тайна черного квадрата

Последнее летнее утро выдалось на редкость дождливым и холодным. Москва как будто плакала от безысходности, не желая расставаться с летом. Катерина доживала свои последние спокойные денечки в двухкомнатной квартирке в Митино и готовилась к вступлению в студенческую жизнь. После организационного собрания Катя чувствовала какой-то затаенный страх и неуверенность в себе. "А правильно ли я сделала? А смогу ли я там учиться?" - спрашивала она себя. Все было против нее: университет был расположен аж на Курской, ехать туда два часа, здание было старое и грязное, как какая-то поликлиника, окружение тоже было не из лучших. Катя невольно передернулась, вспоминая всех присутствующих на организационном собрании. Она то надеялась увидеть там нормальных людей, и каково же было ее удивление, когда к ней обернулись мажоры, чересчур смазливые мальчики, крашенные-перекрашенные стервы девочки. "Боже! Куда я попала! Я опять как белая ворона." - думала с ужасом Катя, поднимаясь наверх в надежде увидеть свободное место, но его не оказалось и все два часа пришлось стоять в этом душном зале, среди этих людей. Пальцы девушки судорожно сжались, в следующую секунду она поняла, что сжимает кисточку. На каком-то автомате Катя взяла лист бумаги и начала творить. "О! Черный квадрат?" - прозвучал неожиданно голос папы. Катя вздрогнула и посмотрела сначала на папу, потом на свою картину. Действительно, на белоснежном листе бумаге чернел квадрат. "Наверное…" - задумчиво протянула Катя. "Слушай, а хочешь в Третьяковку съездим?" - неожиданно предложил отец. В синих глазах Кати промелькнула искра радости. "Конечно!" - воскликнула она, но тут же осеклась - "это ж далеко, а машина в сервисе…" "Мы на метро поедем, ничего!" - обнадежил ее папа. "Прям сейчас?" - с затаенной надеждой смотря на отца спросила дочь. "Собирайся." - коротко ответил отец и вышел из комнаты. Через сорок минут Катя вместе с родителями тряслась в вагоне метро. Отец говорил с мамой о чем-то серьезном, а Катя снова ушла в себя, заткнув уши наушниками и включив музыку на полную громкость, дабы не слышно было грохота вагонов. Где-то через час вся семья уже была на поверхности и бодро шагала к Третьяковской галерее. Катя сняла наушники и выключила музыку, она не шла, она бежала вперед, изредка останавливаясь чтобы подождать родителей. Она ненавидела метро за его духоту, многолюдность и вечный шум, поэтому она была безумно рада наконец выбраться на поверхность. Вот наконец и знаменитая галерея. Родители покупают билеты, Катя равнодушно показывает только что полученный студенческий, ей дают скидку, любящая поговорить кассирша даже поздравляет новоиспеченную студентку, но та не обращает на это внимание. "Странно как…" - думает Катя - "я вроде гордиться должна, как-никак новый этап жизни, а что-то подсказывает мне, что ничего не изменилось. Я как была одинокой, так ей и осталась, как была не понятой, так ей и осталась." Внезапно Кате вспомнились слова из песни группы Ленинград "Я свободен" : "Только когда плывешь против течения, понимаешь, что значит свободное мнение. Быть свободным значит быть всегда одному…" "Катюша, ты чего? Что-то случилось?" - звучит рядом мамин голос. Катя отрывает взгляд от пола и произносит заученную наизусть фразу: "Все нормально, мам." Мама отворачивается, она знает что Катя врет, но предпочитает сделать вид что поверила. Отец молчит и идет рядом. Так они ходят из зала в зал, Катин взгляд равнодушно скользит по картинам, раньше вызывавшим у нее восхищение. Так она бросила косой взгляд на "Царевну-Лебедь", красота которой раньше надолго приковывала Катин взгляд. "Я наконец поняла что изобразил Михаил Врубель. Он изобразил красивую ложь. Я не хочу ее больше видеть и в то же время хочу." - прошептала Катя. Ее слова услышала мама. "А что хотел Врубель изобразить на картине "Демон"?" - спросила она, внимательно смотря на дочь. "Жалкую, уродливую и забитую правду, которую никогда не хочется видеть, но увидеть придется." - не задумываясь ответила Катя. Снова воцарилось молчание, снова они двинулись по залам, снова мимо проплывают лживые красивые картины. Катя уже даже не смотрит, она просто идет вперед. "Девушка! Осторожно!" - за раздраженным окриком последовал толчок, и Катя почувствовала что-то теплое, подняв глаза она увидела перед собой парня, в которого она и врезалась. "Извините." - сухо бросила она ему и уже хотела двигаться дальше, как вдруг услышала монотонный голос экскурсовода. "…самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году… «Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции, является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест»." Катя замерла, вслушиваясь в занудливые речи экскурсовода, которые никто не понимает и большинство забывает сразу по выходе из музея. Круто развернувшись, Катя подошла вплотную к картине. Когда она первый раз была в Третьяковке маленькой девочкой, она равнодушно сказала папе: "А че в этом такого? Я сама могу такое нарисовать!" Папа тогда только покачал головой. Сейчас "Черный квадрат" гипнотизировал девушку, она чувствовала что эта чернота засасывает ее, она летит вниз, она уже не слышала возмущенных окликов экскурсовода, которому она мешала монотонно тянуть никому не нужную информацию о картине. Сейчас Катя чувствовала свое одиночество особенно сильно, ей казалось что со всех сторон ее окружает одна лишь тьма, что она находится в центре этого зловещего "Черного квадрата". Экскурсия уже давно ушла, родители успели посмотреть все оставшиеся залы, а Катя все стояла не шевелясь, вперив свой взгляд в картину. Она смотрела широко распахнутыми глазами прямо в центр квадрата, ее руки были стиснуты в кулак, родители стояли сзади и смотрели на дочь, не решаясь окликнуть ее и тем более подойти к ней. Внезапно Катя сделала шаг назад и с усилием отвернулась от "Черного квадрата". Ее глаза, когда-то задумчиво печальные, теперь были холодны и бесчувственны как лед. Казалось, картина забрала у нее всё живое, все что в ней было. "Я поняла что хотел изобразить Малевич." - произнесла Катя, смотря на своих родителей. "Он изобразил мир. Мир и есть черный квадрат. Черный потому что мир злой и жестокий, а квадрат потому что в мире все конечно." - сказала Катя таким голосом, будто читала смертный приговор самой себе. Сказав это Катя двинулась к выходу из музея, твердо решив, что потратит всю свою оставшуюся жизнь на борьбу с этим жестоким черным миром. "Жизнь не для тех, кто любит сны, дочка. Я рад что ты поняла это тогда, когда еще не поздно. Ты всегда была мужественной, а мужество это когда заранее знаешь что проиграешь, но всё равно идешь в бой." - произнес отец. Взяв свою жену за руку, он последовал за своей дочерью.


Рецензии
Здорово. Я и Третьяковку люблю, и ещё недавно познакомилась с чудесным человеком, который научил меня воспринимать супрематизм. И тут - рассказ о "Чёрном квадрате". Только концовка немножко не такая, как я ожидала, мне казалось, что картина засосёт в себя девочку, как чёрная дыра. Но та концовка, что есть, может, даже достойнее - и наводит на мысли, что не всё кончено, героиня ещё даст бой!..

Янина Пинчук   11.02.2015 08:42     Заявить о нарушении
Для меня Третьяковка - это как другой, параллельный мир, а Черный Квадрат - моя любимая картина

Гугенотка Мертвая   11.02.2015 09:37   Заявить о нарушении