В оковах смертельных снов - 5

 
Не все так просто, как кажется, но и не так сложно, как мы того боимся. Истина всегда где-то между двумя берегами. (Д. Емец)



Оцепенение длилось всего мгновение, но за это крохотное время в головах искателей мелькнуло спокойное будущее ... Глубокое облегчение выдохнули одновременно все трое. Женщины ринулись к Петруши, но он поднял клочок бумаги над головой и решительно скомандовал:

 - Спокойствие, кисоньки. Я прочту, иначе, в порыве страсти, вы превратите этот важный документ в труху:

«  ... Через несколько минут произошел второй мощный взрыв ... Взрывная волна была такой силы, что поднялась вертикальным стволом на поверхность. После него потерялась даже связь с тремя отрядами спасателей - 21 человек, плюс – 84 горняков, плюс -  руководящий состав шахты «Расбудской» вместе с аудитором из Германии ... (здесь клочок был выдран и ... далее) Взрыв произошел так быстро, что счетчики метана и другие системы безопасности не успели среагировать ... Но я-то знаю: это была диверсия. Я и главный бухгалтер шахты – исполнители. Только исполнители. Умышленная диверсия  - инициированная администрацией министерства, все для того, чтобы скрыть факты расхищения огромных финансовых средств, выделенные для обеспечения безопасности угледобычи. Очень большие деньги были вложены в создание высокотехнологичной системы безопасности, и проконтролировать их расход приехал аудитор из Германии .............. Учитывая, что все руководство шахты вместе с аудитором погибло в момент взрыва, вы должны мне верить. Обычно газ метан рвет все в клочья там, где непосредственно был выброс.

А здесь – глобальные разрушения, значит задета порода ....................

Уверяю вас – было сознательное вмешательство, чтобы похоронить любое расследование. Взрыв похоронил всех, кто мог дать следствию хоть какие-то показания. Нас, исполнителей, никто не знал, вернее – меня, главный бухгалтер знает все, возьмите его за жабры. Он даже со мной не рассчитался. Свое имя не называю и вряд ли Он признается, а если признается – что с меня взять!? Я уже живой мертвец!

Но хищение было только одной из причин: во всем виновато государство! Вы знаете, что в Советском Союзе угольная промышленность была дотационной, потому, что уголь на внутренний рынок продовался в убыток, ниже себестоимости. Главный бухгалтер говорил, что в этом своя идеология ............... В 1993 году началась масштабная реструктуризация. Был гласный и негласный приказ закрыть все нерентабельные шахты. ОНИ НЕ МОГЛИ ЖДАТЬ!

Государство всеми силами стремилось сбросить с себя убыточную отрасль ......... Расследуя взрыв на «Расбудской» следователи доказали и то, что на шахте были перенастроены датчики метана - моя работа. Мощную взрывчатку заложил главный бухгалтер ... он не только бухгалтер, покопайтесь в его биографии. Не называю его фамилию, сами узнайте.

Я пострадал, а Он не дал мне ни копейки, все деньги унес с собой. Думал, ему сойдет с рук предательство близкого друга. Теперь я за свою жизнь и ломанного гроша не отдам, не скажу – почему, чтобы вы меня не вычислили ... только жалко детей. Меня не найдете, машинку, на которой печатаю это письмо, украл в бухгалтерии, допишу и похороню в «Расбудской».

Буду радоваться, когда Его арестуют и растреляют. Больше всегдо меня умиляет тот факт, что его будут пытать! Вы это делаете замечательно. Знаю: ничего не расскажет, ни в чем не признается, слишком любит жену и дочь. Ради их счастья он и пошел на это кровавое преступление, впрочем, как и я. Но я уверен - жену его отправят в лагеря, там она и сгниет заживо, а дочь – в детский дома, где быстро изувечат ее романтическую детскую душу ................................. »

Могильная тишина обрушилась на на прекрасный замок Петруши. Все молчали. Никто не смел заговорить первым. Казалось, смерть ста с лишним загубленных в шахте душ нависла над особняком и готова превратить его в пепел.

Поиск

Первым пришел в себя Петруша: - Ну, чего приуныли? Вашей вины во всем этом ужасе - нет. Не надо смотреть на меня так, словно уже приговорены к смерти.

- Меня и моих родственников уже давно приговорили, - отрешенным голосом прошептала Элен.

- Кто приговорил? Такой же убийца, как ... , - он сначала яростно завопил, потом, опомнившись, смущенно замолк. В этот момент его глаза напоминали дымящий вулкан.

- Давай, давай, заканчивай свою мысль: ... такой же убийца, как мой покойный муж!? - прохрипела Галина Сергеевна, - А ты кто!? Ты же бандит! Разве ты не убивал!? – Художница смолкла и с ужасом посмотрела на мужа. – Петруша, прости, я не хотела ... мне просто очень больно. Петруша, ради Бога, прости, ты же знаешь, как я тебя люблю.

Огромный мужчина обнял жену и ласково прикоснулся губами к ее мокрой щеке, - Фу, какая ты соленая ... Но будет, будет, никто на тебя не обижается. Разве не понимаю. Для меня шок, представляю, что творится в ваших душах ...

- Господи, не верю, что ласковый и нежный Артемушка был монстром ... Не хочу верить, но ... Теперь вспоминаю, как он нервничал перед трагедией, как бился в истерике после взрыва, как забился в доме и не выходил на улицу целый месяц. Тогда казалось это естественным, ведь погибло много людей, среди которых были его близкие друзья, друзья семьи ...

Элен продолжала молчать. В голове ее мелькали картины прошлого: вот какие-то дяденьки в сером приехали, потом они уехали; с тех пор папа стал много молчать и думать; потом снова приехали дяденьки в сером; они привезли два чемодана – один большой, другой – поменьше; через месяц, чемодан поменьше папа открыл и там было много денег, родители их считали; мама радовалась, папа был грустный ... А вот большого чемодана Элен так и не нашла, а ведь ... искала, хотела посмотреть, а там что? Теперь она догадалась ... Там была смерть!!!

- Мама, - вдруг заговорила Элен, - а эти мужчины, в сером, третий раз не приезжали?

Мать вздрогнула и испуганно посмотрела на дочь. – Мужчины? Ах, да, мужчины. Примерно месяца три после взрыва приехал один из них. Они с отцом заперлись в комнате, пили, ели, спорили и долго не выходили ... Потом гость уехал. Папа после того визита стал очень молчалив, несколько дней вообще не разговаривал ... потом он неожиданно заболел и ... мы уехали. А почему ты спрашиваешь?

- Сопоставляю факты. Все правильно, тот кто получил письмо нашего мстителя, был сам замешан в этом деле ... Он просто скомкал и выбросил письмо ...  Другой, кто-то очень преданный идеям коммунизма, нашел и отнес его в архив. Скорее всего – уборщица, она не смогла пройти мимо этого преступления. Ей ничего не стоило, во время уборки в архиве вложить письмо в одну из папок.

Последний визит человека в сером принес отцу смерть, не знаю каким образом, но думаю ввиде отравы. Папа пил с ним, ел с ним, а потом сразу заболел и сразу умер. От рака так быстро не умирают. Вот и все ... мы узнали многое, но к самому главному, от чего зависит наша жизнь, мы так и не приблизились. Кто этот друг, которого отец предал, которому отец не дал его долю? Кто он???? Мы же ЭТО пытаемся выяснить. Мама, только ты можешь в этом помочь. Ну кто, елки палки! Кто к нам приходил чаще остальных? Вспоминай, он многодетный отец. Он, как-то пострадал после взрыва! Думай, мама, ты же художник, у тебя феноменальная память на лица ... Ну, мама же!!!

- Стоп, стоп, - вскричала мама, - подождите, я сейчас. Надо в подвал. Петруша, за мной, я одна не справлюсь.


Портрет


Они вернулись через сорок минут. Так утомительно было ждать. Элен даже накричала на Тимку, когда тот позвонил не вовремя. Они вернулись пыльные, взлохмаченные, но счастливые.

- Вот он! Отец троих детей. Человек, который оказался рядом с местом трагедии. Ему оторвало обе ноги. До взрыва он каждый день приходил к нам. Как-то он пришел в неурочное время. Отца дома не было, но он упрямо настаивал, что подождет. Вот тогда я предложила написать его портрет. Результат ошеломил меня, я увидела нутро убийцы ... Его фамилия, - художница повернула портрет, - Приходько Никодим Иванович.

Перед Элен скалилось лицо убийцы, она вздрогнула и содрогнулась ... В каких-то кашмарах она уже видела этого человека ... – Это он. – Затем помолчав, вдруг спросила: - Скажи, мама, а почему на твоих портретах отец всегда выглядит благороднейшим из людей.

Мать растерянно пожала плечами: - Как говорится: жена цезаря вне подозрений. Твой отец был для меня целой вселенной, и я, даже если бы очень захотела, не смогла бы разглядеть в нем ничего кроме любви.

Элен надолго задумалась, затем хлопнула в ладоши: - Я знаю с чего начинать. Петруша, сваргань мне удостоверение нотариуса. Придумай что-нибудь еврейское, так надежднее ... А так же сочини завещание от имени отца на имя Приходько. Постарайся соответствовать сроку давности. И укажи ту сумму, которая бы его полностью устроила ... А я поехала в банк ... 

- Ты решила отдать все свои деньги этому Приходько? – заикаясь спросила мать.

- Ну почему же - все, - жестко ответила ей Элен. – Ты забыла чья я дочь!? Артемушки и Петруши ... Эти мужчины научили меня считать деньги. А Петруша, к тому же, не уставал повторять: «Доча, запомни, долги нужно возвращать, даже если ты должен своему кровному врагу. Трудно быть чистым в наше коварное время, всякое приходится. Но если долги отдаешь вовремя, то и живешь дольше. Говорять времена всегда одни – люди разные. Это не так. Времена делают люди. Меняются люди, меняются времена».

- Петруша, может быть я все-таки твоя дочь, а не Артема?

- Не гневи Бога, доченька, - заплакала мать.

- Твой Артемушка прогневил Бога, а я его дочь. Не бойся, мама, я по прежнему его очень люблю, но себя люблю еще больше.


Лицом к лицу


Элен перестала спать. Перед финалом она очень спешила, она боялась, что не успеет достичь цели и произойдет еще одна смерть Ей казалось, что если так вышло, что перед каждой смертью она видит страшный вещий сон, то спать ни в коем случае нельзя. Может быть тогда она успеет и ... снимет проклятье со своего рода. Летела на самолете. Городок Н. пахнул на нее смертью, или просто ее богатое воображение сыграло с ней дикую шутку.

Дом Приходько нашла сразу. Впрочем, дом напоминал трухлявый барак с, мутными от вековой грязи, окнами. Возле дома в раздолбанной, ржавой, инвалидной коляске сидел взлохмаченный, обросший щетиной, с взглядом в никуда, мужчина. Это был Он. "Поистине, - подумалось Элен, - ненависть губит не только тех, кого ненавидят, но и тех, кто ненавидит"

От него плохо пахло.  Элен чуть не вырвало, ее шатало, голова кружилась. Она была сильной, эта хорошая девушка, но бессонные ночи давали о себе знать. Элен глубоко вздохнула, прошептала молитву и бросилась на встречу монстру, как Матросов на амбразуру.

Он даже не вздрогнул. Просто откинул голову и зло прищурился. Его гнилой рот открылся и на Элен пахнуло могилой.

- Чего явилась, девка? Чего вам всем неймется! Писал и буду писать в ваше вонючее государство. У меня на всех компромат есть. Я трудился на шахте, я лишился ног на вашей гребанной шахте, а вы мне дерьмом платите. Жена с горя спилась, дочь стала проституткой, сыновья в тюрьме.

Это ваше гребанное государство довело мою семью до такого состояния. Вот расправлюсь с одним подонком, а потом окончательно за вас возьмусь! Чего зенки пялишь!? Думаешь, раз я безногий калека, так и управы на вас не найду!!! Ты вот что, найди мне одного человечика, Панаетова Артема. У меня с ним огромные счеты, если бы не он, я был бы сейчас совсем другим человеком и дочь моя не стала бы проституткой. Найдешь, писать на губернатора больше не буду, пущай живет, ворует если совесть ему позволяет.

Элен не сдержалась: - А вам совесть позволяет жить на этом свете!?

- Что ты сказала, крашенная шлюха!? - вид Приходько был угрожающим. Элен показалось, что этот человек только что вышел из ада и готов сожрать всех, кто стоит на его пути. Но ненависть выбивала из него последние силы, ему оставалось лишь цепляться за воздух и посылать свои проклятья ...

- Напрасно вы так горячитесь. Я сказала, что Панаетову не позволила совесть жить хорошо, не поблагодарив вас за преданную дружбу. Перед смертью он написал завещание и оставил очень крупную сумму, которой хватит и дом купить, и жену вылечить, и детей на правильный путь поставить. Вот завещание, а вот банковская карта и банковская книжка на ваше имя.

- Не понял, так че, Панаетов меня не забыл что ли? Так че, он умер?

- Умер он. Умер и мой папа, который и составил это завещание по просьбе Артема. Только вчера я обнаружила документы и сразу же прилетела к вам из Израиля. Всего вам хорошего, до свидания.

- Постой, евреечка, вы хитрые все, небось объегорили калеку!?

- Там указана сумма, - грустно усмехнувшись, прошептала Элен.

- А расписаться?

Но девушка не могла больше с ним общаться, он был омерзителен, этот нелюдь ...

- Впившись грязными руками в папку, он неожиданно завопил: - Я сам виноват, что мне оторвало ноги ... пошел следить за ним, не доверял. А он значит не забыл меня! Так это ... я же все эти годы проклинал его, его семью, его род. С утра до вечера твердил одно и то же: сдохните Панаетовы, сдохните Панаетовы, сдохните Панаетовы. Я даже в Бога стал верить, чтобы лучше знать, куда слать свои проклятья. Ставил свечки за смерть всего его семейства.  С утра до вечера молился сатане, чтобы он забирал их поодиночке. Если есть Бог, значит есть и сатана!!! Че мне теперь делать? Артемушка, оказывается, настоящим другом был!!! Просто он умер ...

Элен хотелось вцепиться в мерзкую рожу инвалида, но сжав кулаки до боли, с трудом погасила ярость. Сделав шаг навстречу, заставила себя улыбнуться:

- Сейчас же, сию же минуту, идите в церковь. Поставьте свечки, много свечек, за здравие всех Панаетовых и покайтесь перед иконой Христа Спасителя. Только это поможет вам избавиться от телесных страданий, душевное страдание останется навсегда с вами ... Если же, конечно, что-то человеческое в вас еще осталось. Перестаньте ненавидеть и это ... вас спасет.

В самолете она крепко спала, а из аэропорта позвонила в Грецию. Там было все спокойно. Затем набрала еще один номер и сказала Тимке, что очень соскучилась.


P. S. Реальные факты. Фамилии и название шахты изменены.

 


Рецензии