Глава 41. Турандот

Сказка о прекрасной и жестокой китайской принцессе Турандот стала сюжетной основой для произведений сразу четырёх великих писателей, причём имена троих из них вошли в ряд величайших гениев мировой литературы.

Фольклорную тему этой истории можно найти в сказочных сборниках «Тысяча и один день» и «Кабинет фей». Первым из великих её использовал в своём шедевре Низами Гянджави*: Это четвертая поэма прославленной «Хамсе»** («Пятерица») — «Семь красавиц».
_____________________
* См. «100 великих поэтов», глава XXII «Низами Гянджави».
** Как известно, c XIII в. «Хамсе» Низами стала классической базой для поэтов Востока: каждый, кто мечтал достичь славы великого поэта, должен был создать пять поэм, желательно на темы, предложенные великим азербайджанцем, — не избежала этой чести и поэма «Семь красавиц».

В самом начале XVIII в. на сюжет поэмы «Семь красавиц» обратил внимание Лесаж*, подрабатывавший тогда писанием пьесок для ярмарочных балаганов. Он нашёл пересказ поэмы Низами в сборнике персидских сказок Пети де ла Круа 1712 г. Комическая «Китайская принцесса» Лесажа с успехом шла на парижской ярмарке в рамках традиционной буффонады Арлекина и его комедийных партнеров.
___________________
* См. главу 52. «Жиль Блаз» в данной книге.

Через тридцать три года на сцене венецианского театра «Сан Самуэле» состоялась премьера пьесы «Принцесса Турандот», написанной графом Карло Гоцци по мотивам балаганного произведения Лесажа.
Великий итальянский драматург и писатель Карло Гоцци (1720—1806) родился в Венеции в семье знатного, но обедневшего дворянина. Образование получил домашнее, а в шестнадцать лет в поисках средств к существованию завербовался в наёмную венецианскую армию и отправился воевать в Далмацию*.
____________
* Далмация — историческая область на островах и побережье Адриатического моря. С 1420 по 1797 г. находилась под властью Венеции, которая вела перманентные войны против местного славянского населения. Ныне разделена между Черногорией (южная часть) и Хорватией.

Через три года Гоцци вернулся домой и стал искать себя на ином поприще — в литературе. Начал девятнадцатилетний автор с написания поэм и эссе, направленных против популярного тогда в Венеции Карло Гольдони*, проводившего свою знаменитую театральную реформу. В борьбе с Гольдони Гоцци всю жизнь жёстко отстаивал традиционную итальянскую школу комедии дель арте**.
____________________
* Карло Гольдони (1707—1793) — великий итальянский драматург, создатель реалистической итальянской комедии, которую он противопоставлял комедии дель арте. Автор таких прославленных пьес, как «Слуга двух господ» (ныне более у нас известна под названием «Труфальдино из Бергамо»), «Трактирщица» и др.
** Комедия дель арте, или комедия масок, была распространена в Италии в XVI—XVII вв. Основной её принцип — импровизация актёров на основе общего сценария. В комедии дель арте имелся стандартный набор масок, примерно десять. Эти маски являются предшественницами такого явления, как театральные амплуа актёров, причём у каждой есть свой постоянный характер и почти каждая имеет традиционный костюм. Маски комедии дель арте следующие: два старика — Панталоне (карикатура на венецианского купца: скупой, расчётливый, подозрительный, но всегда одураченный, ограбленный и даже побитый; склонен читать нотации молодежи; костюм Панталоне — красная куртка, красные штаны и шапка без полей, чёрная мантия с просторными рукавами, жёлтые туфли; на лице Панталоне маска с совиным носом, торчащими усами и бородкой; к поясу у него привешены особые атрибуты — кошель с деньгами и кинжал) и Доктор (карикатура на юриста из Болоньи; мнимый учёный, болтун и педант, докучающий всем длинными, нелепыми разглагольствованиями на любую тему; одет в просторную чёрную мантию с белым воротником и манжетами, широкополую чёрную шляпу; атрибуты Доктора — книги, бумажные свитки, чернильница, перо; на лице у него чёрная полумаска, закрывающая только лоб и нос; в комедии он всегда бывал одурачен молодёжью и слугами); следующая маска Капитан — карикатура на военного авантюриста, бандита и насильника (костюм его состоял из кирасы с брыжжами, коротких шаровар, короткого плаща и шляпы с перьями; основной комической чертой Капитана было противоречивое сочетание бахвальства с трусостью); следующие маски — двое слуг (Дзанни — «Ваньки»), они делились на первого и второго: первого Дзанни называли по разному — Бригелла, Педролино (впоследстии Пьеро), Скапино (первый Дзанни — крестьянин-хитрец, ловкач, обтесавшийся в городе и превратившийся в проворного, сметливого лакея, обделывающего любовные делишки господ); второго Дзанни звали Арлекин, Бураттин, Пульчинелла (причём Пульчинелла был из Неаполя, а Арлекин — из Бергамо), он всегда носил чёрную полумаску с большим крючковатым носом и говорил гнусавым голосом, обязательно откликаясь на злобу дня (под влиянием этого образа появились французский Полишинель и английский Понч), причём Арлекин обязательно был хитрым злоязычным интриганом (костюм Арлекина первоначально состоял из многочисленных разноцветных заплаток, впоследствии заменённых правильными треугольниками красного, зелёного и жёлтого цвета — всемирно известный костюм Арлекина); служанка Сервета или Фантескадва, она же Франческина, Смеральдина, Коломбина (по традиции Коломбина — жена Пьеро и любовница Арлекина) — это крепкая, здоровая крестьянская девушка, неизменная поверенная и соучастница в любовных приключениях своей барышни; два любовника и две любовницы чётких масок не имели, но обязательно были умны, красивы, находчивы и задача у них была одна — любить свою пару. Побои, гримасы, показывание языка, пощёчины, удары рукой и ногой, клоунский плач, стуканье лбами, клоунская музыка на трещотках, пузырях, бутылках или погремушках, имитации крика животных и птиц, воспроизведение всякого рода естественных отправлений человеческого организма, кувырки, беготня, прыжки, акробатические и эквилибристические номера являлись непременными, обязательными составными частями комедии дель арте. Маски дель арте не раз становились героями произведений художественной литературы. Отечественный читатель прекрасно знает сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик» на тему сюжета сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио, история марионетки». Главными героями ее стали маски театра дель арте, в частности Бураттин — одна из ипостасей Арлекина.

Выступления Гоцци пришлись по душе венецианским аристократам-графоманам, которые сразу же приняли его в свой круг. Он стал одним из организаторов шуточной академии Гранеллески*, оказавшись там чуть ли не единственным настоящим писателем в чопорной компании любителей высокопарной словесности. Не удивительно, что Гоцци стал самым деятельным защитником национальных традиций в венецианском театре, а именно — театральной условности в противовес натурализму и бытовизму реалистов.
___________________
* Академия Гранеллески (то есть зернособирателей или чепухи) основана в Венеции в 1747 г.

Новаторы в лице Гольдони утверждали, что комедия дель арте есть искусство плебейское, для тупых и низменных простолюдинов, в то время как театр должен нести зрителю правду жизни, пробуждать в нём чувство и благородные мысли. Гоцци же считал плебейскими комедии самого Гольдони, а комедию дель арте — лучшим, что дала Венеция театральному искусству.

Нередко утверждают, что именно личная ненависть к Гольдони и ко всему новому и новаторскому привела Гоцци к созданию его гениальных сказок-пьес, названных самим автором фьябами*. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения, учитывая роскошную фантазию и изящную неповторимость каждой сказки великого драматурга. Всего в течение 1761—1765 гг. Гоцци создал десять фьяб. Они были опубликованы в книге «Десять сказок Карло Гоцци» и имели грандиозный успех.
_______________
* Фьяба (итал. fiaba — сказка) — жанр драматургии, трагикомическая сказка, соединяющая сказочный сюжет с импровизацией и буффонадой комедии дель арте; основателем жанра является Карло Гоцци. Фьябы писателя: «Любовь к трём апельсинам», «Ворон», «Турандот», «Король-олень», «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зелёная птичка», «Дзеим, царь джиннов».

Согласно преданию, первая сказка Гоцци была создана писателем, когда он поспорил с Гольдони, что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом всеобщего восторга. Это была великая «Любовь к трём апельсинам». Она и положила начало фьябам. Написана сказка была в 1761 г. для труппы прогоревшего театра «Сан Самуэле». Успех «Любви к трём апельсинам» был грандиозный, но надо отдать должное автору — все последующие девять фьяб Гоцци оказались приняты зрителями с не меньшим восторгом. В считанные годы театр «Сан Самуэле» стал самым посещаемым в Венеции, а театры, ставившие пьесы Гольдони, обанкротились. Гоцци победил.
Гольдони пришлось покинуть город, причем добила его пьеса «Принцесса Турандот», тоже появившаяся в 1761 г. Именно Гоцци впервые назвал китайскую принцессу Турандот*. «Сказка о “Турандот, принцессе Китайской”, обставленная всеми невероятными перипетиями… была поставлена труппой Сакки в театре «Сан Самуэле» в Венеции 22 января 1761 г. и шла с успехом семь вечеров подряд»**.
_________________
* Происхождение этого названия неизвестно, но turare по-итальянски означает заткнуть, закупорить.
** К. Гоцци. Предисловие к «Принцессе Турандот». Из кн. Карло Гольдони. Комедии. Карло Гоцци. Сказки для театра. Витторио Альфьери. Трагедии. БВЛ. — М.: Художественная литература, 1971.

В 1801 г. за перевод сказки Гоцци на немецкий язык для Веймарского театра взялся Фридрих Шиллер*. В процессе работы он не удержался и внёс в произведение существенные изменения, фактически создав новое произведение.
______________
* См. «100 великих поэтов», глава LI «Фридрих Шиллер».

Таким образом, представление о Турандот развивалось от автора к автору, видоизменяясь и выявляя всё новые и новые черты характера героини.

У Гоцци прекрасная Турандот — гордая и жестокая дочь китайского императора Альтоума — уверена, что все мужчины коварны, сердцем лживы, не способны любить. Она оказалась в жизненной ловушке: с одной стороны, ненависть к мужчинам, с другой — отец требует от дочери скорейшего вступления в брак. Тогда-то и возник в голове красавицы жестокий план: свататься к Турандот может любой принц, но при условии, что в заседании Дивана она предложит претенденту три загадки; разгадавший станет её мужем, не разгадавшему будет отрублена голова.

Многие принцы остались без головы по капризу Турандот. Одолел принцессу только ногайский принц Калаф, в которого и влюбилась жестокая девица. Но сама мысль, что мужчина превзошел её умом и она должна ему покориться, оказалась нестерпимой для Турандот, и только ум и благородство Калафа спасли принцессу от самоубийства.

Шиллеровская Турандот иная — это девушка, жестокость которой объясняется стремлением к свободе и независимости от мужчины.

Любопытно, что трактовка образа Турандот Гоцци более привлекает драматические театры, а трактовка Шиллера — оперный театр.

В СССР грандиозным успехом пользовалась «Принцесса Турандот» в постановке Е.Б. Вахтангова (1922)*, где заглавную роль исполняла Ц.Л. Мансурова**. В 1960—1970-х гг. в этой роли блистала актриса Театра им. Е.Б. Вахтангова Ю.К. Борисова***; спектакль был восстановлен режиссёром Р.Н. Симоновым****.
______________
* Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922) — великий режиссёр и актёр; основатель и руководитель Студенческой драматической студии (1913), ставшей со временем знаменитым Театром им. Е.Б. Вахтангова.
** Цецилия Львовна Мансурова (1896—1976) — выдающаяся советская актриса, народная артистка СССР.
*** Юлия Константиновна Борисова (р. 1925) — великая советская актриса театра и кино, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда.
**** Рубен Николаевич Симонов (1899—1968) — прославленный советский театральный режиссёр и актёр, народный артист СССР.

Шиллеровская «Турандот» легла в основу одноименной оперы Джакомо Пуччини*. Это последний, незавершённый шедевр композитора, который он создавал уже будучи тяжело больным раком горла, а под конец и с инфарктом. Пуччини не дописал финальный дуэт Турандот и Калафа, который был закончен его другом композитором Франко Альфано**.
__________________
* Джакомо Пуччини (1858—1924) — великий итальянский композитор, автор опер «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «ЧиоЧио-сан» («Мадам Баттерфляй»), «Турандот».
** Франко Альфано (1876—1954) — итальянский композитор, пианист. Автор оперы «Воскресение» по одноименному роману Л.Н. Толстого.

Лучшей исполнительницей партии Турандот считается Мария Каллас*, причём это одна из самых сложных оперных партий в истории мировой музыки была у великой певицы любимейшей.
___________________
* О Марии Каллас см. главу 2 «Медея» в этой книге.


Рецензии