Радек - архидруг вождя

 «На лицах немецких студентов, облаченных в коричневые
рубашки, мы замечаем ту же преданность и такое же
вдохновение, которые озаряли когда-то лица молодых
командиров Красной Армии…».
                К. Радек

РАДЕК (СОБЕЛЬСОН) КАРЛ БЕРНГАРДОВИЧ (1885, Львов, Австро-Венгрия – 1939, Верхнеуральск), в 1919 - 1924 - член ЦК РКП(б), член Исполкома Коминтерна.

Комиссарша Лариса Рейснер (1893 - 1926), первая жена Ф. Расскольника, вторая жена К. Радека.

“Но вот что я хочу сказать советским и иностранным  писателям: наш путь идет не через Джойса, а по столбовой дороге социалистического реализма... Я считаю своим долгом остановиться  на этом вопросе потому, что кой у кого из наших писателей проскальзывает нездоровый интерес к Джойсу. Здесь можно видеть, что означает этот интерес к Джойсу. Он означает: не лезь ко мне с Кузнецкстроем, с Магнитостроем, с красноармейцами, с ударниками. Я дам лучше маленькие дела, но очень сложно, оригинально, заумно”.
                ВССП, 1934 (из заключительного слова К. Радека)

Радек  держит  себя  в  политике  как... торгаш, наглый, нахальный, глупый... За  это  бьют  по  морде...  Если  Радек  не понимал, что он делает, тогда  он  дурачок.  Если понимал,  тогда  мерзавец.
                В. И. Ленин – Арманд

Я  изо  всех  сил  подбивал  Радека  написать  брошюрку:  часами  ходили  по  Цюриху  и  я  его  “поджучивал”. Сел  и  написал... у  меня  с  ним - не  ожидали? - архидружба.
                В. И. Ленин – Арманд

После всего, что я сделал для Сталина, - такая с его стороны несправедливость!
                К. Радек

В апреле 1935 года Бухарин сообщал Сталину : «Радек болен и нервно истощен: он опухает, его вдруг одолевает сонливость, покрывается симметрической нервной сыпью». Просит отпустить на шесть недель на юг Франции. Во Францию Радека не отпустили, а Сталин переслал это письмо «на контроль» (как тогда говорили) Николаю Ежову.

* * *
Могут быть очень талантливые писатели, которые выразят в образах мечту фашистского головореза, которые опишут, как белая бестия бьет кнутом по лицу народную массу...

Мы имели такого писателя в России - Гумилева, который выражал конквистадорское, империалистическое, колонизаторское в русской буржуазии. Он был крупным писателем и с точки зрения искусства давал и мог дать большие образы. Но возьмите этого Гумилева и дайте его без всяких комментариев нашему рабочему, нашему крестьянину. Он скажет вам: вот сволочь...
                Из доклада К. Радека на ВССП, 1934

Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности.
                Балабанова А. И. «Моя жизнь — борьба»

* * *
Из материалов «Процесса антисоветского троцкистского центра»

Предварительным и судебным следствием установлено:

…Враг народа Л. Троцкий за границей, а параллельный антисоветский троцкистский центр в лице Радека и Сокольникова – в Москве – вступили в переговоры с отдельными представителями Германии и Японии. Враг народа Л. Троцкий во время переговоров с одним из руководителей национал-социалистской партии Германии Рудольфом Гессе обещал, в случае прихода к власти троцкистского правительства, в результате поражения Советского Союза, сделать Германии и Японии ряд политических, экономических и территориальных уступок за счет СССР, вплоть до уступки Украины – Германии, Приморья и Приамурья – Японии.

* * *
Военная коллегия Верховного суда Союза ССР установила, что:

Пятаков, Серебряков, Радек и Сокольников состояли членами антисоветского троцкистского центра и по прямым указаниям находящегося за границей врага народа Л. Троцкого, в целях ускорения военного нападения на Советский Союз, содействия иностранным агрессорам в захвате территорий Советского Союза, свержения советской власти, восстановления капитализма и власти буржуазии, руководили изменнической, диверсионно-вредительской, шпионской и террористической деятельностью антисоветской троцкистской организации в Советском Союзе, т. е. совершили  преступления, предусмотренные ст. ст. 581а, 588, 589 и 5811 Уголовного кодекса РСФСР.

* * *
Из последнего слова подсудимого Радека

Процесс показал кузницу войны и он показал, что троцкистская организация стала агентурой тех сил, которые подготовляют новую мировую войну.

Сам Троцкий уже чувствовал свое полное внутреннее бессилие и ставил ставку на Гитлера.

Троцкисты, эта группа людей преступных, покрытых кровью одного из вождей революции, натворивших неслыханно много преступных дел, в своей ставке на реставрацию все-таки просчитались.

Для меня стало ясным, что Троцкий создает здесь, помимо кадров, прошедших его школу, организацию агентуры, прошедшей школу германского фашизма.

Я знал, что советское правосудие не есть мясорубка, что есть люди разной степени вины среди нас, что мы – руководители – должны головой ответить за то, что делали. Но что есть значительная прослойка людей, которую мы свели на этот путь борьбы, которая не знала основных, я бы сказал, установок организации, которые в ослеплении брели вперед.

Если здесь ставился вопрос, мучили ли нас во время следствия, то я должен сказать, что не меня мучили, а я мучил следователей, заставляя их делать ненужную работу. В течение 2 с половиной месяцев я заставлял следователя допросами меня, противопоставлением мне показаний других обвиняемых раскрыть мне всю картину, чтобы я видел, кто признался, кто не признался, кто что раскрыл.

Мы должны сказать: троцкизм есть орудие поджигателей войны. Сказать это твердым голосом, ибо мы это узнали, мы это выстрадали, нам было неслыханно тяжело в этом признаваться, но это исторический факт, и мы за правду этого факта уплатим головой.


Рецензии