Про материнский капитал

«Ад полон добрыми намерениями и желаниями»
Джордж Герберт

  Есть мнение, что природные богатства страны принадлежат народу. Конечно с точки зрения формальной логики это так. Но вот народ почему-то так не думает. Владельцем общих богатств он может назвать кого угодно, но только не себя. И он прав, потому что в отличии  от конституции СССР,  конституцию РФ 1993 года читали все: “земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. В СССР все свято верили партии и правительству, в непогрешимость основ марксизма-ленинизма и справедливость, но колос на глиняных ногах рухнул, и основная масса населения почувствовала себя обделённой. Объективное содержание   всех недр заменили знаками языка, забыв, что между понятиями должна быть связь. Народ хочет, чтобы она была. И тут, в 2007 году появляется «материнский капитал», спасительная верёвочка для удержания раздувшегося воздушного шарика, под названием государство. Стало возможным серьёзно рассуждать о цене человеческой жизни. До этого момента, почти 14 лет, оценка стоимости жизни была субъективной, основанной на мнении самого народа, а теперь жизнь определилась размером «материнского капитала».
   «Край родной долготерпенья», ласково называл Ф. И. Тютчев место, в котором мы живём. Многие задаются вопросом, а зачем «материнский капитал» придумали? И сами же на него пытаются отвечать, в основном женщины, так как капитал, руководствуясь той же формальной логикой, ориентирован в первую очередь на них. Хотя мужчины имеют равные права на его получение, но об этом ниже. Итак, мнения разделились на три лагеря: недовольные, агрессивные и наблюдатели. Основная масса дам, это просто недовольные, требование которых сводится к словам: мало дали. Социальный статус этой части населения узок и беден. Это статус заскучавшей домохозяйки, обременённой заботой о детях, спящем муже, нудной свекровью и бытом. Голос её слабый, невнятный, с провинциальным говором, которым она вещает у себя на кухне, за плитой о трудностях жизни, о том, что не дают места в детском саду, муж мало зарабатывает, в квартире одна комната на четверых, продукты дорожают и про нищенское пособие. Но она живёт, посмеиваясь, болтая по телефону с подружкой, собирает детей в школу, и наконец, оставшись одна, ложиться на диван и мечтает о том, на чтобы потратить свой капитал. Так ничего не придумав, она засыпает. Ей снится трёхкомнатная квартира с большой кухней, раздельным санузлом, балконом, в новом микрорайоне, с детской площадкой во дворе, детским садом за углом. Потом ей приснился дом с мансардой на берегу Чёрного моря, огородиком с цветущей черешней и много солнца.
И вдруг из света выходит Анатолий Мошкин-врач детской реанимации городской больницы №4 города Ижевска с листом цвета старой газеты, на которой написано «сертификат». Но блаженное состояние дамы было не долгим. Чёрная туча 2016 накрывает  врача, он растворяется в воздухе, оставив на прощание жёлтый лист. Нужно пояснить, что появление никому неизвестного врача во всей этой истории не вызвало никакого общественного резонанса в обществе. (Статью о письме Мошкина к президенту, в котором высказаны соображения на тему денежного поощрения женщин с целью улучшения демографической ситуации,  можно прочесть в газете «Известия» Удмуртской республики №97 от 02 сентября 2010 года.)  Наша дама не читает газет и сон лишь плод воображения, но такое письмо могло быть. В этом я не сомневаюсь.
  С другой стороны письмо, гражданина РФ  лично президенту могло бы стать отличным пиар ходом для поднятия доверия. Но эффекта не получилось, наши граждане, не избалованны, чтобы адекватно оценить масштаб запланированного мероприятия. Неуверенность правительства в своих делах, есть нормальное состояние. Эта болезнь очень заразная, и она прогрессирует, а подобные шаги вызывают рецидивы среди отдельных граждан. Ещё не стёрлась из памяти людей ваучерная приватизация, которая была большой аферой государственной власти. Кто прочёл указанную выше статью, то наверно обратил внимание на цитату из письма врача: «в перспективе каждый гражданин отработает эти вклады и принесёт больше пользы для страны». Сказал человек, у которого двое детей и внук, а может уже не один. (Из досье КП). Есть над чем задуматься будущим родителям.
   В то же время это редкий случай диалога общества с властью. За период новейшей истории не было ничего похожего, я бы сравнил федеральную программу  материнского капитала по масштабности с Манифестом об отмене крепостного права  1861 года. И здесь и там человек получил нечто, чем стоит дорожить: свобода и деньги. Подаренная Александром вторым идея свободы вывела крестьян из собственности помещиков, предоставила бывшим рабам гражданские права, без возможности  цивилизованной реализации, интеграции в гражданское общество. Свобода в представлении низших сословий 19 века воспринималась, как призыв к действию, возможности лёгкой наживы, через преступление. Сейчас государство даёт деньги людям, не важно, как они называются, тем самым ставя в зависимость от государства. Вместо того чтобы защищать от произвола денег, оно поступает также как помещик, поощряет рождаемость для улучшения своего благосостояния.
  Подмена понятий в наши дни стало повсеместным явлением. Деньги сделались золотым ключом к свободе. Со всех сторон на нас давит пропаганда денег, как средства для счастья. Мало кому удаётся самостоятельно бороться с этим явлением. Представление людей о счастье, также как и свободы остаётся ещё далёким от представлений свободой личности.
  В силу своей природы женщина наделена, свойственными только особи женского пола качествами материнства: биологическим (вынашивание,  рождение ребёнка) и социальным (выкармливание). Де-факто получатель материнского капитала должен обладать именно этими качествами. Но без мужчины реализация программы материнского капитала была бы невозможна. И в этом наблюдается некоторое ущемление прав мужчин, по половому и социальному признаку. Этот пробел в законе может успешно реализовываться на местах. Например, в республике Коми отцам,  у которых родился второй ребёнок,  выплачивался «отцовский капитал», в размере 25 тыс. рублей. Правда информация устарела, и как дела обстоят там сейчас, мне не известны, вполне возможно, что инициатива действует и сейчас. Депутат в государственной думе предложил, так называемый  «закон самца», мотивируя тем, что «у некоторых мужчин есть несколько детей от разных женщин, каждая из которых по отдельности не подпадает под программу материнского капитала. Давайте стимулировать таких плодотворных мужчин, чтобы они могли получать отцовский капитал, направляя его, в том числе, на уплату алиментов».
  Возвращаясь к знаменитому врачу Мошкину, хочу признать его недальновидность, в определение денежного вознаграждения. Следовало бы капитал назвать «отцовским», хотя бы из принципа солидарности к мужчинам. При сохранении всех  ограничений по обороту капитала, доминантное права отца,  распоряжаться капиталом было бы целесообразным, с точки зрения более разумного расходование средств. Ведь женщина обремененная заботой о потомстве не в состоянии адекватно оценивать искусственную реальность. Так или иначе, она, обладательница ценного сертификата, вынуждена обращаться за помощью к мужчине, который чувствуя себя за «бортом» с нежеланием подходит к делу, что отражается на результате. От этого страдает в целом семья.
  Меня могут обвинить в дискриминации женщин, но в этом слове нет ничего плохого. Дискриминация по половому признаку - это естественно явление, возникшее в результате эволюции живых организмов. И никогда женщина не станет мужиком, и наоборот, тоже не произойдёт. У нас разные задачи в процессе выживания, поэтому представления о проблемах и подходы к преодолению их отличаются.  Важнее научиться различать правовую дискриминацию, когда ущемляются права одних граждан, в угоду прав других, что мы сейчас наблюдаем в обществе. В конце процитирую слова М. Горького: «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе,- мы убьём свободу своими же руками…» 

.   
23.01.2015


Рецензии