Крутой яр

Яров в деревне было несколько. Да к ним ещё надо добавить лога. Село наше располагалось на увалах, плавно сбегающих к реке, а потому порой трудно было впервые попавшему к нам человеку разобраться, где  увалы, где овраги, а где яры. А вообще-то у нас слово «овраг» не приживалось как-то. Разве что городские родственники, когда приедут погостить, называли так природные да стихийные промоины. Талые да дождевые воды славно потрудились, скатываясь к реке. Они и образовали яры, пробив весенними ручьями глубокие промоины, глубина которых достигала десятков метров, а длинна сотен метров. Яры пересекали деревню в нескольких местах и, как бы, образовывали районы. Они так и назывались – Ремизов Яр, Гнетнев Яр, Зюськов Яр, Баршкин Лог, Давыдов Лог, Маслелехин Лог и просто Лога. Говорили: «А наша корова за Яром паслась», «А я ныне в Крутом Яру веников навязала», «За Зюськовым Логом ягода хорошая вызрела». Всё, что касалось разговора о территории, связывалось с ярами.
Были внезапные яры. Это в году 1962 сильная весна была. Зимой снегу Бог не пожалел. И то сказать, по трубы дома засыпало. Весна началом апреля взялась сильным теплом. Ну и пошла вода. С увалов или как у нас говорили - с горы – понеслись потоки. Шум стоял тогда больше недели. Возле дома Кретинина Григория ручей себе дорогу пробил. А утром один раз встали люди и вот оно диво – самый настоящий яр образовался. Едва ли не под домом. Его потом вся деревня навозом заваливала, так как он грозился дорогу пересечь. В 2012 г. от него уже ничего не осталось. Но тогда он много неудобств принёс жителям деревни. И коровы в него падали, и ребятишек придавливало обвалившимися комками глины. Но и плюс был. Теперь после чистки скотных дворов после зимы, навоз не вывозили за деревню и не накапливали возле домов, а свозили в Кретинин Яр. Эта мера и то, что не случалось больше такой весны, но яр зарос.
Знаменит был и Ремизов Яр. Никто не припоминал, когда он образовался. Однако в пору моего детства он уже достигал 20-25 м. вглубь и длинна русла доходила до 300 м. Весной по нему нёсся мощный поток воды, который пересекал дорогу и скатывался мимо Ремизова подворья в реку Тарабу. При этом он выносил огромное количество глины и песка, что создавало благоприятные условия для купания в реке летом. Дно в месте впадения ручья в реку было песчаным. Отсюда и название места для купания – Пески. В откосах яра стрижи и скворцы устраивали себе гнёзда. Мы частенько наведывались туда «погонять стрижей». Гнёзд мы не разоряли, так как боялись, что стриж может навлечь беду. У нас поверье по деревне ходило, что стриж это брат ласточке. А если ласточку разорить, то она пожар принесёт. А если её брату навредить, то тоже дом сгорит. Мы засовывали руку в норку, и если там находился стриж, то он начинал клевать пальцы. Нам забавно было. Когда стрижи начинали выводить птенцов, старики распространяли по деревне слух, что «змеи заползли в стрижиные гнёзда». Нас это очень пугало и мы на долгое время оставляли стрижиную забаву, переключаясь на что-то другое.
Летом дно Ремизова Яра зарастало непролазными лопухами, лебедой, осотом, ивняком и клёнами. Впоследствии это приведёт к тому, что яр укрепится корнями растений, а сбрасываемые в него навоз, земля и прочие  отходы деревенского быта прекратят размывание. Мы пользовались яром и его зарослями, когда подкрадывались к Бакиному огороду. У них огород подходил прямо к краю яра. И как раз на этой кромке они сеяли подсолнухи. Вот мы и подкравшись по зарослям, часто пользовались плодами их стараний.
В 2013 г. яра, по сути, не стало. Он  полностью зарос клёнами и ивами. Их верхушки уже торчат выше его уровня. На месте грозного Ремизова Яра я нашёл мелкий овражек, заросший травой и кустарником. Иначе это называется буерак. Теперь с его склонов не прокатиться на лыжах и лотках, да и скотина не забредёт туда, боясь непролазной чащобы.
Конечно, выше всяких сравнений, восхищений, эпитетов был Крутой Яр. Он состоял как бы из двух яров, которые сходились в один. В детстве я слышал рассказы стариков, что яр раньше был один «который теперь березняком зарос». Когда стали распахивать целинные земли, то поверхность территории изменилась и сточные дождевые и талые воды образовали новый поток, который пробил себе русло рядом со старым яром, сойдясь с ним метров через 200. После чего по старому яру не стало протекать много воды и он перестал разрушаться. Попадавшие в него семена берёз стали благоприятным местом для их роста, что и укрепит яр окончательно. А новый яр вошёл в буйство и за несколько лет превратился в место, которое пугало всех. Глубина  достигала 40 м. На его дне били несколько слабеньких ключей, которые образовали трясину. Талая вода весной падала вниз с большой высоты, а потому её шум было слышно далеко.
В Крутом яру мы не позволяли себе шалостей. Относились к нему серьёзно. Из отвесных стен яра выходило несколько промоин, которые были похожи на пещеры. Мы спускались на верёвках по отвесной стене и, дрожа всем телом, осматривали эти пещеры. Врали, конечно, при этом. Говорили, что «когда Колчак отступал, то он тутака людей закапывал». Часто стены яра обваливались, и мы не рисковали подходить близко к краю.
Была у нас одна забава в этом яру. Набрав в тайне у своих отцов пороха из их охотничьих припасов, мы мастерили бомбу. Засыпали порох в подходящий металлический сосуд с плотной крышкой. В промоину сбоку яра натаскивали солому и на неё опускали на шпагате бомбу. Потом бросали факел огненный вниз и, отойдя, ждали взрыва. Гремело сильно. Но потом наши отцы прознали про это дело, дали нам доброй трёпки и на этом наши увлечения бомбовыми делами закончились. Теперь он тоже зарос. Ввиду малоснежности зим и отсутствия распашки земель вокруг яра больше талые воды не протекают по нему. Ключи затянуло и забило обвалившимися комьями земли, трава и берёзы облюбовали, это ставшее по воле природы, заповедное место. Птицы, бурундуки расселились здесь и чувствуют себя вольготно. Люди и скот сюда давно уже не заходят. Приятно смотреть с высоты на панораму некогда грозного, а теперь, кажется, уставшего и от того притихшего Крутого Яра.


Рецензии