Евдоха- гусеница
-Да, видно, правда! Глянь-ка, прет тебя,как на дрожжах!_Ехидная улыбка растянула сухие губы Евдокии. -Вы ведь теперь шибко ранние,- продолжала она жалить девушку.
-Зашли за угол, склещились ,как сучка с кобелем,и вся ваша любовь! О-хо-хо! Шалавы вы, шалавы..Креста на вас нет! Евдоха обдала Нюрку презрительным взглядом, смачно плюнула и поковыляла прочь. Нюрка стояла ни жива, ни мертва: теперь все село узнает о ее беременности! Теперь хоть в омут головой! Затравят!
Грубость и бесцеремонность старой Евдохи знали на селе, а потому боялись ее злого языка, как огня..Молодежь старалась обходить злобную бабку стороной.
-Гусеница идет!-кричали мальчишки,заметив ее ковыляющую фигуру.Внешний облик старухи напоминал это малоприятное насекомое: зеленый засаленный халат блестел на солнце, как шкурка гусеницы, черный платок на голове дополнял это сходство..
Евдоха тащилась по улице, обливаясь потом. Стоял нестерпимый зной, село словно вымерло. Только у ворот Миронихи сидели две бабы: сама Мирониха и ее кума Анисья. Евдоха,громко шаркая старыми галошами, подошла к ним .. -Слыхали, бабы,-прохрипела от задышки гостья,- Нюрка,кривого Петра дочка, понесла от Митьки Ухова! И,нахалка,даже зенок своих не прячет! Я ей толкую про стыд, а она встала бесчувственная ,как колода,и хоть бы что! Вот молодежь-то пошла! Старуха затрясла головой с таким остервенением, как будто десятки насекомых свалились на ее платок.
-Раньше -то ведь как бывало,- ударилась она в воспоминания,-парни с девками оставались в хате после вечорок, ложились спать вповалку промеж друг друга, тут уж не то, чтобы обгулять девку- руку положить на недозволенное место большим грехом считалось.
- А сейчас все у них просто! Тьфу! Будьте вы неладны!Стыд совсем потеряли!
-А ты чего сидишь, рассупонилась?- вдруг накинулась она на Мирониху -Аль делать нечего? Страда идет, а она лясы точит, толстый зад насиживает! Лучше бы за своими курями смотрела, из моей кормушки не вылазят !
-Тебе какое дело, старая!- не выдержав, вскипела Мирониха. Сидела бы ,как сверчок за печкой, не таскалась бы по такой жаре! -Мозги, поди, расплавились, вот и пристаешь к людям! Евдаха оставила без внимания вспышку Миронихи и, пытаясь выпрямить колесообразную спину, двинулась дальше, как ни в чем не бывало.- Вот старая,- незлобиво начала Мирониха,- забыла,как сама в оккупации гуляла с немцами..И уж ведь не первой молодости была.Старики рассказывают,как те таскали ее по своим пьянкам-гулянкам. Игривая была бабенка.! Семена, ее мужика, убило в начале войны, а она,как необъезженная кобылица, гарцевала тут, крутила с фашистскими офицерами.Говорят и Васька Иванов из-за нее погиб..Пришел из партизанского отряда ночью к ее избе,чтобы убедиться, правду ли о ней на селе говорят..Мирониха умолкла, погрузившись в воспоминания..
--Ну?-не выдержала Анисья.
- А у не полная хата немцев! Васька -то дурной был; молодой, а она лет на десять старше его, ладная, красивая и на гитаре играла..Он и втрескался.А дело было зимой.Подкрался Васька к окну, да нечаянно подскользнулся,ударил головой по стеклу- шибки как не бывало. Немцы выскочили, орут:"Партизан! Партизан! Стали вокруг дома шарить.По следам и нашли его в сарае - не успел он как следует схорониться. Долго его в комендатуре пытали, но ничего не добились, потом повесили.
-У Евдохи совесть, видать, заговорила, что мужик пропал из-за нее не за понюшку табака, наняла она двух полицаев,ночью его вынули из петли, да похоронили тайком.Немцы утром пошебутились- пошебутились, да и успокоились,никого не тронули.
-После войны ее несколько раз в район вызывали,похоже,за старые грехи. Мирониха опять на минуту умолкла, что-то отыскивая в своей памяти , а затем продолжала: -Люди после войны сильно ее ненавидели, вот Евдоха и уехала в райцентр.Там она лет десять прожила, потом вернулась с мальчиком, привела в порядок свою хату и опять стала в ней жить. Ну, а мальчонке ее потом
тоже доставалось: детвора и взрослые кричали на него:"ублюдок немецкой потаскухи!"А потом скарлатина его прибрала: царствие ему
. небесное! Так и прожила она всю свою жизнь одна. Вот и озлобилась на весь белый свет...
В один из дней, когда Нюра примеряла свадебный наряд, в хату вбежала ее подружка Марийка.
-Нюра,Евдоха померла!- выпалила она с порога.
-Что ты! Неужто правда?- глаза у Нюры стали от удивления большими и лучистыми.Но, спохватившись, что ее радость не к месту, скорбно сказала:-Что на нее обижаться теперь ,на несчастного человека..С таким-то прошлым, не простили ей люди.
-А вот и нет! Говорят на ее похороны приедет из района какой-то важный начальник,- затараторила Марийка .И деньги оттуда выделили! И, понизив голос, сообщила:-Я сейчас в сельсовете была, разговор слышала- не гуляла она с немцами, а связной была в партизанском отряде. Ее реаби-литировали!Вот!-Марийка с трудом выговорила это длинное незнакомое слово.
Нюрка слушала подругу и смотрела на себя в зеркало: из-под красивого белого платья бугорком выделялся живот. Кто знает. чем бы кончилась ее скандальная история, если бы не Евдоха.Разговоры о беременности, запущенные ею по селу, дошли до Митькиного отца, который отличался крутым нравом.
-Сумел обваляться в дерьме, сумей и отмыться!- заявил решительно он Митьке.- Не хочу, чтобы твое дитя выросло без отца!.Веди Нюрку в дом и живите,как люди!
К свадьбе готовились основательно.По иронии судьбы она совпала с похоронами Евдохи. Но после сообщения Марийки это было уже не обидно.Как никак, хоть и прожила Она свой век не сладко,.зато в последний путь уходила достойно и красиво.
Свидетельство о публикации №215013102277