Мастер и его ученик

В давние времена у подножия островерхой горы жил мастер-чеканщик Алим. Славилась его работа и в ближних селениях, и в дальних, и даже за морем.  Старый мастер не носил на рынок свой товар, не искал покупателей. Торговцы сами наведывались к нему - скупали блюда, кувшины, чаши, прочую утварь в хозяйстве потребную. С изделиями мастера брали и работы его учеников. Изготовленное Алимом продавали богачам втридорога, а сработанное подмастерьями — простому люду за меньшую цену. Потому никогда не оставались внакладе, приезжали охотно, и всем была от этого польза.

Многие мальчики и юноши стремились попасть к мастеру в ученики, но, попотев в мастерской и набравшись опыта, обычно возвращались по домам. Некоторые бросали ремесло, другие продолжали потихоньку чеканить, но превзойти мастера не удавалось никому.

И вот однажды попросился в ученики к Алиму юноша-бродяга. Назвался Гасаном. Осмотрел его Алим придирчиво: худой, босой, с виду оборванец-оборванцем, но глаз не прячет, и не попрошайничает как другие. Решил старый чеканщик не отказывать парню сразу, а чтоб испытать, поручил мести двор.

«Если вор пожаловал, - подумал мастер, - к утру его уж и след простынет», - и нарочно оставил на ночь под навесом одну из недорогих поделок. Однако бродяга Гасан на чужое добро не позарился, а с великим усердием принялся исполнять порученное. Неделя проходит, другая, новичок не ропщет, выполняет, что велено, только в любую свободную минуту норовит поближе к подмастерьям подойти, получше рассмотреть, чем они занимаются.

Такое трудолюбие и стремление к учёбе пришлись Алиму по душе. Велел он новичку  оставить прежнее занятие и принялся учить ремеслу. Поначалу Гасан опасался испортить материал и инструмент, не решался работать без присмотра учителя. Заметив такое, мастер ободрил его, похлопав по плечу:

– Будь смелей. Если станешь бояться делать без подсказки – никогда ничему не научишься.

Нелегко было Гасану преодолеть свой страх и нерешительность, но желание постигнуть мастерство победило. Вскоре сравнялся он в умении с прочими подмастерьями и, сделавшись любимым учеником Алима, начал задавать учителю вопросы, чего не осмеливались делать другие. Мастер отвечал охотно, но никогда не повторял сказанного. Многие слушали вполуха, на следующий день забывая услышанное. Гасан же стремился запомнить каждое слово, и  по прошествии небольшого времени так чудесно украсил кувшин, что все только ахнули. Радовался ученик как ребёнок – ещё бы, сумел создать такую красоту!
Прочие подмастерья завидовали ему чёрной завистью, но вида не подавали, потому как завистников Алим не терпел и сразу гнал со двора. А Гасан решился обратиться к учителю с просьбой:

– Мастер Алим, очень вас прошу, не продавайте этот кувшин.

Тот ничего не сказал в ответ, только похлопал ученика по плечу. А неделю спустя продал кувшин заезжим торговцам.

Взяла Гасана жгучая обида, даже слёзы на глазах выступили:

– Почему, учитель, ты продал кувшин, – спросил он у Алима, когда последняя гружёная товаром арба выехала со двора. –  Ведь это было лучшее из всего, что я сделал. Вдруг я никогда больше не смогу повторить чудесный рисунок? Ведь нет у меня теперь образца.

– Вот и хорошо, что нет, – ответил Алим, – Если бы этот кувшин остался стоять у тебя перед глазами, ты так и не создал бы больше ничего стоящего. Всю жизнь повторял бы одно и то же. Для ремесленника это неплохо. Но ты ведь хотел стать мастером, или я что-то путаю?

Говоря последние слова, Алим насупил брови, а у самого в глазах светилась лукавинка.

– Простите меня учитель, – потупился Гасан.

– Ничего, я и сам многого в юности не понимал. Помню, даже раз сбежал от мастера. Ох, и стыдно было возвращаться. Ты как, тоже пятками дорогу колотить станешь? – А сам уже смеялся не таясь.

– Нет, – улыбнулся Гасан  в ответ, отлегло у парня от сердца. – Скажите учитель, а как ещё можно отличить мастера от ремесленника?

– Узнаешь, – сказал Алим. – Всему своё время.

С этого дня, всё сделанное Гасаном, мастер начал складывать отдельно от прочего, так что подмастерья недоумевали – зачем он так поступает? Но никто не решался спросить.

Когда снова появились торговцы, Алим выставил изделия любимого ученика на стол и попросил старшего из гостей выбрать в дар лучшее из всего. Тот быстро присмотрел себе блюдо и остался очень доволен.

С тех пор так и повелось – как наедут скупщики, Алим под разными предлогами просит одного из них выбрать самую красивую из вещей сработанных Гасаном. Ученик же продолжал усердно трудиться, всякий раз стараясь создать узор позатейливей, да отделку сделать поаккуратней.

Между тем время шло и гостям становилось всё трудней исполнить просьбу Алима. Настал и такой день, когда очередной торговец, долго простояв перед разложенным товаром,  развёл руками:

– Видит Аллах, Алим, здесь всё чудесно, такая красота, не могу выбрать лучшее.

– Вот теперь, Гасан, ты стал мастером, – сказал учитель стоявшему рядом ученику. – Мне больше нечему тебя учить.

Воды утекло с тех пор – море не вместит, а и по сей день ремесленников много, а мастера редки. Поскольку мастерство смелости, новизны и прилежания требует, и не каждому в руки даётся, а лишь самым упорным.


Рецензии
Очень поучительно, буду пользоваться вашей мыслью в написании. Спасибо.

Владимир Юрьевич   25.02.2017 19:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Вдохновения вам и приятного вечера.
С уважением, Лина,

Чёрная Палочка   25.02.2017 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.