Дружная бригада

   
(Из книги «О людях и для людей).               

 Тепловоз, плавно сбавляя ход, подошёл к доменной печи. 
 – 803-й, 803-й,- раздался по рации громкий мужской голос в кабине машиниста тепловоза Алексея  Ивановича  Чуканова  и потребовал, – мягче говорю, мягче…». И  вдруг через секунду  сразу резко: «Стой!».  Это помощник машиниста подавал ему команды с переднего по ходу тепловоза  порожнего ковша, и ковши  медленно и аккуратно вошли в  сумрак туннели  под  литейным двором доменной печи № 3. Передний ковш точно встал на должное  место:  вот-вот горновые откроют на печи  шлаковую лётку, и расплавленный шлак устремится огненным потокам  в поданные шлаковозные ковши.
- Вот так дружно мы и  работаем, – говорит обернувшись ко мне, слегка улыбаясь,   машинист Чуканов,  после того как первый ковш был отцеплен, а его  тепловоз отошёл от печи на безопасное расстояние. Вот только тут он устало распрямился и стал как бы выше ростом, лицо его окончательно осветилось улыбкой и вдруг он,  дружески подмигнув  мне, тут же,  высунувшись почти по пояс в окно, начал  о чём-то деловой разговор со своим  помощником. Выслушав плохо мне слышимый ответ помощника, он удовлетворённо кивнул,  и вновь обернувшись ко мне, продолжил,  начавшийся было,  разговор. 
 – Во многом в нашем-то деле по обслуживанию вот этих доменных печей, в том числе и в только что выполненном  маневре, зависит почти всё от помощника машиниста, а точнее от наших совместных слаженных действий, от полного нашего взаимопонимания. Ведь  тепловоз движется позади ковшей и машинист  что там впереди состава почти ничего не видит. А  если у тебя добросовестный, умный  и внимательный помощник, то и машинисту можно работать спокойно, без лишнего, скажем, напряжения. Помощник  и на рельсы посмотрит: всё ли на пути  в порядке, и сигнал вовремя  подаст, если там что-то впереди не так. Так, что в основном именно  помощники машинистов у нас в этих случаях главные! И  без толковых,  сообразительных и хватких, помощников нам никак не обойтись, и таких у нас в цехе предостаточно. Иначе  под доменными печами работать было бы  просто невозможно... Я и сам начинал в цехе работать с должности помощника машиниста…
       Не много, всего три года работает  машинистом тепловоза Алексей Иванович. И работает просто на загляденье – красиво, легко и точно: «…Школа Бубнова…» – как любят добро  шутить  в цехе. И это не только шутка. Многих обучил в своё время в цехе  непростой своей профессии машиниста  опытный железнодорожник Константин Иванович Бубнов. Но не только о нём, о своём учителе с уважением говорит сегодня Чуканов. С не меньшей долей  восхищения говорит он и о профессиональном мастерстве машиниста - инструктора (ныне – бригадира его локомотивной бригады) и своего однофамильца –  А.Г. Чуканове.  Много добрых слов прозвучало в беседе также и в адрес  начальника участка подвижного состава К. Н. Масленникова. Но наиболее тепло и душевно отозвался Алексей Иванович о своём наставнике и  хранителе цеховых традиций старшем машинисте А.Ф. Шадском.
  – Я постоянно ощущаю его помощь в работе, – говорит Алексей Иванович, – да и не только его, но и, прежде всего, чувствую заботу и внимание нашего бригадира Чуканова, да и  каждого члена его  бригады. Такая  здесь у нас рабочая традиция! Работая в  бригаде старшего машиниста Александра Фёдоровича Шадского,  я постоянно ощущаю плечо своих старших товарищей, например,  Эрнеста Ивановича Юдичева. В бригаде у нас все классные машинисты, они имеют большой производственный опыт. Машинистом Юдичев, к примеру, работает в цехе с 1964 года.  А Шадский  так давно, что ещё на паровозах в цехе работал. Он одним из первых среди заводских машинистов прошёл обучение в Челябинске на умение управлять тепловозами. И с 1980 года, лишь только началось в цехе соревнование по лицевым счетам экономии, он руководит этой самой бригадой.
    В бригаде Шадского четыре машиниста. С тремя из них мы уже познакомились, остался четвёртый – Юрий Иванович Деригузов. Его трудовая биография схожа с биографией Чуканова. Они с ним в один год пришли в цех, в один год стали водить тепловозы.
    - Бригада наша дружная, - с гордостью рассказывает о своих товарищах по бригаде мой собеседник,- только вот видимся мы, к сожалению,  очень редко! Работаем по двенадцать часов, и видимся  лишь на пересменах, а во впемя работы всё больше общаемся по рации. Но при сдаче смены,  всегда советуем друг другу, как лучше её отработать, информируем о состоянии локомотива.
  … Напряжённой трудовой жизнью живёт бригада Шадского. Сегодня она стремиться стать победителям соревнования в честь 40-летия Великой Победы, за право отвезти юбилейную плавку. И в этом она добилась значительного успеха. В третьем и четвёртом кварталах прошлого года на лицевом счету бригады 10,1 тонны условного топлива. Неплохо работает бригада и в этом году. Результаты первого квартала будут известны в самый канун празднования юбилея.
     Но не только результаты в экономии топлива определяют победителя. В этом соревновании учитывается всё: и качество работы, и общественная активность. В бригаде Шадского нет нарушений в вождении тепловозов, в обслуживании доменных печей и правил техники безопасности. Все машинисты работают профессионально грамотно, творчески, полностью используют возможности техники и бережно к ней относятся. Нельзя не отметить и тот факт, что все машинисты постоянно повышают свои технические знания.
   -Каждый из нас выполняет ещё и общественные поручения, –  говорит мне машинист  Чуканов.  – Я, например, член профкома. Дерегузов – член парткома. И потому нам надлежит быть впереди. И к этому мы стремимся в своей работе. Большой радостью для всей бригады будет, если мы победим в соревновании, и мы завоюем право отвезти юбилейную плавку!
1985.               


Рецензии