попутчик

Александр  Шустиков

ПОПУТЧИК

Поздней осенью возвращался поездом из Питера – был в гостях у дочери. Пассажиров  было мало, и я уже смирился с мыслью, что все двадцать часов пути придётся поскучать. Другой, на моём месте, завалился бы спать, но я с детства не могу спать в поездах, – какой бы усталый не был. Но, всё же, мне повезло и в Бабаево, ко мне подсел попутчик – мужчина, приблизительно, моих лет. И, слава богу - общительный. Разговорились. О чём? Да обо всём. О маленьких пенсиях, о жирующих чиновниках, о притеснении курильщиков, о бедных детях в детских домах и предпринимателях, разъезжающих на машинах по ценам в несколько миллионов. И, в конечном итоге, сошлись на том, что у каждого своя судьба. Что как не крутись, но если на роду написано быть нищим – нищим и на тот свет отправишься.  И вот здесь мой попутчик поведал мне одну историю…
- Четырнадцать лет назад к нам в дом заявился, нежданно – негаданно, двоюродный брат жены. Ну, гость – есть гость. Жили мы тогда не слишком в достатке. Жена работала в школе, а я, в тот момент, вообще, был без работы. Но, подзаняли денежек чуть – чуть, и накрыли хороший стол. Гость, всё же…
Гость оказался компанейским, весёлым, разговорчивым… И сразу нашёл общий язык с нашими детьми. Те в дяде Саше души не чаяли и не отходили от него ни на шаг…
Ладно… На следующее утро он попросил меня познакомить его с кем-нибудь у кого есть трактор. Мол, тут такое дело – он с мужиками недалече от нас лес заготавливает. А соляра кончилась. Нам, говорит, литров сорок. Лес продадим и отдадим. Ну, хорошо: познакомил я его с моим приятелем. Как Сашка сумел его уговорить – не знаю, но тот налил бидон соляры. Ладно. Пришла легковая. Хоть и  иномарка, но  старенькая. Погрузили «лесорубы» бидон и уехали. Проходит неделя, другая, третья – нет ни Сашки, ни соляры. Приятель начал «доставать» меня – где твой родственник? А чёрт его знает. Ни жена, ни я и понятия не имеем где его искать… Короче: паршиво всё стало… Но,  вскоре раздаётся звонок. И звонит этот Саша. Мол, с лесом заминка, но через два дня продадим и вернём топливо… И правда. Через неделю приезжает опять эта иномарка и привозит бидон соляры. Ну ладно, всё, кажется, хорошо. Но тут Саша и его приятель – Андрей – предлагают мне стать предпринимателем. И начать заготавливать лес. Мол, мы и покупателей найдём, и лес заготовим, и вывезем. А тебе только бумаги в администрации, да в налоговой оформить. И всё. Будешь заниматься администратированием и бухгалтерией, а мы всем остальным. И деньги будут всегда…
Я попросил подождать с ответом и вечером рассказал всё жене. Ну, правильно говорят: «Послушай женщину и сделай наоборот». Она мне: «Да ладно. Давай, займись. Хитрого ничего тут нет. Образование у тебя высшее – справишься. Да хоть поживём в достатке». И я её послушал. Вот дурак, так дурак… Вот тут-то я и «лопухнулся» по-чёрному. Ну, поверь, как «моча в голову ударила». Съездил в район, оформил себя как предпринимателя, заполнил бумаги в налоговой… Вот, ей богу, не могу понять до сих пор – как так маху дал?... Тем более, знакомая женщина в налоговой юристом работала, предупреждала: «Не лезь, Иванович, в это дело. Налоговая заглотит – обратно тяжело вылезать будет».  Но я: «Всё будет отлично»…
Слушай…  Может, сходим, покурим? …
- Да не курю я, Иванович. Да и в поездах теперь не курят.
- Да ладно…  Я в туалете по-быстрому…
Попутчик ушёл. Минут через пять вернулся.
- Ну, вот и я… Так на чём я остановился?... А, да… Так вот: нашли делянку. Платить надо 20 тысяч. А где взять? Саша да Андрей и этот вопрос решили – заняли под лес у одного «крутого»  человечка. Ой, какой я дурак был? Подписал договор на 100 кубов деловой древесины, а по лесобилету вся делянка 100 кубов. Но подписал. Обратно не отыграешь… Я к Саше: «Как же так? Ведь на делянке и баланс, и дрова. Где мы 100 кубов наберём?». Саша мне, мол, ладно, всё хорошо. Делянки отводят, считают приблизительно. Так что: наберём сотню…
Начали они рубить. Возить. Продавать. А считать всё начал Андрей. Мне уже пора с налоговой дела делать. Но денег платить налоги – нет. Я к Андрею: «А где же деньги-то? Я с каких рыжиков буду налоги платить?». Тот: «Да ладно. Вот продадим пару машин ещё – и будут деньги». Я ему: «А как же лес по Договору? И куда деньги за проданный лес ушли?». «Да вот тут понимаешь, надо было погрузчик ремонтировать. Да и топливо денег стоит. Да и мужикам за работу платить». Я ему: «Да ты чего? Очумел?... Мне же Сан Саныч, башку открутит! Срок Договора  через два дня наступает, а ещё надо сорок кубов отдать. Да, открутят-то мне. Договор-то я подписал… Короче, «кинули» вы меня»…
Разругались мы  с ним. Я психанул, на звонки не отвечаю. Сижу дома и мыслю – как теперь с «крутыми» рассчитаться? Это не налоговая. Тут штрафов начислять не будут…
Дня через три приезжает Андрей. Один. Предлагает: сделать ночью «воровайку». С неё и заплатить налоги. А дело перед Новым Годом было. И чтобы я стал посговорчивее, сунул мне три тысячи… Ладно. А что делать?
Я, конечно, сам не рубил. Рубили они. Утром позвонил Андрей. Сказал, что всё тип-топ. Он с мужиками уехал отсыпаться, а Сашка продаст лес и привезёт к вечеру деньги… Жду вечера. Звонка нет. На другое утро тоже тишина. Звоню сам. Выясняется, что Саша пропал. Ни его, ни его немногочисленных вещей в съёмной квартире, ни денег за лес. И водителю лесовоза звонили. Тот сказал, что лес продали, Саша заплатил ему за работу  - и всё.
Короче, «кинул» нас всех этот родственничек. И   денежки прибрал. Пока те спали, забрал вещички и – ищи. Страна большая…
Вот так-то… Леса нет, денег нет, штрафы за просрочку налога растут. Всё, полный писец… Не устал ещё слушать? Не надоел?
- Да нет, всё хорошо. Даже интересно, - успокоил я попутчика. – Чем же это всё закончилось?
- Короче, с Андреем я решил больше дел не иметь, а попытаться выкрутится самому. Но тот числа десятого января позвонил сам и сказал: «Есть деньги ещё на одну делянку. Делянка большая, но дешёвая. Ветровал. Без тебя не взять. Вот её сделаем – и разбежимся». Ну,  думаю, хоть какой-то выход.
Оформили делянку. Съездили, посмотрели. Да, радости мало. Большая часть под снегом. Да и сверху: неизвестно как эту кучу растаскивать. Но надо. Надо. Начали мужики опять рубить. Навалили,  наверное, кубов двадцать. Вывезли. И пропали. Теперь уж меня «кинули» по-настоящему. И что мне делать?... Налоговая названивает, «крутые» включили «счётчик», Андрей и его бригада со съёмной квартиры  смылись. И там тоже не заплатили… Всё, думаю, приехал…
Думал, ломал голову целую неделю. И решился на отчаянный шаг. Утром сел на рейсовый автобус и поехал в райцентр. А дело-то в том, что начальник тех «крутых», ну этот Сан Саныч, работал ещё директором какого-то крупного предприятия. И вот я заявился к нему в кабинет. Сел напротив и всё, без утайки, рассказал. Как на духу. Всё…
Выслушал он меня, несколько минут молчал, а потом спросил: «А лес-то на делянке остался?» И получив утвердительный ответ, вызвал своего инженера по лесу, и приказал съездить в делянку и всё посмотреть. Сел я с инженером в УАЗик и поехали мы в лес. Долго  ходили мы по делянке. Наконец инженер сказал: «Хорошо» и уехал. А я потопал  домой. Благо,  семь километров до дому было.
А потом Сан Саныч выдал мне денег на зарплату рубщикам и на топливо. Да. Поверишь - безвозмездно. И я, худо-бедно, к июню месяцу с ним рассчитался. А под финал сели мы с Сан Санычем у него в кабинете и хорошо выпили… Вот. Оказывается и среди «крутых»  хорошие люди встречаются…
А с предпринимательством, после уплаты всех налогов, я «завязал». Понял, не моё это. Не моё… Вот такая история со мной приключилась… Ну, счастливо тебе добраться, а мне в Череповце выходить. Удачи.
Через полчаса поезд «подрулил» к железнодорожному вокзалу города Череповец и я расстался с Николаем Ивановичем… 
Да, не в свои сани – не садись…


Рецензии