоя на коленях, и обнимая ноги своей, опешившей от горя, дочери.
 
— Что? Как утром? Сегодня утром? Но уже обед! Отец, скажи, что это неправда?! Скажи отец, умоляю! — рыдала, валяясь на холодном полу Соня, раздирая на себе одежду! Нее-е-т! — кричала она. Егор попытался поднять ее, но было бесполезно, она швыряла в него всем, что попадало ей только под руки. — Это все ты! Ты! — кричала она ему! Ты меня в это втянул. А я - молодая, глупая послушала тебя! А теперь мы с тобой на свободе, а сестренка моя: чистая и невинная...... 

— Это моя вина! — вдруг простонал старик, схватившись за сердце, попятился назад и упал на пол прямо у ног дочери.

— Отец! Нет! Нет! Только не сейчас! Папочка! Нет! — кричала она, обезумев от горя. — Не оставляй меня одну, пожалуйста!


Время шло. Егор ходил по комнате, думая что делать дальше.
Соня сидела за столом и, со слезами на глазах, читала письмо, которое написала ей ее любимая сестренка:

«Дорогая Сонечка! Прежде всего прошу тебя: не плачь! Я благодарна Богу, что мне дали 5 минут на то, чтобы я могла написать тебе это письмо! У меня мало времени, но я постараюсь написать тебе самое важное:

Когда я поняла то, что ты пыталась от меня так долго скрывать, мне стало очень больно от того, что я могу тебя потерять! И я помолилась, чтобы Бог дал тебе шанс! И Он его тебе дает теперь! Пусть очень дорогой ценой, но дает! Не упусти его! — это моя просьба к тебе. Пусть моя смерть не будет напрасной! Помни о том, что я умираю, как Соня, а ты с этой минуты будешь жить, как Варя! Я хочу, чтобы ты полюбила нашу маму так же сильно, как люблю ее я, и чтобы она любила тебя, как меня, и никогда не узнала, что ты — это не я! — Ее сердце не выдержит этого! Береги ее! — прошу. Твой старик успел сказать мне, что ты поехала выкупать для нас наш дом! Я тебе очень благодарна за это! И маменька наша тоже будет очень-очень рада, когда узнает об этом!
Поезжайте с ней туда! Тебе нельзя здесь больше оставаться! Познакомься со всеми моими друзьями — я тебе о них рассказывала. И еще, если тебе понравится Сергей Степанович, я очень буду рада, если вы будете вместе!

Не говорю: „Прощай!“ Говорю: „До встречи!“ Хочу, чтобы ты прожила хорошую, долгую жизнь, совершая добрые поступки, как это делала я! А когда наступит время, мы встретились с тобой на небесах!

— твоя сестра.»



12 Глава.

Прошло пять лет.

В гостиной за столом сидела большая дружная семья: Варвара Павловна сидела рядом с Сергеем Степановичем. Напротив них сидела молодая бабушка: Анфиса Павловна, которая учила своих двух внучек хорошим манерам.

«Молодец дочка, — думала она, смотря на девочек, — родила сразу двух красавиц! Им и расти веселее, не то что ей было в детстве… Интересно, вроде у нас в родне ни у кого не было близняшек. Надо же, как они похожи, иногда даже путаю кто есть кто! — потом посмотрев на счастливую Варю, подумала: Вон как смотрит на своего Сергея, а говорила: „Не люблю, не люблю!“ — Вот ведь как бывает!»


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.