Пушкин

     В начале тридцатых годов XIX столетия  Пушкин  писал  Алексею  Вульфу – своему приятелю по эротическим приключениям: «Что вы все время рассказываете мне про мадам Керн? С Божьей помощью, я овладел ею намедни…» Использован был на самом деле грубый мужицкий глагол, который теперь стал общеупотребительным в нецензурной брани.

     Анна Петровна Керн была замужем за стариком и изменяла ему с тем же Вульфом, который был ей троюродным братом, и иными повесами. В 1836 году в нее влюбился 16-летний мальчик Саша Марков-Виноградский. Он полюбил ее с такой невероятной чистотой, что она ему поверила и они не расставались до конца дней своих. Анна Петровна родила Саше двух девочек и похоронила своего единственного подлинного возлюбленного, когда ему было уже 59 лет, а ей без малого восемьдесят. И это чудное мгновение продолжалось сорок три года…

     Видимо, для опережающего полового созревания юношества Александр Сергеевич написал вещицу под названием «Гаврилиада». В зарифмованных строках там говорится о сверхпорочном зачатии Христа, а Дева Мария изображена – женщиной отнюдь не целомудренной, которую Иосиф Обручник не мог "поливать из старой лейки" в должной мере. И тогда вмешались иные "энергичные силы". Эта пошлая эротическая поэма включена в советские собрания сочинений поэта. Зачем? Господь, слава Богу, не обидчив. Но каждому думающему человеку понятно, что развращенное сознание есть благодатная почва для блуда, матерщины, гнева, ссор, несправедливостей, воровства и убийств…

     Тайна последней дуэли не разгадана… Официальный вызов Пушкин послал барону Геккерену, который никакого отношения к делу не имел и принять вызов не мог по статусу голландского посланника. К тому же он негласно состоял на тайной службе российского правительства. Пушкин, служивший при дворе, не мог этого не знать. Но скандал был ему зачем-то необходим. По тогдашним обычаям, должен был драться родственник Геккерена 25-летний Жорж Дантес, который и принял вызов. Дантес был, скорее всего, ложной мишенью, а истинной наш поэт полагал ни много ни мало самого царя, который одаривал знаками внимания Наталью Николаевну. По сведениям Льва Толстого, Николай I имел не одну любовницу, отказать императору было почти невозможно и свидания порой происходили в императорской ложе Большого театра прямо во время спектаклей. Однако про супругу Пушкина Лев Николаевич ничего не сообщил потомкам…

     Дантес  был женат на родной сестре Натальи Николаевны Пушкиной Александре Гончаровой. Этот брак был по любви. И даже домысливать тут ничего не надо. У молодой четы с 1837 года друг за другом родилось четверо детей. В те времена с нелюбимой женой никто жить был не обязан.

     Предпосылкой нелепой истории с дуэлью послужил распространяемый при дворе анонимный пасквиль, в котором утверждалось, что Пушкин – рогоносец. Истинная же причина заключалась в почти повсеместной нелюбви к поэту – к его злому языку, высокомерию, раздражительности. К тому же Пушкин имел неприятную, отталкивающую внешность. Он был почти карлик, пышные кудри обрамляли отвратительную круглую плешь… Александр Сергеевич отреагировал на пасквиль сразу, распустив слух о том, что барон Геккерен – мужеложец, а его то ли родственник, то ли сожитель болен сифилисом.

     Поединок проходил у Черной речки. Дуэлянтов разделяло всего двадцать шагов. Дантеса предупредили, что стрелять надо не мешкая, чтобы остаться в живых. Он нажал на спусковой крючок, практически не целясь, и смертельно ранил Пушкина в живот. Поэт упал, но подтвердил, что еще способен драться. Дуло его пистолета было забито снегом. Он попросил заменить оружие, что правилами запрещалось. Жорж Дантес дал согласие на замену. Подполковник Данзас – царскосельский товарищ поэта и боевой офицер – вложил в руки Александра Сергеевича другой пистолет. Пушкин был отменный и опытный стрелок. Он выстрелил и попал Дантесу в левую часть груди, но пуля, отскочив от пуговицы, срикошетила в руку…

     Наталья Николаевна вспоминала, что Пушкин перед смертью испытывал нечеловеческие муки и был необычайно тих и терпелив. Только требовал, чтобы его похоронили в сюртуке, а не в мундире камер-юнкера. Ему казалась эта форма унизительной. Действительно, по табеле о рангах он был не фельдмаршал, а всего лишь генерал-майор. Согласитесь, в 37 лет для гения мелковато.

     Пушкин себя считал либералом и западником, однако за пределы империи никогда не выезжал. Поэт хвастал императору Николаю I, что находился бы рядом с декабристами, если бы не ужасная метель, которая не позволила выехать из Михайловского. Есть основания полагать, что Пушкин не был в курсе бесчеловечных и карательных планов декабристов. Вряд ли он представлял себе, что в их рядах находятся неадекватные люди с поврежденным рассудком типа Лунина. Тот перед лицом императорской следственной комиссии помочился на бумагу, в которой были изложены предъявленные ему обвинения. Что тут скажешь? Настоящий герой…

     Жорж Дантес был агентом российской императорской разведки. Из Парижа, например, он прислал зашифрованную депешу о точном дне и часе убийства Александра II. Значит, нити заговора уже тогда находились вне Российской державы. Справедливо говорят: заграница нам поможет. И помогает…

     По гамбургскому счету, Пушкин не дотягивает в области словесности до Олимпа. Мирового признания ему не хватает. Советская власть эту недоработку пыталась устранить. Не получилось… Обязательно прочитайте «Капитанскую дочку». Эта вещь очень подоспела к нашему времени. Там в Швабрине Александр Сергеевич вывел самого себя. Этот раб низменных страстей, нечестный игрок, самолюбец и подлец готов далеко был зайти, но все же Марью Ивановну не выдал…

     Почти все, что здесь написано, в завуалированном виде можно прочесть (да и в гораздо большем объеме) у Викентия Вересаева. Михаил Булгаков во время работы над драмой о Пушкине к столетию со дня гибели поэта советовался с Вересаевым. Они были знакомы и дружны. Тот неожиданно предложил рассказать о нескольких последних днях из жизни великого поэта. Так будет честнее, добавил загадочно Викентий Викентьевич. Пьеса сегодня широко известна под названием «Последние дни». В ней речь идет о Пушкине, но Пушкина среди персонажей нет.

28.12.2014.


Рецензии
Михаил, здравствуйте! Знали бы Вы, КАК бы я с вами поспорила буквально по всем пуктам Вашего творения, и КАК жаль, что здесь не место для дискуссий! Не надо отсылать читателя в Вересаеву! Моя убедительная рекомендация: найдите и почитайте - медленно и вдумчимо! - совершенно невероятную книгу Минкина "Немой Онегин". Много неожиданного узнаете О СЕБЕ.
Удачи!

Магда Кешишева   24.05.2024 20:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Магда. Спорить о крохотной вещице «по всем пунктам», кем бы она ни была написана, занятие эмоциональное. Пушкин многообразен, Пушкин наше всё, но вспомните, как, например, над «Онегиным» издевался Писарев. Старик Минкин бывает разным, за свою долгую журналистскую деятельность наговорил немало глупостей, но его страсть к детальному анализу художественных произведений можно приветствовать. Только что слышал на одной из интернет-платформ его разбор «Вишневого сада» и был с ним согласен в том, что касается Лопахина. Вообще задача покритиковать более легкая, чем умело похвалить. Спасибо Вам, что прочли.

Михаил Кедровский   24.05.2024 22:02   Заявить о нарушении
Михаил, а не находите Вы, что право критиковать кого - либо имеет лишь тот, кто стоИт на одном уровне с автором, или, по крайней мере, находится на одной с ним орбите? И хвалить, кстати, тоже. Здесь, на Прозе, НЕТ РЕЦЕНЗЕНТОВ! Каждый из нас всего лишь выражает своё личное мнение, исходя от множества причин. Всё это - не рецензия!
Здоровья и любви Вам и всем, кто рядом.

Магда Кешишева   24.05.2024 22:29   Заявить о нарушении
Каждый сверчок должен знать свой шесток -- по большей части западная идея. У нас же позволено до определенных пределов любому рассуждать о чем в голову придёт. Ни Вы, ни я эту традицию отменить не можем. И Вам всех благ.

Михаил Кедровский   25.05.2024 06:30   Заявить о нарушении
Извините.
эмоцыональное Магды "нет рецензентов" повело сказать о типе беседы, вами наверное и не подозреваемом, - когда один из собеседников только спрашывает
и только вопросами к однозначным ответам Да или Нет.

Цепочкой ответов создаётся образ чего-то (объекта) рассматриваемого. В этом образе начисто отсутствуют разномнения - ведь первый только спрашывал, а отвечал-то - второй.

и отсутствуют эмоцыи. В т.ч. такие, как негодование здесь Магды о "это не рецензия!"
или влюблённость Михаила Кедровского в чувство ощушения себя жертвой.

---
А вообще - чувственный мой отклик на этот отклик :
.
Кедровский завидно выразительно пишет.
да и Магда - увлекающе выражает свои чувства, и при этом - никак не обидно.
.
А это есть признак развитости прозаистости. Ценим ! Ценю !
Да будут ценить !
С почтением -

Георгий Сотула   08.07.2024 16:17   Заявить о нарушении
Георгий, Ваш голос я ценю: мне очень импонируют неравнодушные люди! А вот те, кто уходят по-английски, мне несимапатичны. Именно равнодушие является причиной многих бед на земле. Ведь оно убивает главное, без чего ничто не родится: ни хлеб, ни человек, ни поэтическая строка - страсть.
Здоровья и любви Вам и всем, кто рядом.

Магда Кешишева   08.07.2024 21:24   Заявить о нарушении
Спасибо. И :
Да. Даже и слово "равнодушие" - коварное.
"Равно" - это же было бы хорошо.
А имеем-то в виду : "суходушие" как её отсутствие. Нетути.

Георгий Сотула   08.07.2024 21:49   Заявить о нарушении