Рецензия на спектакль Астрономия любви

"Астрономия любви" ("Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва")

"Звезды никогда не отклоняются от своего пути."

Вчера побывал на новом для себя спектакле прекрасного и любимого мною театра Чихачёва, мюзикле "Астрономия любви", поставленном по пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна "Безымянная звезда". Хотя, "по пьесе" - это чересчур громко будет сказано. "Используя идею" - да. Но совсем не "по пьесе". На самом деле, постановка весьма удивила своей оригинальностью, необычностью и совершенно своеобразным подходом к переносу произведения Себастьяна на сцену.
И первое, что мгновенно сражает наповал - мюзикл начинается... чуть ли ни с середины пьесы! Авторы решили конкретно переработать текст Себастьяна и полностью исключили из действия сцены на вокзале. Необычно. Свежо. Оригинально. Хотя, конечно, немного жаль было потерять часть обаяния произведения, которую привносил в неё тот же начальник вокзала, к примеру.
Следующее, что меня поразило, это текст, с которым авторы либретто обошлись достаточно вольно. Очень много изменений как в идее произведения, так и в самих репликах героев, некоторые из которых были попросту перетасованы между персонажами - взять, хотя бы, тот же диалог о море. Хотя, должен заметить, в итоге получилось очень даже органично и забавно.
Но, несмотря на то, что количество локаций было сведено авторами мюзикла к минимуму, тем не менее, героев от этого меньше не стало. Их количество, скорее, приближается к фильму, чем, непосредственно, к самой пьесе. Здесь на сцену выходят и жители городка, и господа из высшего света, и даже известнейшие драматические литературные герои!
А вот что удивило больше всего, так это соотношение речи и музыки. Если прошлые виденные постановки Чихачёвки были, в первую очередь, всё же классическими мюзиклами, то "Астрономия любви" - это, скорее, качественная смесь классического драматического театра и театра музыкального. Очень необычный подход и интересная трактовка произведения со смещением акцента с комедии в пьесе и мелодрамы в фильме на драматически-проникновенное повествование в мюзикле.
Что касается музыки, то не могу не отметить, что Марку Самойлову удалось создать действительно невероятно волшебную и чарующую атмосферу, пронизанную темами любви, нежности, страсти, надежды и неумолимости судьбы. Мелодии пробирают до мурашек, а арии уносят куда-то далеко и заставляют пульс учащаться, а сердце - ликовать или плакать - вместе с героями спектакля. Но всё же, если сравнивать "Астрономию" с "Плахой" или "Тарзаном" - лично для меня она закончилась вместе с финальными аккордами. И если арии из тех же "Плахи" и "Тарзана" я напеваю постоянно до сих пор, то, с сожалению, с "Астрономией" такого не будет. Не могу сказать, что мне что-то не понравилось. Просто не врезалось так сильно и эмоционально, как это случилось с прошлыми мюзиклами. Хотя, партию ударника до сих пор набиваю "под столом" ногой - у него здорово получилось "достучаться" до зрителя!
Если говорить о том, что ещё мне здорово запомнилось, что удивило и необычайно порадовало - так это действительно крутая, на мой взгляд, находка с выходом на сцену дирижёра-постановщика мюзикла Владимира Янковского в своей ставшей уже фирменной шёлковой рубашке. Да, этот ход режиссёра оценят только постоянные зрители Чихачёвки, но он волшебен! Потрясающая идея и великолепная атмосфера, подаренная аурой Владимира Владимировича! Весьма и весьма удачный ход!
Также не могу не отметить очень качественную работу со светом и восхитительные декорации и костюмы героев! Художественное оформление мюзикла - как всегда, на высоте! Меня просто поразило звёздное небо на весь зал и впечатлили идеи с созвездиями на реквизите, а также по-своему милая "душевая комната". Особенной похвалы заслуживают костюмы литературных героев любовных драм и, конечно же, совершенно восхитительное платье Моны.
Что же касается артистов - они привычно были на высоте. А по другому в труппе Геннадия Александровича быть и не может!
Замечательный и очень нежный образ учителя Мирою удалось создать Константину Скрипалёву - его игра была великолепна и по-настоящему эмоциональна, честна. Хотя вот с голосом Константина было что-то не то. Лично у меня сложилось впечатление, что Костя выступал немного простуженным, потому что голосу явно не хватало той силы, чистоты и мелодичности, с которыми привычно актёра видеть.
Что же касается исполнительницы роли Моны Натальи Замниборщ, то тут у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, её игра была просто великолепна и выше всех похвал - она действительно сыграла восхитительно и очень живо, открыто, ярко. И, кстати, по её игре прослеживались явные параллели с Моной Анастасии Вертинской. С другой же, я немного удивлён выбором актрисы на главную роль, потому что, всё же, в роли Моны в данном дуэте Наталья смотрелась не вполне органично, на мой взгляд.
Не могу не отметить совершенно восхитительный и потрясающий образ мадмуазель Куку, созданный заслуженной артисткой России Татьяной Петровой - вот уж точно - лучшее перевоплощение и потрясающая сцена с пирожками и, особенно, дуэт с Моной!! Браво, Татьяна!!
Впечатлили и Григ шикарного Юрия Красова с его неповторимым вокалом и мимикой, а также тонкий и нелеповатый Удря Григория Захарьева. Весьма удачные герои прекрасных исполнителей!
Из особо выделившихся для меня артистов также хотелось бы отметить совершенно чумового Отелло Владимира Куркина, шикарнейшего Квазимодо бесподобного Станислава Якубовского с его мощным, чистым и безумно красивым вокалом, наблюдательную горожанку прекрасной, буквально солирующей Анны Альт, волшебную, воздушную и лучезарную Дездемону Дины Велес-Морозовой, так и сияющей на всю сцену своей очаровательной улыбкой, а также потрясающих горожан и гостей в исполнении ярких и запоминающихся в своём образе Антона Фадеева, Евгения Башлыкова и Зины Громоздиной!
Кстати, немного удивили остальные пары литературных героев, заметно проигрывающие по игре Отелло с Дездемоной, которые, казалось, перехватили инициативу на себя и "зажигали" за всех.
Ах, да - чуть не забыл! Очень понравилась идея танцевальной вставки в начале второго акта с блестящим исполнением танца балеринами театра Вероникой Гагкаевой, Оксаной Кучменко и Василисой Паньковой - заворожило!
Словом, у Геннадия Чихачёва в очередной раз получилась совершенно оригинальная, неповторимая и весьма необычная постановка, удивляющая и завораживающая, эмоциональная и необычайно красивая. Да, она не так западает в душу как упомянутая выше "Плаха", но, без сомнения, обладает своим волшебным очарованием и нежной восхитительностью. Хотя, на мой взгляд, по-настоящему её оценят только те, кто уже знаком с "Безымянной звездой" Себастьяна или, хотя бы, одноимённым фильмом. Мои твёрдые 6/10!

"У нас нет времени быть счастливыми."


Рецензии