Человек без головы - украинское измерение

Рецензия на пьесу Яны Богдановой "Человек без головы"

В авторском предисловии к своей новой пьесе современный петербуржский поэт и драматург Яна Богданова говорит, что «Человек без головы» был написан до событий на киевском Майдане Нэзалежности рубежа 2013/2014 годов, однако теперь воспринимается как сбывшееся пророчество. «Предчувствие гражданской войны» - если использовать название известной картины, написанной знаменитым сюрреалистом Сальвадором Дали в 1937 году.

Как киевлянин и невольный свидетель развернувшейся в моем родном городе драмы могу сказать, что ситуация, описанная в пьесе «Человек без головы» мало напоминает Майдан. Как бы ни относиться к протестным акциям, вспыхнувшим тогда на центральной площади украинской столицы, следует иметь в виду, что по большому счету они только этой центральной площадью и ограничивались. Ни тогда, ни сейчас основная часть жителей города не прячется по подвалам от рыскающих повсюду бандформирований.

Но ценность талантливого произведения в том и состоит, что каждый видит в нем свою правду. И если «Человек без головы» - действительно пророчество, то относится оно скорее не к Майдану, а к тем районам Юго – Востока Украины, которые на данный момент находятся под контролем сепаратистов.

Как и подобает настоящему пророчеству, в пьесе Яны Богдановой много загадочного, таинственного, неоднозначного. О многом автор не говорит прямо, однако дает читателю возможность это прочувствовать. При знакомстве с «Человеком без головы» невольно вспоминается поэма Джорджа Байрона «Манфред». Классик романтизма смог дать представление о судьбе могущественного, но вместе с тем – глубоко несчастного мага, хоть и описал ее с помощью скупых, неясных намеков.

Действие пьесы разворачивается в мрачном постапокалиптическом мире, где обычные люди вынуждены скрываться от ведущих нескончаемую войну «Ублюдков». Мы так и не узнаем – какие идеалы они отстаивают и за какое светлое будущее для своих детей борются. Однако в настоящее время Ублюдки вполне оправдывают свое название. Достойным их представителем оказывается один из героев пьесы – Герман – высшим наслаждением для которого является возможность насиловать несовершеннолетних девушек.

Персонажи Яны Богдановой – это родные и близкие погибшего военного, который был причастен к началу вооруженного конфликта. То ли он разочаровался в Ублюдках, то ли повздорил с ними, однако военного убили, а его семья прячется в странном сооружении, которое описывается то как подземелье, то как многоэтажный дом.

Таких семей немало на нынешнем постсоветском пространстве. Властная и жестокая бабушка Анна. Совершенно жалкий и безвольный сын-вдовец – жалкий настолько, что даже родные называют его «тетя Федя». Под стать отцу сын – мальчик Петя, повторяющий, словно заклинание – «Я всегда вкусно кушаю и очень рад». И, наконец, дочь Даша – бунтующий тинэйджер. Именно Даша и кормит семью. Она регулярно покидает убежище, зарабатывая чем только можно – и сексуальными услугами в том числе. Время от времени героям помогает «друг семьи» Герман. Но его услуги не бескорыстны и связаны с темной страстью к девушке.

Казалось бы – куда страшнее? Оказывается, что страх за жизнь и унижение – еще не самое ужасное. Больше всего герои боятся осознать собственные желания и увидеть их воплотившимися в жизнь. Именно эту возможность и олицетворяет фантастический Человек Без Головы, о котором упоминает название пьесы.
В цикле «Марсианские хроники» классика американской фантастики Рея Бредбери есть рассказ «Марсианин» Там описывается странное существо, которое под влиянием мыслей окружающих людей принимает облик их потерянных близких. Персонажи Бредбери и Яны Богдановой чем-то похожи. В ходе пьесы выясняется, что ее герой – инопланетянин, и лишен он головы именно потому, что подобен зеркалу. Каждый, кто общается с Человеком Без Головы, наполняет его личным содержанием, с помощью своих мыслей и чувств помогает потустороннему созданию обрести голову – каждый раз новую.

Если Марсианин в рассказе Бредбери в конце концов оказывается жертвой людей, стремящихся вернуть утраченное счастье, то Человек Без Головы в пьесе Яны Богдановой выглядит одновременно и отражением внутреннего мира героев, и посланцем могущественной высшей силы. Не случайно бабушка Анна называет его Пророком, боится того, что Человек Без Головы заставит каждого расплачиваться адскими мучениями за грехи человечества.

Как это и должно произойти в ночном кошмаре, именно страхи и напряженные размышления заставляют Человека Без Головы появиться в тайном убежище героев. Что же дальше? В мире пьес Яны Богдановой время движется то вперед, то вспять, а причинно-следственные связи между событиями сложны и запутанны. Автор предлагает нам целых три варианта дальнейшего развития сюжета:
- герои могут соблазниться удовольствиями, и отравиться ими – в пьесе удовольствия символизируют конфеты, которые Человек Без Головы раздает в благодарность за помощь;
- может оказаться, что самое сокровенное желание героев – это выплеснуть накопившееся за годы раздражение, и в порыве взаимной ненависти они уничтожат друг друга;
- но точно так же персонажи пьесы могут прийти к взаимному пониманию и прощению, а девушка Даша спасет мир, принеся искупительную жертву за человечество;

Читая финальную сцену, невозможно не вспомнить фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение», где герой сжигает собственный дом, чтобы предотвратить ядерную катастрофу.
Находить все новые и новые смыслы в пьесе Яны Богдановой – занятие увлекательное, но я должен останавливаться. Как и в случае с фантастическим Человеком Без Головы каждый должен увидеть в этом произведении свое лицо, найти в нем собственную правду.
И будем надеяться, что война с Ублюдками на Украине закончится как можно скорее и с как можно меньшим количеством жертв – ведь их и так уже слишком много…

Евгений Осауленко, искусствовед, город Киев, Украина, 24.07.14

Пьеса: http://novlit.ru/bogdanova/2014/07/15/человек-без-гол..

#Украина #Майдан #война #любовь #Яна #Богданова

Использована картина художника Владислава Сухорукова из триптиха "Похищение Луны"

Паблик автора https://vk.com/club32321626

ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА!


Рецензии