Отрезанный ломоть

 Весной 1969 года нас должны были принимать в пионеры. Одноклассники зубрили "Торжественное обещание юного пионера" и покупали красные галстуки, а я с тревогой ожидала очередной воспитательной проработки. Все знали, что я "отсталый элемент", дочь священника и хожу в церковь - полный позор, недопустимое явление в среде советских учащихся. Бедные учителя, сейчас понимаю, как строго с них спрашивали за идейно-воспитательную работу и борьбу с "религиозными предрассудками". Но ничего не поделаешь, иногда коса находила на камень, ибо то, что для одних является "предрассудками", для других - смысл всей жизни, впитанный с молоком матери. Нынешнему поколению трудно представить, насколько остро стоял этот вопрос в учебных заведениях советского времени, какую борьбу приходилось выдерживать юным душам за свои убеждения в этом неравном противостоянии с безбожным миром. Какая решимость требовалась, при постоянном давлении, навязываемых правилах существования, ущемления в правах, оставаться верным своему мировоззрению и стараться жить по Закону Божию. Это выглядело чуть ли не бунтом против существующего строя. Поэтому и в моем случае, с точки зрения школьного начальства, следовало вести "непримиримую борьбу". Напряжение росло по мере приближения назначенной даты, и мне уже с большим трудом удавалось казаться спокойной. Однажды после уроков меня задержала классный руководитель.

 - Мне надо с тобой серьезно поговорить, - начала она. - Вот, ты ходишь в церковь. Туда ведь ходят одни старухи. (Между прочим, в эту церковь ходил тогда вернувшийся из ссылки духовный писатель С.И.Фудель, и я постоянно рядом с ним стояла на клиросе, но разумеется, упоминать об этом было нельзя.)
 - И как же мы будем принимать тебя в пионеры? - продолжала учительница. Ведь пионер... (последовало пространное описание морального облика непримиримого к "пережиткам прошлого" юного строителя коммунизма).
 - Значит, я не буду пионеркой, - отвечала я, сдерживая нервную дрожь: тогда это были крамольные слова.

 Наступило гнетущее молчание.

 - Кем же ты будешь, монашкой? - спросила учительница, уязвленная, видимо, столь легким отказом от высокой чести вступления в ряды борцов за "светлое будущее".
 - Нет, художницей. (Я в самом деле неплохо рисовала и являлась бессменным оформителем классной стенгазеты).
 - Храмы будешь рисовать? - не сдавалась преподаватель. Почему-то ей во что бы то ни стало хотелось найти даже в таком невинном детском желании идейную подоплеку.
 - Художники не только храмы рисуют.
 - Скажи, тебя родители заставляют в церковь ходить? (Ну вот, теперь предлагают "сдать" родителей. Сейчас!!!)
 - Нет, мне самой нравится.

 Разговор был окончен. Больше меня по этому поводу не тревожили. А вот мою ближайшую подругу вызывали в учительскую, где было "много народу", и после общих рассуждений о церкви и о том, что надо держаться от меня подальше, пионервожатая сказала ей:
 - Ты с ней не дружи! Она - отрезанный ломоть!


Рецензии
Было время. В 1976 году я в областной библиотеке попросил библию. Бедная служительница культуры оценила мой внешний вид (волосы до плеч, хипповал как многие), решила вопрос просто: отправила в церковь. Даже не знаю, была ли в то время духовная литература в библиотеках.

Виктор Санин   18.03.2015 07:58     Заявить о нарушении
Уверена,что нет.Вскоре после захвата власти большевиками была подписана"Инструкция о пересмотре книжного состава библиотек к из'ятию контрреволюционной и антихудожественной литературы"."Инструкцией,подписанной Н.К.Крупской...предписывалось всем Политпросветам (оказывается,эта мракобесная,варварская,вандалистская акция шла под эгидой просвещения!),Гублитам,ГПУ(!) немедленно развернуть работу по освобождению полок библиотек от "вредной литературы".В "черном списке" по разделу психологии и этики было названо более двадцати авторов,среди них Декарт,Кант,Платон,Спенсер,Шопенгауэр,Соловьев...Особенно опасными считались книжные,журнальные и газетные публикации после февраля 1917 года,ратовавшие за конституцию,демократическую республику,гражданские свободы,всеобщее избирательное право...Изымались книги о религиозном воспитании,о церковно-приходских школах,все дореволюционные хрестоматии,книги"Родная речь",буквари.Подлежала уничтожению и художественная литература...более двухсот произведений...Вся эта директивная писанина сейчас передо мной (в ксерокопиях),как общие указания,так и списки книг и авторов." В.А.Солоухин."При свете дня".Автором перечислено огромное количество названий книг,которых нас лишили:множество детских сказок,книг по истории и исторической беллетристике,описания святынь и памятников русских городов,патерики,Жития святых,БИБЛИЯ,Евангелие,Коран и пр.,и пр.В Записках моей прабабушки упоминается эпизод,как ее сын,учащийся гимназии,принес домой два Евангелия и Закон Божий,выхватив книги из костра на школьном дворе.Сколько же таких костров полыхало по России!Какие варвары и злодеи!И потом,естественно,долгие годы ничего духовного не издавалось.В 56-м году - первое послеревол.издание Библии,ограниченным тиражом,так что невозможно было достать...

Мария Каменяка   18.03.2015 15:59   Заявить о нарушении
Вы написали о том, что немного приоткрылось теперь, а что происходит в наши дни, что приоткроется потом? и приоткроется ли? Думается, что и сейчас, с большим развитием СМИ и возможностями воздействовать на сознание людей, происходят вещи поопаснее...А про пионерию - помню, как это всё происходило, знакомо...С уважением - Лариса.

Оситян Лариса   30.05.2015 08:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.