Мой дядя Николай Петрович Жданов

МОЙ ДЯДЯ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ЖДАНОВ


                Я пишу потому, что видел людей и вещи,
                о которых мне хочется рассказать. Я даже                думаю, что обязан об этом рассказать.
                Эрскин Колдуэлл.

Как стремительно бежит Время…
Стремление защитить от беспощадно-прожорливого Времени хотя бы на какое-то время память о многих родных и близких людях и о происходивших событиях побудило меня к написанию воспоминаний. Вы, надеюсь, согласитесь со мною, что мы реально по-настоящему владеем только Прошлым, так как Настоящее- это лишь то мгновение, которое тут же превращается в Прошлое, а накатывающееся на нас Будущее тут же перемалывается Настоящим, превращающим его тоже в Прошлое. Это как поется в песне: «Есть только миг- за него и держись!» Но и Миг невозможно ухватить, так как он, ускользая от нас, превращается в Прошлое! Такова диалектика Прошлого, Настоящего и Будущего, пребывающих в Вечности. Единственное в мире, что можно назвать постоянным- это постоянную Изменчивость Всего и Всегда. Жизнь- это непрерывная Метаморфоза (переменчивость, изменяемость). Невозможно ухватить даже Миг этой Метаморфозы. Но хватит философствовать…               

Написать рассказ о своем дяде Николае Петровиче Жданове (1917-21.10.1982) я, Юрий Алексеевич Жданов, задумал давно. И не только о нем. Не я живу в прошлом- оно живет во мне, и требует поведать о былом. Каждый день не только порождает новые события и впечатления, но и лишает нас многого, оставляя о нем лишь память. Хочется закрепить словом воспоминания о родных и дорогих для сердца людях. Многое из задуманного уже удалось осуществить. Опубликованы рассказы: «Наша мама- Раиса Моисеевна Жданова»-  о маме Раисе Моисеевне Ждановой (28.04.1914-27.09.2014); «82-я авиаэскадрилья сражается», «От Хаджибейского лимана» и «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики»- об отце летчике-разведчике Алексее Петровиче Жданове (21.02.1914-10.09.1945); «Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов»- о дедушке Петре Родионовиче Жданове (12.07.1886-12.01.1969); «Кедровые рощи Дмитрия Жданова в Прасковеевке»- о дяде Дмитрии Петровиче Жданове (20.10.1915-31.10.1999); «Мастер виноградарства «Массандры» Александр Петрович Жданов»- о дяде Александре  Петровиче Жданове (19.05.1919-12.12.1985).  .

На моем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) в рассказе «Рассказы Юрия Жданова о родственниках» указано все уже написанное и размещенное на этом сайте о маме, отце и родственниках.

А вот что уже удалось опубликовать об отце- старшем лейтенанте Алексее Петровиче Жданове, который свой боевой путь во все 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов прошел сначала в составе 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи (82-я ОМРАЭ), а затем 30-го Отдельного морского разведывательного Севастопольского Краснознаменного авиационного полка (30-й ОМРСКАП) ВВС Черноморского Флота. Участвуя в боевых полетах, он выполнял также обязанности начальника связи эскадрильи, а затем полка. Эти рассказы посвящены памяти отца и его боевых друзей.

1. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана…                Газета «Радость»,  № 5- 6, 2010. с. 10- 11.
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и    музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»). Экземпляр этой газеты с рассказом «От Хаджибейского лимана» передан и Краеведческому музею города Евпатории. 

2. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана…                Газета «Радость»,  № 5- 6, 2010. с. 10- 11.
на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (www.radost.dop.mskobr.ru) в разделе «Издательская деятельность».

3.   Юрий Жданов. 82-я авиаэскадрилья сражается. 
Альманах «Лауреаты и номинанты «Орбиты». Специальный выпуск альманаха   «Золотые протуберанцы» Литературного объединения «Орбита-1» при ДК МАИ. М., 2010. 482с. Тираж 400 экз. (стр. 108- 114). 

4. Юрий Жданов.  Рассказы: Нога в ботинке. Фашистский самолет-разведчик сбит!  Парашютик- весточка от отца. Крошки хлеба. Джульбарс. Летчики шутят. Опубликованы в альманахе: «SOSТОЯНИЕ». Выпуск литературных объединений «Подмосковные протуберанцы» и «Орбита-1» при ДК МАИ, альманах-2011. В двух томах. Первый том. М. 2011. 326с. Тираж 350 экз. (стр. 198-232).

5. Юрий Жданов. Рассказы: Гильза-светильник. Кукла с детонатором. Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2012. Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы». Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2012. 548с. Тираж 300 экз. (стр. 53- 92). 

6. Юрий Жданов. Рассказы: ДОТ- Долговременная огневая точка. Кедровые рощи Дмитрия Жданова в Прасковеевке. Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов.
Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2013.                Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы». Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2012. 520с. Тираж 300 экз. (стр. 36- 76). 
                7. Юрий Жданов. 82-я авиаэскадрилья сражается. Евпаторийский альманах,  № 11 Литературного объединения имени Ильи Сельвинского. Изд-во «Крымский Афон». 2013. 388с. с. 83- 89. Тираж 100 экз.

8.  Юрий Жданов. Рассказы:  Нога в ботинке. Парашютик- весточка от отца. Кукла с детонатором. «Парикмахер» со взрывателем. Хлеб в сиропе. Кожанка отца. Под бомбами в Керченском проливе. Наша землянка-бомбоубежище. Доктор, помогите. «Змеиный» подвесной мост. Хочу быть Андреем. 
Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2014.                Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы».                Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2014. 550с. Тираж 300 экз. (стр. 423- 486). 

9. Юрий Жданов. Рассказы:  Рассказы об отце. Рассказы о маме. Наша мама- Раиса Моисеевна Жданова. Рассказы Юрия Жданова о родственниках. Нога в ботинке. Фашистский самолет-разведчик сбит! Парашютик- весточка от отца.  Крошки хлеба. Джульбарс. Летчики шутят. Гильза-светильник. ДОТ- долговременная огневая точка. Кедровые рощи Дмитрия Жданова в Прасковеевке. Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов.  «Парикмахер» со взрывателем. Хлеб в сиропе. Кожанка отца. Под бомбами в Керченском проливе. Наша землянка-бомбоубежище. Доктор, помогите. «Змеиный» подвесной мост. Хочу быть Андреем. 82-я авиаэскадрилья сражается. От Хаджибейского лимана.  Мастер виноградарства «Массандры» Александр Петрович Жданов. Евпаторийскому десанту посвящается! …
Опубликованы на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2

О своем прадедушке Алексее Петровиче Жданове написала рассказ и его правнучка Анастасия Алексеевна Жданова:                1. Анастасия Жданова. Летчик-разведчик. «Радость»,  № 3- 4, 1995.                2. Анастасия Жданова. Летчик-разведчик. «Детская Роман-газета»,  № 5, 2008.   
                В музее московского Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»), посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, есть стенд, на котором рассказано об отце и его боевых друзьях, даны фотографии военных лет, демонстрируется кожанка-реглан Алексея Петровича Жданова, а также модель самолета- морского ближнего разведчика МБР-2 (См.  на сайте ЦТРиМЭО «Радость»  www.radost.dop.mskobr.ru в разделе «Издательская деятельность»: «Радость»,  № 5- 6, 2010. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана… с. 10- 11). Музей с большим интересом посещают не только учащиеся музыкальной школы и их родители, но и другие московские школьники, а также ветераны войны и гости школы.   
                У меня были три замечательных дяди- родные братья моего отца. О каждом из них у меня остались очень добрые воспоминания. Думаю, что именно такими и должны быть отношения мужчин к своим племянникам. А секрет  кроется в том, что все четыре брата с самого детства очень дружили между собою, и в этом великая заслуга их родителей. Роль семьи в воспитании взаимной доброты очевидна. Добрые чувства, воспитанные в семье, неизбежно обращаются и на других людей. Все братья были трудолюбивы, честны и добры в отношениях с окружающими. Люди чувствовали высокую порядочность братьев, знали, что с ними можно поделиться своими заботами и ожидать от них реальную бескорыстную помощь.
                Сейчас я напишу о брате отца- дяде Коле, как я всегда его называл.

Путешествую по старым фотографиям. Беру в руки фотографию, на которой дедушка и бабушка со всеми своими детьми- четырьмя сыновьями: Алексеем, Дмитрием, Николаем и Александром. Дата не указана, но время съемки можно примерно определить по возрасту детей. Самый младший- Александр, по нему, как младшему, легче определить время съемки. Он родился в 1919 году. На фотографии ему примерно десять лет. Значит, фотосъемка была примерно в 1929 году. Фотографировались они на огороде. Бабушка и дедушка сидят на стульях, дети стоят: слева направо Александр, Алексей, Дмитрий, Николай. Дедушка с усами, в темном костюме, в белой фуражке, в начищенных ботинках, а бабушка в длинном темном полосатом платье, ее левая рука лежит на колене, а правая- на спинке стула. Перед дедушкой и бабушкой сидит собака. Все, кроме бабушки, смотрят в объектив фотоаппарата. Бабушка сидит, немного наклонившись в сторону дедушки, ее сосредоточенно-напряженный взгляд устремлен чуть вправо от себя. Все братья, кроме старшего- Алексея, в фуражках и светлых рубашках с длинными рукавами. Алексей (будущий мой отец)- в темной рубашке и темных брюках. Николай держит мяч в левой руке. Он в коротких штанишках и темных чулках. Слева в глубине  видны пчелиные ульи.

О некоторых моментах встреч с дядей Колей я уже поведал в рассказах: «Грабители винограда», «Шалаш на крыше». А вот фрагмент из рассказа о моем дедушке: «Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов».

«Вскоре он познакомился в Магараче со своей будущей женой- Анной Яковлевной Ждановой (1894-1947), в девичестве- Полтавченко. Крепко обосновались они здесь, когда у них родились четыре сына: Алексей Петрович Жданов (21.02.1914-10.09.1945), Дмитрий Петрович Жданов (20.10.1915-31.10.1999), Николай Петрович Жданов (1917-21.10.1982) и Александр Петрович Жданов (19.05.1919-12.12.1985). Все сыновья, как в свое время и Петр Родионович со своими братьями и сестрами, хорошо помогали родителям во всех хозяйственных делах. У каждого из них в дальнейшем сложится интересная трудовая жизнь. По пути отца пойдет младший сын- Александр, который примет от отца эстафету виноградарства. Старший сын- Алексей, поступив на воинскую службу, станет летчиком-разведчиком Военно-Воздушных Сил Черноморского флота. Сын Дмитрий будет сначала  виноделом (в совхозе «Ливадия», входившем в комбинат «Массандра»), а затем лесником на Кавказе, где вырастит около села Прасковеевка Геленджикского района огромные кедровые рощи итальянской сосны пинии. Сын Николай будет трудиться в винкомбинатах «Магарач» и «Массандра», а затем рыбаком на Камчатке. Все братья будут воевать на фронтах Великой Отечественной войны. Семью Петра Родионовича все знали как трудолюбивую и дружную. Веселья в семье прибавилось, когда стали появляться внуки. Жить бы и радоваться. Но на горизонте сгущались грозные тучи…                День 22 июня 1941 года круто повернул жизнь всей страны: ВОЙНА!                Сыновья ушли сражаться с врагом».

Каким дядя Коля остался в моей памяти? То, что  я лично помню о нем, относится к послевоенному времени, то есть с 1945 года, остальное- по рассказам знавших его.
До Великой Отечественной войны 1941-1945 годов дядя работал ночным сторожем на винодельческом заводе Виноградарско-винодельческого комбината «Магарач». Во время одного из дежурств он пытался задержать грабителей, но силы были не равны: он один против нескольких человек. Грабители сбросили его с прибрежной скалы, на которой расположен завод. Он чудом остался жив: спасло то, что во время падения ремень винтовки зацепился за корягу. Дядя повис над пропастью. При падении он сильно разрезал об острые камни щеку. Истекая кровью, он провисел над пропастью до тех пор, пока пришедшие утром рабочие не услышали его призывов о помощи. Шрам на щеке у него остался на всю жизнь.

Демобилизовавшись из армии после окончания войны, он приехал в Массандру, где стал работать водителем на «Студебеккере»- мощной грузовой автомашине. Он выполнял рейсы по перевозке бочек с вином из Массандровского винзавода  № 2, а также другие рейсы, необходимые заводу. Кроме того, он вместе с работниками виноградарского отделения Виноградарско-винодельческого комбината «Массандра» охранял виноградники от желающих пограбить государственные плантации в период созревания винограда. А таких желающих было достаточно. Помню, как однажды ночью сторожа задержали большую группу грабителей, которые не только полакомились виноградом, но и порезали финками много виноградной лозы. Задержанных заперли в помещении правления совхоза до прибытия милиции, а финки отобрали. Утром с задержанными провели «воспитательную работу». Так как они осознали свою вину и раскаялись в содеянном, их отпустили. Были случаи, когда грабители оказывались очень опасными. От таких, как помню, дядя сильно пострадал во время ночного дежурства. Грабители бросали в него камни, один из которых попал ему в шею. Рана вызвала появление фурункулов, которые, несмотря на лечение, долго не исчезали.         
                Дядя Коля был отличным охотником: без трофеев не возвращался с охоты. Он как-то позволил мне, мальчишке, произвести, при его страховке, несколько выстрелов в воздух из охотничьего ружья. Дробь для патронов он изготавливал сам, и я иногда помогал ему в этом. Расплавленный свинец выливался в самодельный лоток, на дне которого были сделаны дырочки, как в дуршлаге. Свинец, протекая каплями через дырочки, попадал в воду, находившуюся в подставленном под лоток ведре. Упав в воду, капли свинца мгновенно затвердевали, обретая  почти круглую форму. Некоторые из этих дробинок были с заусенцами, которые удалялись путем резкого встряхивания полученной дроби в специальном приспособлении.   
                Однажды дядя Коля поймал куницу и принес ее домой, чтобы показать нам, детям.    Об этом случае я написал стихотворение «Поймал куницу детям дядя Коля» (оно есть на моем сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2). Вот это стихотворение: 
   
Поймал куницу детям дядя Коля
И, в куртку завернув ее, принес.
В весельи-радости жила она на воле,
А тут расплакалась без слез.
Как ртуть подвижна и опасна:
Не ядом- яростью когтей.
Мечта ласкать ее- напрасна!
Зубов ее вам не найти острей.
Опасность эту зная, дядя Коля
Хотел красотку в клетку запереть,
Но вырвалась она из рук на волю,
На них свой след успев запечатлеть.
         Юрий Жданов   10.01.2013
                Во время ловли куница сильно поцарапала ему руки. Когда мы налюбовались этим прытким пушистым и свободолюбивым зверьком, он отпустил его на волю.   
                У дяди была поэтическая натура. Стихи свои он записывал в тетрадки, и иногда некоторые из них читал мне. Жаль, что тетрадки эти не сохранились.
Когда правление комбината «Массандра» подарило за трудовые достижения дедушке-Петру Родионовичу Жданову небольшой одноэтажный домик на его огороде, дядя Коля смастерил себе шалаш на крыше этого домика. И в этом он был романтиком: в шалаше было очень уютно. Чтобы оказаться в нем, нужно было подняться на крышу по приставной лестнице. Особенно уютно было внутри шалаша вечером, когда здесь горела керосиновая лампа или свеча. При таком освещении казалось, что мы уединились и защитились от всего окружающего мира. Здесь дядя Коля ночевал, мечтал, сочинял стихи… Чем-то таинственным веяло от этого шалаша, и эта таинственность притягивала. Дядя всегда был рад, когда я навещал его здесь…Однажды, спускаясь по приставной лестнице, я увидел около ее основания змею. Может быть это был и уж, но так как уже смеркалось, я не стал выяснять, ядовита ли эта змея. Дождался, когда она уползла в кусты, росшие вдоль забора. Об этом шалаше я написал рассказ «Шалаш на крыше» (он есть на моем сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). В нем имена действующих лиц изменены. Вот этот рассказ.

ШАЛАШ НА КРЫШЕ

Этот шалаш построил для себя дядя Алеши, любитель романтики. Ему захотелось иметь личное пространство, в котором он мог бы в уединении читать, сочинять стихи, рисовать, размышлять… Наземный шалаш его не устраивал, так как в него мог кто-нибудь войти, нарушив уединение. И вот он решил сделать шалаш на крыше домика, стоящего в огороде его отца- Алешиного дедушки. Семья дедушки жила в Массандре, в одной из квартир двухэтажного многоквартирного дома. В теплое время года члены семьи предпочитали пожить в домике на огороде. Дядин шалаш оказался очень уютным. Попадали в него по лестнице, приставляемой к крыше. Когда дядя оказывался в шалаше, он подтягивал лестницу вверх и хранил ее на крыше. Шалаш его оказывался недоступным для «землян», то есть для находившихся на уровне земли. Когда Алеша забирался в шалаш и закрывал его дверцу, казалось, что находишься, подобно Робинзону Крузо, на необитаемом острове. Дядя, видимо, и мечтал оказаться, хоть ненадолго, единственным обитателем своего «необитаемого острова». Здесь он читал одиннадцатилетнему племяннику, по его просьбе, свои новые стихи, беседовал с ним, рассказывал, как прошла у него очередная охота… В шалаше на полочке лежали книги и тетради со стихами, на стене висело охотничье ружье. Днем дядя работал шофером на грузовой американской автомашине «Студебеккер»: возил бочки с вином- продукцию винзавода № 2 комбината «Массандра». Кроме того, когда созревал виноград, дядя помогал охранять ночью виноградники. Дежурства эти иногда оказывались очень опасными, так как грабителей, желающих попользоваться плодами чужого труда, здесь хватало.
Однажды Алеша, спускаясь с крыши, увидел на земле лежащую рядом с приставленной лестницей змею. Свернувшись кольцами, она спокойно отдыхала. Как быть? Когда он постучал рукой по лестнице, змея стала медленно уползать: хотя у змей нет внешних ушей, они способны воспринимать низкие звуки и колебания. Видимо, почувствовав колебания от ударов рукой по лестнице, она и стала уползать.
Шалаш очень хорошо запомнился Алеше: ведь в нем было так уютно и романтично.         Разве такое забудешь? Юрий Жданов    24.08.2011               
В 1947 году, после кончины моей бабушки- Анны Яковлевны Ждановой, дядя Коля уехал на Камчатку. Он жил и работал (рыбачил) в городе Петропавловске-Камчатском. О своей жизни дядя Коля сообщал в письмах, которые направлял в Массандру своему младшему брату- Александру Петровичу Жданову. В некоторые письма он вкладывал фотографии с надписями на обороте. Вот, например, на обороте одной из своих фотографий, отправленных брату Александру, он написал: «На память от меня тебе, братишка Шура, и тебе, дорогая Настенька. Камчатка. 1973 г. Ноябрь месяц». (Настенька- это жена его брата Александра- Шуры).

Рассматриваю фотографии: дядя  Коля на коне с ружьем в руке. Он не один раз катал меня на этом красавце-коне. А на другом фото, на котором ветер лихо разметал его уже поредевшие волосы, на обороте написаны первые строки стихотворения «Осень» Ивана Алексеевича Белоусова (1863-1930)- русского поэта-самоучки:

Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал…

Размышляя о минувшем, убеждаешься в правоте писателя Германа Гессе: “Каждый человек есть нечто большее, чем кажется себе. Он представляет также уникальную, неповторимую, всегда значимую и замечательную точку, в которой пересекаются явления мира только один раз и никогда более в таком сочетании.”
               
                Юрий Жданов   31.01.2015


Рецензии