События шестнадцатые 1949 1992 ые годы

               Трагедия Хоита.(часть первая)
Эмир спит уже двое суток. Вздрагивая и ругаясь, он будто продолжает воевать с кем-то во сне.
Из глубоких слоев его воспаленного  сознания  вдруг материализовалось слово – Хоит. Странные видения  давлели над спящим. Чужая жизнь, чужие беды беспокоили навязчивым бредом и не отпускали.
О печальной участи кишлока Хоита было хорошо известно в республике Таджикистан в 1949 году, да и в наши дни почти каждый таджик помнит об этом.
Есть люди, которые до сих пор оплакивают Хоитскую трагедию – те, кого она коснулась непосредственно. Не будем забывать и мы.
Жизнь так непредсказуема, и никто не знает что ждет его за поворотом судьбы
«Не все погибнут, но все пострадают»
Во время землетрясений, часто случающихся в каменной республике, силами природы был оторван большой кусок монолита от скалы и низвергнут на села - деха, располагающихся в живописном горном месте ущелья.

***
Как ни пытался Эмир отогнать от себя наваждение, оно вновь и вновь возникало в его беспямятстве, а кошмар с треском ломающихся строений и криками гибнущих людей, наваливался всей скорбной тяжестью.
Лишь через десяток лет Эмир услышит продолжение истории о чудесном спасении одних из выживших в той мясорубке катаклизма.

***
Девочка Хайрнисо (Хайри) проснулась непривычно рано. Вчера отец обещал, что заберет ее с собой к тетушке в соседний кишлак. Малышка была не по годам смышленая и рассудительная. В четыре года она выглядела на все шесть. К тому же была единственной дочерью из четверых детей в семье.
Проснувшись ни свет ни заря, Хайри вскочила с постельки и стала быстро одеваться: вдруг отец пожалеет дочь, не станет будить так рано и уедет к тетушке без нее.
Надела девочка чистое платьишко, поправила косички – ну совсем как мама, и выбежала через веранду на улицу. В конце большого двора увидела отца. Тот уже почистил и запряг лошадь, а сейчас заботливо расчесывал ей гриву.
Дочь подбежала к отцу, что-то лопоча без умолку, а Олимхон с умилением слушал любимицу и улыбался. Потом взял на руки, поцеловал и посадил в седло. Вывел лошадь за ворота. Вышла попрощаться  и мама Хайрнисо - Почохон.
Жена вручила мужу дастархан с гостинцами для тети. Дочь радостно помахала обеими ручонками, прощаясь с матерью. Откуда было знать крошке, что прощается навсегда…
Зарделось утреннее солнце, и птицы веселой трелью оповестили о рассвете. Пышная зелень буйствовала на холмах и в долинах, а лучи восходящего светила ласкали мир.
Олимхон так и шел рядом с лошадью через хлопковые поля, наслаждаясь потоками воздуха предгорий и запахами земли. Когда путники оказались в свободной от растительности степи, раис вскочил в седло. Обнял покрепче дочь и, слегка ткнув в бока кобылы, поскакал, сопровождаемый горами.
Хайри не боялась быстрой скачки, она была храброй девочкой, смелость - качество, которое досталось ей в наследство от предков.               
                Отец и дочь мчались вместе с ветром навстречу судьбе.   
 В деха* у тети их встретила многочисленная родня. Весь день  Хайрнисо с отцом посещали их всех по очереди, никого не обидев. А ночевать остались у тетушки.
Уставшая, но счастливая девочка уснула прямо на руках у отца. Олимхон бережно отнес ее в комнату, где спали остальные дети родственников. Хайри улыбалась во сне. И ничего не предвещало беды.
К утру сквозь сон она услышала приглушенные тревожные голоса отца и тети, и еще чьи-то незнакомые.
Чудовищная весть громким шепотом неслась эхом над древними скалами.
Новость о трагической гибели деха Хоита облетела весь район еще до того, как солнце поднялось в зените…
30 декабря 2011 г.


Рецензии