Старые тёрки

    В пригородном посёлке  нашли мёртвого мужчину. Рано утром соседка повела корову на пастбище и увидела его. Труп лежал в канаве с водой, лицом вниз.  Решили, что он ещё с вечера туда упал и захлебнулся. Видимо, был сильно пьяным. Позвонили в полицию. На мокром склоне канавы отпечатался скользящий след, видно кто-то поскользнулся, когда спускался вниз. След нечёткий, размазанный, но рассмотреть рисунок подошвы можно. У трупа на шее и на верхней части спины хорошо видны засохшие полоски грязи. Очень походило на то, что кто-то спускался в канаву, когда мужчина уже лежал там, этот кто-то поскользнулся и попал ногой на шею и верхнюю часть спины. Или спустился  и  придавил  мужчину ногой,  чтобы  тот захлебнулся. Эксперт сфотографировал труп в канаве, после этого труп достали.  На лице прилипшие листья, соринки.  Был ли пьяным покойник, установит вскрытие,  будет ясно,  сам человек упал и захлебнулся, или ему помогли. Бой взял след  и привёл к дверям кафе на станции. Кафе было ещё закрыто, пришлось ждать. Мимо прошла электричка, они не все здесь останавливаются.

   Буфетчица, она из местных, уже слышала новость, сказала, что этот мужчина заходил в кафе вчера вечером после десятичасовой электрички из города. Он взял сто пятьдесят водки, бутерброд с килькой. Ушёл без четверти одиннадцать. Уборщица уже мыла пол перед закрытием  и попросила мужчину пересесть ближе к выходу. Он, молча, выпил, закусил бутербродом  и вышел. До этого был трезвым, во всяком случае, не был похож на пьяного.  Сыщик с Боем вернулись к канаве. Покойника уже увезли в морг.  Было бы неплохо, взять след того, кто в яму спускался и поскользнулся. Но  тут  были следы и тех, кто доставал труп, или просто подходил.  Бой след взял,  и  привёл к дому покойного.  Дома была жена.   Она рассказала, что вчера муж ездил в город  к врачу.  Она не дождалась его возвращения, подумала, может он зашёл к кому, поэтому  задерживается.  Муж обычно спал на веранде, она постелила ему,  сама легла в спальне.  Думала, что муж дома и спит на веранде.  Узнала о несчастье утром, соседка зашла и сказала.

   Сыщик осмотрел дом. Через коридор можно пройти в кухню и на веранду, из кухни в большую комнату и дальше в спальню. Жена могла не услышать, если муж, вернувшись,  сразу бы прошёл на веранду. Бой остался в коридоре,  там  он заинтересовался  чисто вымытыми резиновыми сапогами. Возможно, женщина в этих сапогах подходила к канаве, где нашли мужа. Пришла и сапоги вымыла?  При таком несчастье? Но люди по-разному ведут себя  в таких ситуациях, кто плачет, в истерику впадает, а кто работой отвлекается. В доме очень чисто, все вещи на своих  местах, чувствуется, что хозяйка  за этим следит. Внешне она была сдержанна и спокойна.  Сыщик взял сапог, посмотрел на подошву и поставил обратно. На подошве  был рисунок из  выпуклых, поперечных полос.  Уходя, он попросил у женщины фотографию её мужа.

   
   Как мужчина оказался в канаве?  Почти в  одиннадцать, по словам буфетчицы, он ушёл из кафе, в это время  уже темно. Но он не был очень  пьяным, по её,  же словам. Дорогу знал хорошо, почему свернул с дороги к канаве? Опросили жителей,чьи дома вдоль дороги от кафе, но в сельской местности в такое время на улицах пустынно, никто не видел погибшего в тот вечер. Последними, кто видел мужчину, были буфетчица и уборщица из кафе. Прежде чем уехать, сыщик с Боем ещё раз прошли возле кафе и платформы.  И, не напрасно, Бой,  в кустах, возле платформы  нашёл носовой платок, испачканный грязью. Скорее всего, им вытерли обувь.  А если обувь вытирал тот, кто в канаве поскользнулся?  Бой довёл до расписания, потом через рельсы вывел на дорогу, там след пропал.  Сыщик помнил из расписания, что электрички после одиннадцати вечера у посёлка не останавливаются. Значит, владелец платка уехал на машине, возможно, на попутной,  в сторону города.  Пришлось вернуться к злополучной канаве и взять образец почвы, чтобы сравнить с грязью на платке.

  Сыщик с Боем поехали в морг, нужно было осмотреть одежду пострадавшего и узнать, когда будут результаты вскрытия. В кармане куртки нашли  талончик к врачу, билет на электричку и небольшую сумму  денег. Первичный осмотр не выявил следов борьбы. Точнее будет известно только после вскрытия. Опросили  врача, к которому на приём ездил мужчина, может быть, он что-то необычное заметил. Врач хорошо помнил пациента, тот не раз обращался по поводу катаракты. Но сказать, что мужчина видел настолько плохо, чтобы дороги не различал и мог упасть в канаву, врач не мог. Заключение экспертизы было готово на следующий день. Содержание алкоголя в желудке  и в крови незначительное, было выпито около ста граммов водки, это совпадало с показаниями буфетчицы. Смерть наступила вскоре  после приёма алкоголя. Умер мужчина от острой сердечной недостаточности, возможно, вызванной болевым шоком или электрическим разрядом.  На шее обнаружено красное пятнышко и припухлость вокруг него, это напоминает   след  от  электрошокера. Учитывая, что у погибшего было больное сердце, такой вариант вполне возможен. В канаву он попал уже мёртвым. В дыхательных путях воды не было, только незначительное количество в носовой полости, он лежал лицом в воде. У трупа  выявлены старые, многочисленные переломы и шрамы от операций, мужчина попадал в серьёзную передрягу, что  совпадало с его медицинской картой. Анализ показал, что почва из канавы и на носовом платке совпадает по составу.

   Выходило, что мужчине помогли умереть, а затем столкнули  в канаву, чтобы имитировать смерть от утопления. Предстояло найти убийцу, или убийц.  По опыту сыщик знал, что в небольших посёлках соседи много знают друг о друге. Нужно было расспросить, чтобы больше узнать о погибшем, его семье, окружении. На беседы с жителями посёлка  ушло полдня. Сыщик узнал, что погибший раньше работал на железной дороге, после того как на него напали бандиты, долго лечился. В последнее время работал на птицефабрике. Жили вдвоём с женой, детей не было. Ссор, по словам соседей, не было, правда, что было за закрытыми дверями, этого не знали. Поговаривали, что у жены есть любовник из соседнего городка,  она  там работает. Туда можно доехать  электричкой или на автобусе, но её  часто забирает  такси. Машина ждёт женщину на остановке, об этом многие упоминали. Решили, что это любовник. Нужно было поговорить с любовником. Жена назвала имя и дала адрес, по которому можно найти водителя такси. То, что он любовник, она отрицала.  Таксист оказался не любовником, а дальним родственником. Да, он часто подвозил женщину, если проезжал мимо посёлка. Он работал на маршруте, от железнодорожного вокзала до автовокзала в  своём городке. Дорога мимо посёлка. Звонил родственнице, если ей  по пути, подсаживал на остановке. На тот вечер у него было алиби, вёз пассажиров из города.  Да, он проезжал мимо посёлка, но ещё до прихода туда десятичасовой электрички. Алиби подтвердилось. Опрос  соседей и таксиста не прояснил, кто мог  убить  мужчину. Единственной зацепкой был платок.

   Надо было выяснить, что делал погибший  после  посещения врача до электрички. От врача он ушёл в два часа, а домой вернулся с вечерней электричкой. Может быть, причину убийства следует искать именно в этом промежутке времени. Могло что-то случиться, он мог что-то узнать, или с кем – то встретиться. Или это случайное убийство, оказался не в том месте, не в то время.  Сыщик начал поиски от кабинета врача. Ещё раз спросил у врача, у медсестры, у девушки из регистратуры, не разговаривал ли погибший с кем – то, может быть  ссорился. Нет, ничего такого работники поликлиники не заметили. Куда потом пошёл?  По дороге от поликлиники до вокзала  сыщик с Боем заходили  в кафе, в магазины. По фотографии никто не опознал погибшего,  на записях с видеокамер, там, где они были, он не засветился.  Безрезультатно. Оставались видеокамеры возле вокзала. Просмотрев  записи, сыщик нашёл то, что искал. Мужчина перед вокзалом свернул в сторону рынка.  Но на рынке по фотографии его никто не опознал.

   Часто причина нападения кроется в прошлом пострадавших, поэтому сыщик ознакомился с биографией погибшего.  Ничего примечательного в биографии этого человека не было:  жил в посёлке, работал в городе, на железной дороге, осмотрщиком вагонов. Три года назад на него напали бандиты. Он  увидел, как  они вскрывали  цистерну со спиртом.  Вмешался. Его жестоко избили. Тогда двоих поймали и судили, а один скрылся, и с тех пор в розыске. Мужчина долго  лежал в больнице. Вернуться на прежнюю работу не смог, устроился на птицефабрику рядом с поселком. Здоровье после нападения подорвано, кости срослись, но появились проблемы с сердцем и зрением. А что, если на рынке он того, третьего,  из нападавших на него  бандитов, увидел. Там молодые и шустрые предлагают спирт по дешёвке. Наверняка, спирт ворованный.  Чутьё сыщика подсказывало, что это стОящая версия.

   На рынке они с Боем уже появлялись, и если убийца там, то следует быть осторожнее. Подъехали на машине, остановились за киоском, отсюда удобно наблюдать  за площадкой между киосками. Трое молодых мужчин,  постоянно передвигаясь, на ходу предлагали  спирт и контрабандные  сигареты по дешёвке. При себе у них  по одной бутылке спирта и по пачке сигарет. Если покупатель берёт  больше, то подходит второй продавец и отдаёт  свой товар. Потом оба исчезают, возвращаются уже  с новой партией товара. Один из троих всё время остаётся на площадке, очевидно, он  исполняет роль наблюдателя. По его знаку исчезают  все трое, если появляется полицейский.  Сыщик подумал, что к этому «режиссеру» следует присмотреться внимательнее, он главный в этом действии. Через час наблюдений весь расклад  был понятен, оставалось выяснить, где они товар прячут. Кроме киосков и туалета, рядом не было ничего подходящего для этого. Исчезали продавцы ненадолго, значит,  склад  был рядом. Но увидеть этот склад с места, где стояла машина, не получалось. Сыщик оставил Боя в машине, обошёл  киоски с другой стороны. Там  небольшое кафе, где можно  выпить чашку кофе,  заказать сосиски или салат. Устроившись у окна, сыщик продолжил наблюдение. Чтобы не привлекать внимание, ему пришлось заказать кофе. Теперь он знал, где брали товар. За товаром  заходили в кафе  через заднюю дверь.  Все трое были одеты в неприметные, тёмные куртки, из толпы не выделялись. Сыщик вышел из кафе и позвонил в отдел, вызвал подмогу.  Через полчаса приехали трое в штатском. Договорились, кто кого будет брать, «наблюдателя»  сыщик взял на себя. Одновременно подошли с разных сторон.  «Наблюдатель» первым заметил опасность, подал  сигнал,  и  продавцы кинулись в разные стороны. Сам он побежал к подземному переходу, там  его перехватил Бой.

   Задержали всех троих, обнаружили два ящика бутылок со спиртом и несколько блоков сигарет. Оформили изъятие при понятых. Бой в «наблюдателе» опознал владельца носового платка, который нашли возле платформы  в посёлке. С незаконной продажей спирта и сигарет всё было по закону, а вот убийство ещё надо доказать. Помощники «наблюдателя», работали  с ним недавно.  Оба сидели за мошенничество,  после освобождения занялись нелегальным бизнесом. Показания  давали охотно.  Рассказали, что на  днях,  к  «наблюдателю»  приставал какой – то мужик.  Он  скандалил, грозил пойти  в полицию. Они  мгновенно «исчезли» и смотрели  из кафе, как мужик метался между киосками, искал их. «Наблюдатель» сказал, что это старые «тёрки».  В тот день больше не торговали, ушли  с рынка. Куда потом пошёл «наблюдатель», что делал, они не знают. На следующий день он позвонил, сказал, что всё чисто, и торговля продолжилась. 

  Если «наблюдатель» следил за погибшим, то должен был ехать в той же электричке. Значит нужно найти билетных контролёров, которые работали в десятичасовой электричке в тот вечер. В это время пассажиров немного, они могли запомнить погибшего или  его убийцу. Сыщик был уверен, что «наблюдатель» и есть убийца. Тогда, после нападения на осмотрщика вагонов,  третьего бандита  не задержали.  Если это и есть тот самый третий, и если его узнал погибший, то оставлять свидетеля было опасно.  Вот и мотив преступления.  Женщины,  билетные контролёры опознали «наблюдателя», он отказался покупать билет, грубил, потому они его хорошо запомнили.

   Чтобы  доказать факт убийства, нужны ещё  улики. Сыщик вспомнил о грязных отпечатках на шее и верхней части спины убитого. Там были поперечные полоски грязи, и это видно на фотографии, приобщённой  к делу. Нужна была обувь «наблюдателя».  У него изъяли ботинки с поперечными выпуклостями на подошве, на  анализ взяли почву,  сохранившуюся  между выпуклостями. Это была почва из канавы.  На первых допросах «наблюдатель» отрицал своё причастие к убийству, но потом его припугнули. Сказали, если не будет сотрудничать со следствием, то его прежние подельники по нападению на досмотрщика вагонов, которые ещё сидят, за обещание досрочного освобождения, расскажут всё. Если сам признается,  ему зачтётся сотрудничество со следствием. После нескольких дней раздумья, бандит сдался. Дело можно было закрывать.


Рецензии