Метафора

 Метафора (греч.metathesis - перенос). Употребление слова в переносном
значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
"Дворянское гнездо"( жилище человека сравнивается с птичьим, причем, в отличие от сравнения, то, с чем сравнивается, не приводится).

       Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

       Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать емкие образы, основанные на запоминающихся, неожиданных ассоциациях.

         А. Квятковский считал, что метафора как образное выражение, основанное
на сравнении, "в различных формах и модификациях присутствует во всяком
поэтическом тропе".

       Метафора Аристотеля почти неотличима от гиперболы, синекдохи, сравнения, олицетворения и уподобления.

       Различают метафоры:

1. Простые. Они построены на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Нос корабля, ножка стола, говор волн, закат пылает, льется речь.

2. Метафора развернутая. Метафора, построенная на различных
ассоциациях по сходству.

Пример развернутой метафоры - стихотворение Бориса Рубцова "Затравленный февраль"
http://www.stihi.ru/2014/02/02/8272:


Затравленный февраль засыпал все следы,
Смягчив чуть-чуть мороз, укрылся за торосы,
Конечно, он устал от зимней маеты,
Ему бы убежать, но перед ним заносы.

Затравленный февраль - медведь в мехах густых,
В слюнях сосулек пасть лютующей стихии,
Самим собою быть в убежищах ночных
Возможность есть пока, а дни совсем плохие...

Затравленный февраль в капкан луны попал,
И шкура дней его трофеем будет солнца,
Последней стужи стон, блестящих льдов оскал -
Спасенья больше нет - лишь сдаться остаётся.

3. Метафора лексическая (мертвая, окаменевшая, стертая).
       Слово, в котором метафорический перенос уже не воспринимается.
Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

       Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. Новый смысл оказывается более важным.

       Хосе Ортега-и-Гассет, крупнейший испанский философ, назвал метафору
первичным эстетическим предметом, ячейкой прекрасного. Он заметил, что метафора удовлетворяет нас именно по тому, что мы угадываем в ней совпадение между двумя вещами более глубокое и решающее, нежели любое сходство.
 
       Метафора состоит не в реальном уподоблении. Действительное сходство
внешнее и незначительное. Происходит как бы отрицание реального предмета и формирование нового предмета.

       Пример: поэт называет кипарис - призрак пламени.
Что происходит? В нашем воображении уничтожается реальный кипарис и возникает
идеальный "прекрасный кипарис".

       Т.е. поэт метафорой дает жизненный акт своего видения вещи, актуализацию своего "я", свое состояние действия.

       Джордж Лакофф писал о том, что метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении: "...метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, т. е.
сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны..."

       Понятия, которыми оперирует мышление - метафоры.
       Язык имеет всеобщую метафоричность.

       Как говорил Гете - весь мир - метафора.


© Copyright: Надежда Викторовна Сорокина, 2014
Свидетельство о публикации №114021308173
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить


Рецензии
Гёте высказался гениально коротко и просто: "Весь мир - метафора!" Р.Р.

Роман Рассветов   26.04.2023 15:42     Заявить о нарушении
Спaсибо oгромнейшее Вaм!

Надя Сорокина   27.04.2023 07:33   Заявить о нарушении
И Вам, Надя! Р.

Роман Рассветов   27.04.2023 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.