Уроки доброты. Глава 15. Адмирал и подводная лодка

        http://proza.ru/2015/01/31/1572

     С мотористами у механика  так и остались взаимные  нормальные отношения. Перед увольнением ему выпал шанс еще раз блеснуть тем, что он сотворил в машине 800-го. В часть приехал флагманский механик  морских частей. НЭМС привел его на 800-ый. Швец был его старый приятель, когда-то вместе начинали служить на Шикотане. Тот вырос по службе, кончил  академию и был теперь в чине контр-адмирала. Виктор  с Вовкой Галактионовым ковырялись в своей машине, меняли воздухораспределитель на левом главном двигателе, старый пришел в негодность.
 
       Открывается дверь в машину и  появляется адмиральский погон. Вовик испугался, чего он к ним пожаловал. Представились, положено так, он пожал им  руки и спрашивает.
       — Эту работу  должен выполнять шеф представитель завода «Звезда». Почему вы её делаете. 
       — Сложности никакой, можем делать сами. Готовность корабля к походу не позволяет  ждать такого представителя, — ответил ему Кравцов. 

Посмотрел он машины, прошелся  к  выхлопным  компенсаторам и посмотрел в трюм, повернулся и спрашивает:
      — Когда выкачивали воду из трюма последний раз. 
      — Когда пришли на рейд после похода, а шли  на оборотах 1500,  после  остановки машин с этих оборотов  сливается в трюм вода  из охлаждения турбокомпрессора. В бригаде стоим третий день. Большая приборка  будет только  через два дня, — отвечает без смущения Кравцов.
     — Первый  раз вижу у этого проекта сухой трюм в машине, все механики утверждают, что это невозможно, сейчас вижу что возможно! Молодцы! 

       Пошел в кормовую машину, следом отправился и Виктор. Его же хозяйство.   В кормовой машине места больше, там находится и верстак с наборами разных приспособлений, гаечными ключами, шлиф машинка работающая от воздуха. Народ прибегал шлифовать всякие прибамбасы  для  дембеля.  Адмирал остался  доволен состоянием  кормового машинного отделения.
      — Хорошо служите?
      — Да нет! — отвечает Виктор, — командир говорит, что мы  бездельники и  тунеядцы.
      —Я слышал он у вас новый, пытается утвердить себя. Не обращайте внимания, мы судим о вас по количеству пройденных морских миль, без аварий и поломок.  Я скажу НЭМС Зенченко, чтобы поощрил мотористов за отличную службу.

      Ушли в кают – компанию и продолжили беседу  с механиком там. Скоро пошли на учения для гидроакустиков, вспомнили и про этих. Из Советской Гавани  пришла дизельная подводная лодка, все суда бригады вывели в море и началось. То яйцо опустят, слушают и не слышат. Навыка практически нет, в наушниках какие – то шумы, треск  и писк. Виктор  тоже сходил, послушал жизнь моря. Станции с  яйцом не получилось установить контакт с лодкой.  Соболев сказал  им, чтобы опускали мартышку. Бесполезно, «Груня»  все уши прослушал, нет контакта.

      По радио комбриг дал приказ установить контакт с подводниками посредством ручных гранат, нужно было сбросить две или три в воду, условный сигнал на всплытие. Вызвался бросать «Фанера». Он вообще был любителем всяких приключений, Виктор  не мог понять его тягу ко всяким авантюрам. Надел каску  и пошел  на бак. С ним отправился Кашель. Бросать нужно через промежутки времени. Кашель глядел на часы и давал отмашку. Снизу  в корпус приходила ударная волна, бухало сильно. «Фанера» бросил последнюю гранату. Мотористы  ушли смотреть  оглушенную рыбу. Ни одной, только ил  со дна.

      Появилась железная рыба на поверхности. Смотреть жутковато, из-под воды появляется рубка и пошли буруны вокруг носа лодки. Наверх-то она выскакивает носом. Спустили катер «Чирок», поехали спрашивать, желают ли они пожаловать на фуршет.
       Но  те отказались и отправились в надводном положении к выходу из Анивы. Дело в том, что все подводные лодки проходят пролив Лаперуза в надводном положении. 800-ый не раз  сопровождали через пролив американские лодки, эсминцы и крейсера. Как обычно оказалось, в бригаду 800-ый  не заходит. Остался в море  вместо поломавшихся коллег.  Соболев командует в машину запускать двигатели, закрепили катер,  пошли патрулировать привычным маршрутом.

       Вдруг улыбнулась удача, на глаза попался траулер. Уже упоминалось, что Соболев был без меры нагл. Он  тут же просит их застопорить ход и проспонсировать бочонком селедки. Народ захихикал, нашел время селедку жрать, в море самое то, воды-то пресной запас огромный и тянуть этот запас о сколько времени? Опять спустили катер.

       Ушли Виктор, механик, замполит  и Санька Ноздричев. Там им опустили на катер бочонок. Вернулись, идет большая зыбь. Катер надо поднимать. Он прыгает на волне возле борта. Замполит решил, выставит бочку на палубу, когда катер поднимет очередная волна. Механик уговаривает  оставить бочонок в катере, поднимем все сразу. Но замполит непреклонен, советовать бесполезно. Он самый умный и умелый на корабле, многие еще помнят, как он умеет катать бочки. И вот все убедились, что  бочки с катера на палубу ставить он тоже умеет. Как раз между бортами и поставил. Как  еще сам следом не нырнул. Второй раз ехать совесть не позволила, хотя рыбаки видели эту выходку и посмеялись от души.

       Механик усиленно готовился к убытию. Наловили ему горбуши, засолил ее и поставил  на правый борт, привязал ее к стойке лееров. Время шло, горбуша в бочке солилась. Яковлевич изредка поглядывал за веревками, чтобы не ослабели. Надо же было ему по какой то ерунде затронуть «Карася». Карась, как раз нес дежурство по кораблю.  Швец прицепился к нему с ерундой, вовремя не сделали в его в каюте приборку. Карась пообещал ему сделать генеральную, очистить все и навести  идеальный порядок.

       Обещал, сделал. Ночью мотористы сидели на юте и курили папироску, вдруг слышат всплеск, а следом появляется Карась с довольной рожей. Ночь, есть  ночь, по правилам свет нигде на верхней палубе не горит, в иллюминаторах тоже стоят броняшки. Светомаскировка, очередная блажь нового начальства, играли в прятки, только не объясняли от кого. В пост мотористы вернулись через столовую,  другим путем и не ходили, этот самый короткий.  Рассвело, пошел Виктор  с Вовкой еще курнуть, вышли на палубу и видят, бочки то на палубе нет.

       Сразу сопоставили и всплеск ночью и довольную рожу «Карася». Бочку то уже не вернешь, но и Володю жалко, старался заготовки делал, а этот  Карась, в минуту сплавил за борт труды двух недель. Соболеву конечно вспомнился в памяти разговор в кают –компании, что никто никогда не видит, что падает за борт. Швец конечно понял, кто эту пакость смастерил,  но за руку ведь не поймал.  Даже и поймал бы, так в корабельном уставе,  святой книге помощника, бочек на палубе стоять не должно. Прибрали.

       Была еще одна хлопотная обязанность, называлась эта бодяга – смотровая группа. На 800-ым этой группой командовал  зам. Он был большой любитель шляться по чужим судам, проверять их документы, совать нос во все дыры. Группа всегда была из пяти человек. Полным составом высаживались только на иностранные суда. Пошли  на большой буксир. С корабля штаб требовал цифры, сколько судов осмотрено. Замполит  взял Виктора, «Гнуса»  и Саньку Ноздричева, моторист катера. Зам написал там свой протокол, моряки походили по буксиру, почесали язык с моряками и вернулись к борту. Катер поднимать не стали, собирались еще в одно место, рядом был рыболовецкий колхоз, шаланд и карбасов там немерено, переписал номера и получилось, что в море только и делали, что по судам осмотры проводили. Моряки с мартышки поднялись на борт, «Гнус» остался в Чирке, солнышко светило и он разомлел и прикемарил. Смотровая группа сидела,  ждала. Курили, ждали пока придет зам. Немного покачивало катер и «Гнус» заснул, как в колыбели.

      Карась  взял и сбросил конец, за который был привязан катер. Когда  успел, никто не  видел, подождал пока катер  от дрейфует подальше от борта. А потом
— Глядите «Гнус» уплыл, помашем ему ручкой, — моряки давай кричать
— Серега просыпайся, тебя уносит. 

      Кое-как   проснулся, а делать то что, он не моторист, заводить эту беду не умеет. Рулить то сможет, самое главное завести и включить рукоятку коробки вперед, дать ход катеру. Со стороны смешно. Гнус заметался по катеру. На корабле подобрать его не могут, катер к берегу дрейфует. Притащили матюгальник и давай ему  кричать, что нужно делать. 

      Ученик не сплоховал, и капот поднял, и стартер нашел, завел, правда, не сразу, но завел и сел за руль.
     — Включай рукоятку справа возле колена и потом ногу на педаль газа, — кричат ему.  Педаль, слава богу, одна, нет сцепления  и тормоза нет. Катер нужно останавливать, заранее выключив винт, или переключать винт назад и тормозить двигателем.  Поехал, быстрее и быстрее, теперь проблема в корабль не врезаться. С  первого захода причалить ему не удалось, а может, решил продлить удовольствие от вождения. Кто управлял, тот поймет. Удовольствие несравнимое. Два  круга два вокруг корыта сделал, причалил и пообещал набить морду «Карасю». Тот пока спрятался. Серега быстро остыл и стал хвалиться, какой он умелый рулевой. После того случая катер стали сразу поднимать на борт. 

       Ночью ползли на одном среднем двигателе. Виктор  пошел на ют покурить, в курилке летом сидеть не хочется, по дороге позвал «Нормалька».   Вылез он из гиропоста, дверь на палубу отрыта. Видят,  стоит Кашель в темноте, у самых лееров на юте и смотрит, как винты воду выбрасывают. «Нормалек»  тронул Виктора за руку, палец к губам приложил и показывает на него и  рукой  вниз. Тихонько идут, чутье у того звериное  или шаркнули они. Да нет наверно, в тапках, же шли.  Значит чутье, метра два оставалось, повернулся Кашель и быстро слинял с юта,  глянул с подозрением. Кто его знает, чем бы дело кончилось?

       Вся дисциплина на корабле  покатилась к чертям. Кашель шляется по кораблю, в рубке его не найдешь, а вахта то ходовая, рулевой новенький,  весной пришел с ускоренного выпуска,  в столовой чай пьет. Баранку за него автопилот крутит.  Радиометрист в посту дрыхнет, на экран не смотрит, сигнальщик  на юте курит. Народ в кубриках спит, одни мотористы в машине кочегарят, ход обеспечивают.
      — Куда идем? — спросил  Виктор у рулевого.
      — Не знаю, — говорит. — Курс дал и ушел, его нет в рубке ни на мостике. Походил Виктор по кораблю и понял, Кашель в каюте залег, правдолюбец хренов. Светать начало, вдалеке огни показались, от кораблей такого светового пятна не бывает. Бывает только от города, рассеянный кверху свет. Батюшки, так мы уже скоро войдем в территориальные воды Японии.  Постучал ему в дверь и спросил
      — В какой город прибываем. В Вакканай или Немуро.

      Выполз, рожа заспанная. Подумал Виктор, что бывшие, себе такого не позволяли. Сергей Иванович  пока на якорь не поставит, с вахты не уходил. Был случай, Кашель чуть в берег не вогнал корабль.  Сигнальщик увидел, что берег рядом и дал звонок в машину  на остановку двигателя. Такие вот пирожки. Зимой ходил щеки от важности раздувал, а на деле оказался….   

      После захода в бригаду Швец сказал:
     — Послезавтра пойдете со мной в город, поможете мне сложить контейнер.
Хорошо, кто откажется,  немного поработать и промочить горло. Кончили ему контейнер паковать, сходил в магазин через дорогу. Притащил пожевать и шнапсу. Во время прощания, он признал.
     — Редко такие толковые, как вы попадались. Я попрошу  сильно не конфликтовать с Соболевым. Это очень опасно, можете себе и срок заработать.

     Фанера остался  за механика, лейтенант должен прибыть через три недели. НЭМС решил никого на 800-ый не давать,  сказал, что  сами справятся. Эту шпильку он подпустил специально для Соболева. Тот теперь будет вынужден справляться у Фанеры о расписании работы двигателей и  о работах в машине.

      Прямо на следующий день после отъезда механика Соболев решил брать быка за рога. Вызвал «Фанеру»  и Виктора  в каюту к себе.
      — Если вы думаете, что  у вас теперь анархия, ошибаетесь. Лично вами займусь. Нам предстоит вставать в средний ремонт, перед ним еще один выход на неделю, потом ходовые со снятием всех параметров для специалистов завода. Если будете халтурить, согну вас в бараний рог.

      — Гнуть можете начинать прямо сейчас – подзавелись они,— Еще посмотрим, кто кого загнет, нас то двое. В этом случае мы себя сдерживать не будем. Ваша с помощником дурь уже в печенках сидит.
 
      — Я вас всех на киче сгною, — забрызгал слюной кэп, — вы у меня на сутки будете оттуда вылезать и следом отправляться назад.

       — Хватит пугать. — закипело у Виктора, — Меня уже два года назад, бывший механик, пистолетом пугал, гастрит его потом  замучил. Нам эти угрозы на пустом месте, до фени. Предъявить нам, ничего кроме личной неприязни, вы с Кашлем  не можете. Можете отправляться со своими претензиями   к НЭМС и требовать там нам замену. Интересно будет посмотреть, как лучших специалистов части будут менять неизвестно на кого. Могу подсказать и точный адрес к кому отправляться с претензиями на меня, бывший механик   ждать уже устал, только идти к нему не с чем. Обиды к делу не пришьешь. Мы так понимаем на этом разговор окончен, переливать из пустого в порожнее не будем.

Продолжение: http://proza.ru/2015/01/31/1775


Рецензии
Владимир!
Я даже назвала бы эту главу трагической!
Вот до чего может довести отличную команду дурное начальство - и до беды недалеко!
А ведь могла неминуемо и беда случиться с Кашлем... Учуял опасность по-звериному!
Ну и новый кэп тоже зверь... слов нет у меня, пишу цитату:
- Согну вас в бараний рог! - орал Соболев.
— Гнуть можете начинать прямо сейчас – подзавелись механики,— Еще посмотрим, кто кого загнет, нас то двое. В этом случае мы себя сдерживать не будем. Ваша с помощником дурь уже в печенках сидит.
— Я вас всех на киче сгною, — забрызгал слюной кэп, — вы у меня на сутки будете оттуда вылезать и следом отправляться назад.
— Хватит пугать, — закипело у Виктора.

...А мне так бочку селёдки и бочку горбуши тоже жаль!
Со вздохом,

Элла Лякишева   21.09.2020 09:04     Заявить о нарушении
Прототип Швеца все-таки уволился. Был потом механиком большой автоколонны. А случаи исчезновения людей в море иногда случаются. Быть командиром не легко. Надо уметь закручивать гайки, чтобы не сорвать резьбу.

Владимир Сысун   22.09.2020 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.