Увидеть Париж и...

                "Увидеть Париж и умереть" – Илья Эренбург.
      

      Француженки непостижимы в манере одеваться, вести себя в обществе и очаровывать, буквально «приклеивая» к себе восторженные взгляды. Есть в природе тайны, которые можно объяснить, но не хочется, такие, например, как передача генов, звездопады или северное сияние…
      В метро вошла, тяжело ступая, пожилая женщина, ничем не привлекая к себе внимания. Она села напротив меня, достала книгу и углубилась в чтение, но как! Прямо на глазах женщина превратилась в очаровательную даму – как-то само по себе стало видно изящество линий её пальто, синего с бежевой подкладкой, красивые темно-синие туфли на спокойном каблуке в разгар зимы и удивительная постановка ступней, которой я раньше не видела у сидящих женщин. Она внимательно читала, а я всё любовалась ею, пытаясь понять, что же такое шарм на французский манер…
      Девушки отважно носят широкополые шляпы, меха и муфты даже сейчас, когда нет снега, но сезон есть сезон и ему нужно соответствовать. Шикарные дорогущие сумки небрежно болтаются на запястьях или локотках, будто речь идёт не о тысячах евро, а лишь о дюжине. Шарфы, каблучки, ремни с пряжками, макияж к месту, врожденная элегантность, вкус, умение себя подать, эдакая дорогая небрежность… о, эта способность оживить лица мужчин и придать соответствующий колорит везде, где бы не появлялись они, женщины Парижа – о-ла-ла! Это потом я узнала, что на той неделе, когда мы были в Париже, проходила неделя Большой Моды, что заставило красавиц приложить ещё больше усилий к своему внешнему виду, но и в других условиях я бы не отказалась от своих слов – культура контуров тела, ношения одежды и поведения часто выдают француженок и в других странах мира.
     Ко всему этому следует добавить одну существенную деталь. Девушки не всегда носят самые дорогие вещи, но вы никогда не угадаете их точную стоимость, потому что речь идёт об «охвате глазом в целом», ведь в конечном итоге всё зависит от подачи вещи и аксессуаров к ней, но самое прекрасное при этом то, что на женских лицах виден интерес к жизни, а не "манекенные" улыбки американок или англичанок, например. 

     Умение следить за своим телом даётся нелегко, но добиться чисто французского шарма без него просто невозможно. Поэтому, говоря о французской моде (на улицах),  на первый план я бы поставила женскую фигуру, эдакую современную Венеру Милосскую: эта дамочка мало ест, постоянно пьёт воду, занимается на тренажерах, посещает салоны красоты и сессии загара, а на следующий день после банкета обычно голодает и пьёт простую водичку. Быть полнее, чем размер 10, считается почти неприличным. Проходя мимо витрин бутиков, я обратила внимание на то, что платья выставленных размеров я носила лет в девять, потому что потом появились формы, при которых данный размер уже не годился никогда. Для эксперимента, по рекомендации знакомой, я зашла в один немецкий магазин, где размеры встречались разные. От одного взгляда, брошенного на меня продавщицей, и последующих слов: «Вы ищете что-то для СЕБЯ?» – мне откровенно заплохело, и я покинула это гостеприимное местечко, честно говоря, в глубоких раздумьях. Даже английские производители стали выпускать одежду среднего размера 14-16, учитывая требования времени, но чтобы такое представить себе во Франции…, для этого нужно отправиться в отдел для полных 16+, куда-нибудь в сеть демократичных магазинов, таких как С&А. Что ж, элита была, есть и будет, она возродилась и в России, как я успела заметить этой осенью в Москве. Но если в России русская женщина среднего размера иногда может почувствовать себя Золушкой, то во Франции это абсолютно исключено, если только ты не обладаешь клинически неизлечимым размером манекена, обозначаемым цифрами 8-10 (12 – это уже особая щедрость производителя и продавца).

      Мужчины Франции… это открытые взгляды, вежливость и разнообразие цветов в одежде, где главным аксессуаром являются круглогодичные шарфы, поэтому  представить француза без этого атрибута я не в состоянии, причём, в зависимости от сезона меняется только толщина изделия. Летом, если на улице не жара, то на плечах французов будут непременно красоваться свитера самых разнообразных расцветок – хлопковые или шерстяные. 

Я говорю о центральной части Парижа, где цвет и элита доминируют, особенно в неделю Высокой Моды. На одной дорогущей улице, где представлены бутики почти всех ведущих модных фирм мира, в разгар скидок полно народу – этим событием интересуются все, только скидками на разные товары. Кто-то старается сэкономить 10 евро, а кто-то сотни и тысячи, так что покупателей на улицах Парижа было хоть отбавляй, особенно в выходные дни. И это несмотря на недавнее массовое убийство сотрудников сатирического журнала Charlie Hebdo – убийства, потрясшего весь мир своей беспрецедентной жестокостью. Поэтому, в отличии от прошлой зимы, были заметны вооружённые отряды полиции на улицах, а при входе в огромные дорогие магазины посетителей просили раскрыть сумки перед усиленными нарядами сотрудников служб безопасности, а также показать, что находится под верхней одеждой. Раньше это было трудно представить. А в остальном, Париж жил, казалось, своей обычной жизнью...

      В Париже существует единственный в мире Институт арабского мира. Вход в него напоминает таможенный досмотр в аэропорту, то есть около дверей установлены камеры наблюдения и лента для осмотра содержимого твоей сумки. Здание находится почти на берегу Сены в центральной части города, и само по себе уникально: в середине здания расположены прозрачные шахты, по которым «летают» скоростные лифты, а на крыше находятся ресторан арабской кухни и потрясающая смотровая площадка, с которой я впервые увидела собор Нотр-Дам де Пари с высоты птичьего полёта. Мы посетили выставку марокканского искусства – видно, что образцы были отобраны особенно тщательно для взыскательной французской публики.

      Когда часто бываешь в каком-либо городе или местности, то привыкаешь к красотам и диковинкам, поэтому я думала, что удивить меня в Париже уже особенно нечем, но не тут-то было! Два события потрясли моё воображение, и первым оказалось посещение одного частного Клуба, где до революции располагалось Российское Посольство. Здание было продано Лениным в частные руки, куплено и перекуплено, и, в конечном итоге, то, что я увидела, можно выразить словами: "Куда там царским дворцам!" Наверное, Версаль и может потягаться с этим Клубом в красоте и изяществе убранства, богатства коллекций мебели, картин, зеркал, ковров, гобеленов, росписью потолков и инкрустацией полов… Красивейший сад обрамляет дом, а чаепитие в роскошной гостиной повлияло на мою поэтическую душу, поскольку, прикрыв глаза, я представила себе… ну, я представила себе всё, что подходило к этому уникальному случаю…

     Вторым открытием, на десерт перед отъездом, оказался Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, который, по удивительному стечению обстоятельств, никогда не выпадал мне в карты! А ведь после Лувра и Эйфелевой башни, Центр является третьей по посещаемости диковинкой Парижа! Деятельность его очень разнообразна – поддержка искусства во всех видах, как современного, так и прошлого ХХ века. Само по себе здание впечатляет не столько внушительными размерами, сколько уникальной архитектурой в стиле хай-тек (Bowellism), когда все коммуникации (эскалаторы, электрические кабели и проводки, вентиляционные трубы и прочее) вынесены за пределы здания и укреплены по его стенам. Так, арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электропродводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным. Мы осилили обойти два этажа собрания картин и скульптур (в том числе работы Шагала, Кандинского, Пикассо) и выставку работ Джеффа Кунса, для разнообразия впечатлений. Его пристрастия к китчу в скульптуре хорошо известны в мире, как и то, что все эти  работы ценятся безумно дорого — от надувных фигурок, стальных скульптур, "аляповатых" цветочков, кошечек, собачек и прочего до его знаменитых проекций 3-х баскетбольных мячей в аквариуме… Можно сколько угодно осуждать Кунса за создание скульптур, изображающих его занятия любовью с бывшей супругой Чиччолиной, но работы его всё равно стоят миллионы долларов, как, например, позолоченная скульптура Майкла Джексона в полный рост.

      Говорить о Париже можно долго, постоянно добавляя крошечные штрихи к портрету старинного, вечно юного города, являющегося символом влюблённых...
Одного этого достаточно для того, чтобы о нём читать, писать, говорить, и, по-возможности, увидеть. Но... не умереть, а жить дальше, в надежде на новые и новые встречи…

30 января 2015    Париж      Фото автора

(Bowellism is a modern style of architecture associated with Richard Rogers)


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.